• Ср. Апр 24th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Тяжелый бронеавтомобиль

 

Официальное обозначение: schwere Panzerspahwagen (Sd.Kfz.231) 6-Rad, schwere Panzerspahwagen (Sd.Kfz.232) 6-Rad, Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.263) 6-Rad
Альтернативное обозначение: Kfz.67, Sd.Kfz.231, Sd.Kfz.232, Sd.Kfz.263
Начало проектирования: 1930 г.
Стадия завершения работ: в 1932-1937 гг. построено 132 Sd.Kfz.231 \ Sd.Kfz.232 и 28 Sd.Kfz.263.

 

Как бы сильно не хотелось рейхсверу получить специализированное многоколесное шасси для бронеавтомобиля, недостаток опыта и отсутствие должного бюджета долгое время не позволяли продвинуться в данном направлении. Пока велись исследовательские работы было реализовано «компромиссное» решение с использованием шасси от грузовых машин.Рассказывает wofmd.com В 1929 году были проведены первые опыты с 1,5-тонными грузовиками, показавшие пригодность их ходовой части для установки бронекорпуса и вооружения. Конечно же, боевая масса таких машин, выходившая за пределы 5000 кг, повышала нагрузку на раму и оси, но в целом такой вариант посчитали вполне приемлемым. После изучения отчетов 14-го февраля 1930 года в Министерстве вооружений состоялось совещание, на котором было решено продолжить опыты с тремя типами шасси: Daimler-Benz G-3, Bussing-NAG G31 и Magirus M-206. Фактически, две последние модели являлись разработками на базе G-3, отличаясь от него некоторыми доработками, габаритами и двигателями собственного производства. В остальном предполагалось, что шасси будут иметь достаточно большую степень унификации, но на практике выяснилось, что номенклатура запасных частей к этим машинам не совпадает и их фактическое применение в составе рейхсвера и вермахта оказалось недолгим.

 

Разумеется, первой на испытания вышла машина на шасси G-3(p). При массе 2200 кг база была увеличена с 3200 до 4150 мм, а в кормовой части был установлен второй пост управления. Возле обеих рулевых колонок находились конические передачи, соединенные карданным валом, задачей которых являлась синхронизация поворота рулей. Чтобы вписаться в конфигурацию корпуса передняя рулевая колонка получила большой угол наклона. Колеса двух задних ведущих мостов выполнили сдвоенными, а передние управляемые колеса были одинарными.

Бронекорпус массой 2300 кг, спроектированный фирмой Deutsche Werke AG из Киля, имел оригинальную конструкцию сложной формы, которая крепилась на прямоугольной раме шасси. Эта многогранная «ванна» имела сужение на носу и на корме, при максимальном расширении в районе установки башни – такая схема обеспечивала лучшую пулестойкость и впоследствии была с успехом использована на легких бронеавтомобилях серии Sd.Kfz.221\222\223.

Компоновку корпуса можно было назвать «классической» для такого типа машин, выпускавшихся в межвоенный период. В передней части устанавливался бензиновый двигатель жидкостного охлаждения с лобовым радиатором, а также размещались элементы трансмиссии, топливный и масляной бак. Остальное пространство занимал боевой отсек, который был совмещен с отделениями управления. Спереди и сзади размещались места водителей. Наблюдение за окружающей обстановкой производилось при помощи двух куполов цилиндрической формы с полусферическими крышками. Ближе к корме находились места командира машины, который совмещал обязанности пулеметчика, и второго водителя. На крыше корпуса устанавливалась одноместная шестигранная башня с верхним люком и командирской башенкой, в лобовом листе которой монтировался 7,92-мм пулемет Dreyse MG13 с воздушным охлаждением. Масса танковой модификации пулемета составляла 8.76 кг, длина ствола — 1340 мм. Начальная скорость легкой пули — 890 м/с, теоретическая скорострельность — 530-600 выстрелов в минуту, эффективная дальность огня — 2000 метров. Пулемет имел магазинное питание, емкость коробчатого магазина — 25 патронов.

