• Вт. Апр 23rd, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: T29 Heavy Tank
Альтернативное обозначение: 
Начало проектирования: 1944 г.
Дата постройки первого прототипа: 1946 г.
Стадия завершения работ: построено 10 прототипов.

T29 Heavy Tank

Спустя всего год после начала проектирования тяжелого танка Т26 в Ordnance Department стали поступать сведения о наличии у немцев боевых машин, превосходящих будущий «Pershing» как по бронированию, так и по мощности вооружения.Рассказывает wofmd.com Речь шла о «королевских тиграх» и проектах программы «Е», обладавших явными преимуществами по указанным параметрам. Мириться с таким положением дел американцы совершенно не собирались и в марте 1944 года начались предварительные работы по новому проекту. Далее, 14-го сентября был оформлен протокол OCM 25117, предполагавший разработку и постройку опытного образца нового танка, в конструкции которого предстояло использовать наработки по Т26.

В целом, решение тогда казалось правильным. Первоначально планировалось, что в качестве базы будет использована опытная модель Т26Е3, на которую предстояло установить более мощное вооружение и значительно усилить бронирование. Кроме того, новый танк надлежало оснастить трансмиссией CD-850-1 и бензиновым двигателем Ford GAC. Работы по модернизации носили более широкий характер – танк со 105-мм орудием Т5Е1 получил обозначение Т29, а его вариант со 155-мм орудием Т7 обозначался как Т30. Итак, начало было положено.

Предварительный анализ показывал, что уложиться в габариты М26 не удастся. При условии установки 105-мм орудия и нового двигателя корпус, как и ходовую часть, соответственно придётся удлинять, что неизбежно приводило к увеличению массы танка и удельной нагрузки на грунт. Даже самые приблизительные расчеты говорили о том, что Т29 приблизится по этому показателю к «королевскому тигру», но расчет был на то, что некоторые нововведения позволят сделать американский танк более эффективным.

Корпус танка Т29 изготовлялся из литых деталей и катаных бронеплит, изготовленных из гомогенной брони дифференцированной толщины. Подобная конструкция была успешно опробована на М26, что позволило бы улучшить технологичность при серийной сборке новой машины. Вопреки требованиям толщина брони была оставлена практически такой же (максимум 102 мм в лобовой части), как на «Pershing». Компоновка корпуса была классической: отделение управления спереди, боевое отделение в средней части и моторно-трансмиссионный отсек на корме. В крыше боевого отделения был выполнен круглый вырез под установку массивной башни на 80-дюймовом (203 мм) погоне.

Экипаж танка Т29 состоял из 6 человек: водитель и его помощник размещались в носовой части корпуса, а места командира машины, наводчика и двух заражающих находились в боевом отделении. Смотровые приборы были не слишком разнообразны, но обеспечивали хорошую обзорность. В распоряжении наводчика имелся телескопический прицел T143E1 размещенный рядом с орудием и перископический прицел М10Е5 в крыше башни. Командир танка использовал призматические смотровые приборы в командирской башенке и перископ М15. Водитель и его помощник оснащались перископическими приборами М13 Plus, установленными в крыше подбашенной коробки. Кроме того, танк оснащался азимутальным индикатором Т19, а также квадрантами М9 и М1.

Башня, специально разработанная для Т29, получила более сильное бронирование – лобовая часть, где на лафете Т123 с тремя откатными цилиндрами монтировалось 105-мм орудие Т5Е1, имела толщину 177 мм, борта и корма – по 102 мм. На крыше башни находилась командирская башенка с шестью смотровыми приборами М13 Plus, три люка (командирский и центре и два по бортам). В правой стенке башни также имелась бойница для стрельбы пистолета. Учитывая большую массу было предусмотрено две системы поворота – электро-гидавлическая и ручная. При использовании системы первого типа башня совершала полный разворот на 360° за 20 секунд.
Танковое орудие Т5Е1, на момент своего появления, являлось одним из самых мощных в мире. Достаточно сказать, что бронебойный снаряд Т29 (масса 34 кг, начальная скорость 914 м\с) мог свободно пробить бронеплиту толщиной порядка 135-мм, установленную под наклоном 30° на дистанции 914 метров. Подкалиберный снаряд типа Т29Е3, обладая массой 27 кг и начальной скоростью 1128 м\с, при тех же условиях, пробивал ещё более толстую бронеплиту, хотя точных данных для него пока найти не удалось. Также в боекомплект входили осколочно-фугасные выстрелы Т30Е1 (масс 27 кг, начальная скорость 945 м\с). Учитывая, что все выстрела имели раздельное ручное заряжание, скорострельность орудия Т5Е1, доведенная на испытаниях до 6 выстрелов в минуту, оказалась достаточно высокой. Угол максимального возвышения орудия составлял +15°, угол склонения -10°.

Легкое стрелковое вооружение состояло из двух спаренных 12,7-мм пулеметов Colt-Browning M2HB, установленных слева орудия, одного зенитного пулемета того же типа на крыше башни и одного курсового пулемета Colt-Browning М1919А4 калибра 7,62-мм, который обслуживался помощником водителя. В укладке размещалось шесть 11,43-мм пистолетов-пулеметов Thompson, по одному на каждого члена экипажа, и 12 ручных гранат. Боекомплект для крупнокалиберных пулеметов составил 2420 патронов, для 7,62-мм пулемета – 2500 патронов, для 11,43-мм «томпсонов» – 1080 патронов.

Ходовая часть танка Т29 заимствовала ряд узлов от серийного М26. В частности, гусеничные траки типа Т80Е3 шириной 23 дюйма (584 мм) были уширены за счет добавления «шпор» до 28 дюймов (711 мм), что позволило уменьшить давление на грунт. Опорные катки также заимствовались от М26, но их количество на один борт довели до восьми. Подвеска осталась индивидуальная торсионная. Ведущие колеса располагались сзади, направляющие – спереди. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 7 колес малого диаметра. На танках могли использоваться гусеничные траки двух типов (Т80Е1 или Т84Е1) – по 102 штуки на каждый борт. Оба типа траков имели стандартную длину 152 мм и ширину 584 мм, но за счет введения дополнительных «шпор» их ширина увеличилась до 711 мм. Длина опорной поверхности гусениц равнялась 5,2 метра с левого борта и 5,3 метра с правого.

На опытном образце Т29Е1 устанавливался бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель GM «Allison» V-1710-E32, оснащенный жидкостной системой охлаждения и развивавший максимальную мощность 750 л.с. при 2800 об\мин. Объём двигателя равнялся 28,03 литрам. В качестве топлива использовался бензин с октановым числом 80. Ёмкость топливного бака составила 222 галлона (840 литров), ёмкость маслобака – 49 литров.

Специально для Т29, в сотрудничестве с фирмой General Motors, был разработан интересный агрегат под обозначением ЕХ-120, оснащенный электроуправлением и объединивший в себе силовую установку и трансмиссию CD-850-1, которая имела поперечную передачу. Кроме того, данный блок выполнял функции рулевого механизма и тормозов (дискового типа). Впрочем, на всякий аварийный случай, водитель получил в распоряжение два дополнительных рычага механической системы управления. Трехступенчатая трансмиссия типа CD-850-1 с гидротрансформатором имела всего две передачи для движения вперед и одну для заднего хода. Интересной особенностью было дублированное управление – теперь танком мог управлять и помощник водителя. Для разворота требовалось на 1-й или 2-й передаче отклонить рулевой рычаг управления в требуемую сторону. Поворот на месте производился на нейтральной передаче, когда одна из гусениц подтормаживалась, а вторая продолжала движение.

В состав электрооборудования входило два генератора – один главный на 28,5 Вольт (200 А) работавший от двигателя и один вспомогательный с аналогичными характеристиками. Также танк оснащался двумя блоками аккумуляторных батарей. Электричество подавалось на внутреннее оборудование (приборы освещения, радиостанции и т.д.) и фары.