На испытаниях, проведенных в конце 1930 года, выявилось несколько неприятных моментов. Задняя ось оказалась перегруженной, что отрицательно влияло на проходимость вне дорог и приводило к преждевременному износу элементов шасси. Охлаждение двигателя оказалось крайне недостаточным, что в итоге потребовало переработки всей системы, включая установку лобового радиатора увеличенного по площади по меньшей мере на 20%. Обзорность с мест водителей также признали недостаточной, а чисто пулеметное вооружение было явно неадекватным для столь тяжелой машины.

Процесс доработок занял относительно мало времени и уже в марте 1931 года на испытания была представлена модернизированная модель, сначала именовавшаяся как G-4, но в мае 1931 года обозначение шасси изменили на G-3a(p). Помимо устранения выявленных недостатков была дополнительно усилена подвеска. Вместо 4-скоростной коробки передач была установлена новая 5-скоростная (5 скоростей вперед и 2 скорости заднего хода), которая к тому же получила реверс, что позволяло двигаться передним и задним ходом на одних скоростях. Максимальная скорость при движении по шоссейным дорогам поднаялась с 60 до 65 км\ч, а на грунтовых этот показатель увеличился с 30 до 32 км\ч. Несомненно, что все перечисленные улучшения пошли на пользу, но и стоимость армейского варианта шасси составила 24340 рейхсмарок, против 19000 за шасси коммерческого типа.

Сварной корпус машины, с толщиной бронирования от 8 до 14,5 мм (в книге П.Чемберлена и Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны» указывается толщина лобового бронелиста надстройки 25 мм), также подвергся некоторым доработкам. В частности, была изменена его верхняя часть, которая приобрела приземистую надстройку со смотровыми щелями, а вместо массивных башенок для водителей были установлены небольшие купола: передний – с левого борта, задний – по продольной оси корпуса.

Полностью новой стала конструкция башни. Характерные для немцев «рубленые» формы теперь присутствовали только в лобовой части, в то время как общая форма башни была близка к усеченному конусу. Слабое вооружение значительно усилили за счет установки 20-мм пушки 2cm KwK 30 L/50 и спаренного с ней 7,92-мм пулемета MG13 с углами вертикального наведения от -12° до +20°. Боекомплект к ним составлял 200 снарядов и 1300 патронов соответственно. В укладке также перевозился 7,65-мм пистолет-пулемет MP 18/I Bergmann, который находился на оснащении армии с 1918 года. Впоследствии появился опытный вариант с установкой курсового 7,92-мм пулемета MG13 слева от водителя, но в серийном производстве от него отказались. Несколько слов стоит сказать о «главном калибре». Пушка калибром 20-мм могла также вести огонь бронебойными снарядами PzGr (начальная скорость 780 м/с) и подкалиберными PzGr 40 (1050 м/с). Бронебойный снаряд пробивал на дистанции 500 метров броню толщиной 14 мм, расположенную под углом 30°, а на дистанции 100 метров этот показатель составлял 20 мм. Подкалиберный снаряд пробивал броню толщиной до 49 мм на дистанции 100 метров , а до 500 м его бронепробиваемость составляла порядка 20 мм.

 

Поскольку время «поджимало» в ноябре 1932 года Министерство вооружений подписало с фирмой Daimler-Benz контракт на поставку 37 шасси G-3a(p) и 16 шасси G-3(p). Поскольку производство бронеавтомобилей требовало больших финансовых затрат первый заказ для рейхсвера оказался весьма скромным. В этой ситуации Daimler-Benz предложило свои услуги немецкой полиции, которая продолжала использовать «древние» Sd.Kfz.3, но та вежливо отказалась, остановив свой выбор на машине фирмы Bussing-NAG, о которой будет рассказано ниже.