Не забыли американцы и про вентиляцию боевого отделения – два вентилятора, один из которых устанавливался на крыше башни (за местом командира), а второй на крыше корпуса (между местами водителя и его помощника), прокачивали 1500 куб.футов воздуха в минуту. Пожарное оборудование состояло из двух фиксированных и двух переносных огнетушителей заполненных смесью с углекислым газом массой 4,54 и 18,2 кг соответственно.

Средства связи были представлены радиостанциями SCR 508 (в качестве альтернативного варианта могла устанавливаться SCR 528) и AN/VRC-3 размещенными в нише башни. Антенны выводились на крышу. Внутри танка связь между членами экипажа осуществлялась при помощи 6-канального интеркома (переговорного устройства).

 

Пока фирма Pressed Steel Cat Inc. вела работы по танкам Т29 и Т30 война неуклонно шла к логическому завершению. Несмотря на это, потребность в новом тяжелом танке была настолько велика, что 1-го марта 1945 года был оформлен протокол ОСМ 26825, рекомендовавший постройку сразу 1200 машин. Спустя полгода (в августе 1945-го) в Ordnance Department решили, что особо спешить уже некуда и вместо серийного производства дополнительно заказали ещё 4 «пилотных» образца.

Но тут «внезапно» закончилась война с Японией и необходимость в Т29 потеряла прежнюю актуальность, тем более, что основные производственные мощности были загружены выпуском М26 «Pershing». Контракт с фирмой Pressed Steel Cat Inc. и, согласно протоколу ОСМ 28848 от 23 августа 1945, все материалы передавались Chrysler Corporation. К декабрю 1945 года из четырех танков был полностью готов один (он получил индекс Т29Е1), а второй находился в состоянии достройки. Поскольку спешить теперь было абсолютно некуда планы относительно Т29 вновь пересмотрели. Заказ расширили до 10 «пилотных» танков предназначавшихся для испытаний различных агрегатов нового поколения.

 

Доводка первого опытного Т29Е1 продолжалась очень долго – на Абердинский полигон танк передали лишь в октябре 1947 года. На испытаниях выяснилось, что в попытке облегчить жизнь водителю американские специалисты явно перестарались — электроуправление слишком сильно «сглаживало» усилия на рычагах, в результате чего водитель слабо «чувствовал» танк. В скором времени трансмиссию CD-850-1 заменили на более новую CD-850-2 с гидравлическим переключением передач, которая была более эффективна на высоких скоростях (то есть от 20 км\ч и больше). Впрочем, следует признать, что управление столь тяжелым танком было легким, не в пример «королевскому тигру» или ИС-2.

Дальнейшие события развивались следующим образом. Согласно протоколу ОСМ 31645 от 10 июля 1947 количество «пилотных» Т29 сокращалось до 8 единиц. В апреле и мае 1948 года на полигон в Абердине прибыло ещё два Т29. Главным образом испытывали различные компоненты силовой передачи по программам на надежность. Тем временем Т29Е1 был отправлен на фирму General Motors, где на танк предстояло установить авиационный модифицированный двигатель Allison V-12. Второй опытный образец, обозначенный как Т29Е2, получил новую башню Т5, разработанную специалистами из Массачусетсткого Технологического Института. Отличительной особенностью этой конструкции стал гидравлический привод поворота башни. Лафет Т123 также подвергся изменениями – количество цилиндров отката сократили до двух. В таком виде лафет получил обозначение Т123Е1, а орудие стали обозначать как Т5Е2. После установки гидравлической системы вертикального наведения обозначение лафета сменили на Т123Е2.