Между тем, общий выпуска бронеавтомобилей на шасси типа G-3 оценивается в 36 единиц, а наиболее массовыми стали бронеавтомобили, производившиеся фирмой Magirus AG на предприятии в Киле – 75 единиц. Есть также упоминание о том, что некоторое количество машин было собрано фирмой Deutsche Edelstahlwerke в Гановере. Корпуса для них производились на предприятиях фирм Deutschen Werke AG (Киль) и Deutsche Edelstahlwerke AG (Ганновер-Линден). В западных источниках указывается, что в сумме построили 123 трехосных бронеавтомобилей Sd.Kfz.231 и Sd.Kfz.232,

В этой связи интересно отметить, что при идентичных корпусах и башнях длина базы у шасси всех трех фирм были разные (Daimler-Benz G-3a(p) – 3000 мм, Bussing-NAG G31p – 2700 мм, Magirus M-206p – 2500 мм), но общая длина оставалась в пределах 5570 мм.

Первоначально трехосные бронеавтомобили получили обозначение Kfz.67, но в 1935 году, после упорядочивания армейских индексов, его изменили на schwere Panzerspahwagen Sd.Kfz.231. Прошло ещё несколько лет и в 1937 году, когда на вооружение был принят четырёхосный вариант бронеавтомобиля, название в очередной раз изменили на schwere Panzerspahwagen (Sd.Kfz.231) 6-Rad.

 

Отдельный заказ в конце 1932 года получила фирма Bussing-NAG, которая в качестве базы использовало шасси типа G31p. Первый прототип отличался от конкурента фирмы Daimler-Benz конструкцией лобового радиатора, наблюдательными башенками водителей и башней более рациональной формы, которая в основании имела цилиндрическую форму, а основная часть представляла собой усеченный конус с одностворчатым люком на крыше. В передней и задней части башни было сделано по два люка. Правый передний служил для установки пулемета MG13, а левый передний и оба задних являлись смотровыми и закрывались бронированными крышками.

В таком виде бронеавтомобиль относительно успешно прошел испытания и был заказан для полицейских частей. Сколько всего было собрано таких машин точно не известно, но сейчас можно говорить по меньшей мере о трёх экземплярах. После этого фирма Bussing-NAG приступила к серийной сборке бронеавтомобилей на том же шасси G31p. Очередной прототип, уже имевший обозначение Kfz.67, получил «стандартизированный» корпус. Вместе с тем, продолжались эксперименты с башней, которая теперь приобрела полностью цилиндрическую форму со скошенной передней частью крыши при сохранении чисто пулеметного вооружения. В серию этот экземпляр не пошел. Изменилась также форма крыльев над передними и задними колесами.

Утверждается, что на предприятии фирмы Bussing-NAG выпустили всего 12 машин, но каких именно типов – ни в одном из источников не указывается. Также не ясно, включались ли в это количество радиофицированные машины типа Sd.Kfz.232 с рамочными антеннами, которых, судя по сохранившимся фото, было не менее двух единиц. Хотя не исключено, что это были переделки из серийных Sd.Kfz.231.

 

Кстати, о «радийных» вариантах. Неприятная особенность Sd.Kfz.231, помимо невысокой проходимости по местности, заключалась именно в отсутствии какого-либо радиооборудования. Идея оснастить радиостанциями все машины возможно и рассматривалась (место в корпусе, по крайней мере, позволяло), но в итоге был принят вариант выпускать отдельную модификацию для командиров подразделений, которая сначала получила обозначение Kraftwagen (Fu) Kfz.67a, а с 1935 года – schwere Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232. Доработки заключались в следующем – в боевом отделении устанавливалась радиостанция Fu.Spr.Ger.»а», а для обеспечения приемлемой дальности связи разработали рамочную антенну огромных размеров. Снизу она крепилась к кормовым бронелистам, а сверху – к башне, на кронштейне со свободным вращением. Таким образом удалось сохранить не только штатное вооружение, но и круговой сектор обстрела, правда общая высота составил 2870 мм. В 1937 году, машины этого типа были переименованы в schwere Panzerspahwagen (Sd.Kfz.232) 6-Rad, но в современных источниках это название трансформировалось в schwere Panzerspahwagen (Fu) Sd.Kfz.232 (6-Rad).

Последней модификацией трехосного бронеавтомобиля также стал «командирский» вариант schwere Panzerfunkwagen Sd.Kfz.263. При этом радиостанция Fu.Spr.Ger.»а» на новую не заменялась – изменилась только форма рамочной антенны, а вместо башни установили неподвижную рубку с одним пулеметом MG13. Соответственно, изменился типа крепления антенны к корпусу и рубке. Общая высота машины увеличилась до 2930 мм, а экипаж составил 5 человек. Всего до 1937 года, когда выпуск трехосных бронеавтомобилей был полностью завершен, собрали 28 машин, которые с того времени обозначались как Panzerfunkwagen (Sd.Kfz.263) 6-Rad.

В опытном порядке два Sd.Kfz.231 (6-Rad) на шасси Daimler-Benz были переоборудованы для передвижения по железным дорогам. Доработки сводились к установке дополнительных металлических роликов на рамах в носовой части корпуса и между задними мостами с приводом на них мощности от двигателя через специальную передачу. В зарубежных источниках упоминается, что обе машины использовались в составе бронепоезда No.3, но судя по тому, что одна из них имела номер Pol 10 019, принадлежала она полицейской части. Есть также сведения о том, что часть машин была перевооружена пулеметами MG34. По всей видимости, других доработок и экспериментов с участием Sd.Kfz.231 (6-Rad) не проводилось – по крайней мере, сведения об этом отсутствуют.

 

Организационная структура, к оторую входили трехосныетяжелые бронеавтомобили, была следующей. В разведывательном батальоне танковой дивизии тяжелые бронеавтомобили находились в составе двух отделений радиосвязи взвода связи (по одному Sd.Kfz.263 на отделение) и в роте бронеавтомобилей (по одному Sd.Kfz.263 в отделении связи). Во взводе тяжелых бронеавтомобилей (schwere Panzerspaehwagen Zug) имелось по три Sd.Kfz.231 (6-Rad) и три Sd.Kfz.232 (6-Rad). Кроме того, в батальоне связи в составе радиороты имелось шесть отделений радиосвязи и в каждом отделении находилось по одному Sd.Kfz.263. В составе роты телефонной связи в 1-м и 3-м взводах было по одному отделению радиосвязи, оснащенному Sd.Kfz.263 (данные согласно штатному расписанию KStN 1162 от 1 октября 1938 года).

Такую же структуру имели во время польской кампании 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 10-я танковые дивизии, а также 1-я и 3-я легкие дивизии. В составе 2-й и 4-й легких дивизий был не разведывательный батальон, а разведывательный полк. В составе разведполка имелся батальон бронеавтомобилей, насчитывавший четыре (2-я легкая дивизия) или три (4-я легкая дивизия) роты. В роте было три Sd.Kfz.231, три Sd.Kfz.232 и один Sd.Kfz.263. Итого, разведполк располагал 28 или 21 бронеавтомобилем, вместо 7. В состав танковой дивизии «Kempf” входил разведывательный батальон SS «Deutschland”, не имевший ни одного тяжелого бронеавтомобиля. Моторизованные дивизии оснащались бронетехникой согласно штатному расписанию KStN 1162.

 

Первой операцией с участием Sd.Kfz.231 (6-Rad), которую трудно было назвать боевой, стал аншлюс Австрии в марте 1938 года. Через полгода машины этого типа были задействованы при «возвращении» Судетской области, а в марте 1939 года они же участвовали в окончательной оккупации Чехии.