Между тем, далеко не все танки получили указанные нововведения. Практически все опытные Т29 (машины с порядковыми номерами от 3 до 7) оснащались орудием Т5Е2 и лафетом Т123Е1. В то же время танк с номером 8 получил орудие Т5Е1 и стандартный лафет Т123. Эту машину «зарезервировали» для испытаний оптического дальномера Т31Е1 с базой 8 футов (2,44 метра) и телескопического прицела Т93Е2 на лафете Т136. Дальномер был стереоскопического типа и имел массу интересных особенностей. Прежде всего, он не был подключен к другим системам управления огнём, а обслуживался командиром. Дальность до цели определялась вручную, при помощи контрольной коробки установленной под дальномером. После определения дальности и внесения всех поправок в контрольную коробку данные передавались через эластичный стержень к креплению телескопического прицела Т136. Впрочем, данная система оказалась ненадежной. Был выявлен большой люфт и неточное натяжение стержня, что не позволяло использовать дальномер в боевых условиях. И всё же дальномер оказался очень полезным приспособлением, особенно при стрельбе на дальность от 300 метров.

Кроме вышеуказанного, на танке Т29Е3 испытывались панорамные телескопические прицелы Т141, Т144, Т145 для стрельбы 105-мм орудия с закрытых позиций. Прицелы Т141 и Т144 устанавливались на креплении телескопического прицела наводчика, а Т156 на креплении телескопического прицела Т145 зафиксированном на крыше башни. Модифицированный таким образом танк стал обозначаться как Т29Е3.

В целом, на судьбу проекта Т29 оказало влияние не только окончание Второй Мировой войны. После 1945 года противник сменился и вместо Германии «врагом №1» стал Советский Союз. Достаточно сказать, что к моменту отправки опытных танков на Абердинский полигон советские танкостроители освоили выпуск танков ИС-3 и ИС-4, обладавших 122-мм орудиями и лобовым бронированием толщиной 120-240 мм. Более того, активно велись работы по танку следующего поколения ИС-7, сравнительно с которым машины серии Т29 смотрелись далеко не внушительно.

Программа была окончательно закрыта в 1950 году, когда приоритет был отдан проекту Т43, позднее ставшим более известным под обозначением М103. Со временем все танки, за исключением одного, были отправлены на слом. Единственный сохранившийся Т29 сейчас является экспонатом музея. Ещё один из «пилотных» танков был модернизирован путем установки 120-мм пушки Т53 и получил обозначение Т34 – опыт оказался не слишком удачным и единственный прототип также был разобран.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ТАНКА
Т29 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 64200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 11570 (с орудием)
7610 (по корпусу)
Ширина, мм 3803
Высота, мм 3223
Клиренс, мм 478
ВООРУЖЕНИЕ одна 105-мм пущка Т5E1, три 12,7-мм пулемета Colt-Browning M2HB, один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919A4 и шесть 11,43-мм автоматов Thompson
БОЕКОМПЛЕКТ 63 выстрела для 105-мм орудия
2200 патров для 12,7-мм пулеметов
2500 патронов для 7,62-мм пулемета
1080 патронов для 11,43-мм автомата
12 ручных гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ бинокулярный прицел T143E1, перископ М10Е9, смотровые приборы M15 Plus и М13, указатель азимута Т19, квадрант вертикального наведения М9 и квадрант наводчика М1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 102 \ 54° лоб корпуса (низ) — 70 \ 54°
борта (передняя часть) — 76 \ 0°
борта (задняя часть) — 51 \ 0°
корма (верх) — 51 \ 9°
корма (низ) — 19 \ 0°
крыша корпуса — 38 \ 90°
днище (передняя часть) — 25 \ 90°
днище (задняя часть) — 13 \ 0°
маска орудия — 203-279 \ 0°
лоб башни — 178 \ 0°
борт башни — 127 \ 0°
корма башни — 102 \ 0°
крыща башни — 38 \ 90°
ДВИГАТЕЛЬ GM «Allison» V-1710-E32, бензиновый, 12-цилиндровый, мощностью 750 л.с. при 2800 об\мин, запас топлива 840 литров
ТРАНСМИССИЯ CD 850-1, механического типа 3-ступенчатая КПП, дисковые тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 обрезиненных опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 7 поддерживающих колес, переднее направляющее колесо, заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница Т80Е1 с траками шириной 711 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 35,4 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 121 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 60°
Высота стенки, м 0,66
Глубина брода, м 1,067
Ширина рва, м 1,91
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции SCR508 или SCR 528 и SCR AN/VRC-3

 

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.