Несмотря на то, что с 1937 года вермахт начал получать бронеавтомобили Sd.Kfz.231 (8-Rad), их трехосные «собратья» продолжали оставаться в строю. Настоящим боевым испытанием стало вторжение в Польшу, где Sd.Kfz 231 (6-Rad) находились в составе 1-й легкой дивизии, а также в 1-й, 2-й, 3-й и 4-й танковых дивизиях. В ходе Польской кампании они преимущественно использовались для разведки, но уже тогда стало совершенно ясно, что обладая огромными габаритами и тонкой бронёй Sd.Kfz.231 (6-Rad) не смогут на равных противостоять не только легким танкам, но даже стрелковым системам с бронебойными пулями. Хотя в общей сложности за весь сентябрь 1939 года было потеряно около 12 машин, судьба Sd.Kfz.231 (6-Rad) была фактически решена.

Постепенно устаревшие тяжелые бронеавтомобили заменялись на Sd.Kfz.231 (8-Rad), но к началу вторжения во Францию в составе вермахта оставалось ещё несколько десятков Sd.Kfz.231 (6-Rad), которые в основном находились в подразделениях связи. Например, к маю 1940 года трехосные машины имелись в составе 5-го разведывательного батальона 2-й танковой дивизии и 37-го разведывательного батальона 7-й танковой дивизии.

После завершения кампании во Франции большинство оставшихся Sd.Kfz.231 (6-Rad) использовались уже в качестве учебных бронемашин, в то время как «командирские» экземпляры продолжали службу в частях первой линии. Например, во второй половине 1941 года несколько трехосных бронеавтомобилей имелось в составе 4-й, 6-й и 10-й танковых дивизий. Поскольку эти машины выполняли специфические функции и практически не вступали в прямые столкновения с противником, их строевая карьера оказалась самой продолжительной. Например, по меньшей мере один Sd.Kfz.263 (6-Rad) имелся в составе 92-го батальона связи 6-й танковой дивизии, который в марте 1942 года дислоцировался под Сычевкой.

О судьбе остальных машин достоверных данных нет, но до капитуляции Германии ни одна из них не дожила в боеспособном состоянии и впоследствии все Sd.Kfz.231\232\263 (6-Rad) были утилизированы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Sd.Kfz.231 (6-Rad) образца 1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 5350 кг (Bussing-NAG)
5700 кг (Daimler-Benz)
6000 кг (Magirus)
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5570
Ширина, мм 1850
Высота, мм 2250
Клиренс, мм 285 (Bussing-NAG)
300 (Daimler-Benz)
240 (Magirus)
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка 2cm KwK 30 L/50 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG13
БОЕКОМПЛЕКТ 200 снарядов и 1500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ прицелы TZF 3а (пушка) и Kgz 1 (пулемет)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14,5 мм мм
борт корпуса — 8 мм
корма корпуса — 8 мм
лоб надстройки — 14,5 мм
борт надстройки — 8 мм
корма надстройки — 8 мм
лоб башни — 14,5 мм
борт башни — 8 мм
корма башни — 8 мм
крыша — 5 мм
днише — ?
ДВИГАТЕЛЬ Magirus: Magirus S88, бензиновый, рабочим объемом 4562 см.куб., мощность 70 л.с., запас топлива 110 литров
Bussing NAG: Bussing G, бензиновый, рабочим объемом 3922 см.куб., мощность 60 л.с., запас топлива 105 литров
Daimler-Benz: Daimler-Benz M09, бензиновый, рабочим объемом 3663 см.куб., мощность 65 л.с., запас топлива 105 литров
ТРАНСМИССИЯ Magirus: Zahnradfabrik Umkehrgetriebe, механическая 8-скоростная КПП (8+8)
Bussing NAG: Bussing, механическая 6-скоростная КПП (6+1)
Daimler-Benz: Maybach DSG40, механическая 8-скоростная КПП (8+2)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 65 км\ч максимальная
35 км\ч среднетехническая
32 км\ч задним ходом
ЗАПАС ХОДА 250 км по шоссе
200 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. 20°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.