• Сб. Апр 20th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Разработчик: КБ завода «Большевик»
Год начала работ: 1931
Год выпуска первого прототипа: октябрь 1931
Развите проекта прекратили в пользу артиллерийского танка Т-26А.

 

В конце 1930 года, параллельно с работами над самоходными артиллерийскими установками на шасси средних танков Т-24 и Т-19, председатель НТК УММ Лебедев выдвинул аналогичные требования на рассмотрение совместной советско-германской Технической комиссии. Рассказывает wofmd.com С немецкой стороны за проектирование взялась фирма Daimler-Benz, с советской стороны создание САУ курировали 4-я секция НТК УММ и 2-я секция НТК АУ. Предполагалось, что самоходное орудие будет иметь следующие характеристики:

боевой вес – до 9 тонн (для дивизионной пушки – 12 тонн);

экипаж – 3-4 человека;

вооружение – 76-мм полковая пушка обр.1927 г. или дивизионная пушка обр.1902 г.;

броня – 11-20 (15-30) мм;

скорость – 30-35 км\ч;

запас хода – 180-200 км.

 

Пока шли подготовительные работы выяснилось, что шасси средних танков советской постройки в ближайшее время получить не удастся. Серийный выпуск Т-24 на ХПЗ организовать так и не удалось, а Т-19 посчитали слишком сложным и дорогим в производстве. Вместо них, как многие знают, предстояло выпускать британские пехотные танки Vickers и американские “кавалерийские” Christie M1928. В то же время, в 1931 году, обновленноё системой танко-тракторного и авто-броневооружений уже было “забронировано” место для дивизионной САУ. Сроки “поджимали” и конструкторам пришлось действовать исходя из сложившихся обстоятельств.

Проанализировав имеющуюся матчасть РККА был сделан логический вывод, что для 76-мм самоходки вполне может подойти ходовая часть танка Vickers, который в СССР из “пехотного” переквалифицировали в “легкий” и обозначили сначала как В-26, а затем – Т-26. Поскольку времени катастрофически не хватало некоторые узлы самоходки проектировались “на коленке”, что делало её скорее экспериментальной машиной. Собственно, радикальных изменений в конструкцию танка Т-26 образца 1931 года вносить не пришлось.

В ходовую часть, применительно к одному борту, входили восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм (сблокированных попарно в четыре балансирные тележки) подвешенные на листовых четвертьэллиптических рессорах, четыре обрезиненных поддерживающих катка диаметром 254 мм, направляющее колесо с кривошипным натяжным механизмом и ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). Гусеницы шириной 260 мм изготавливались из хромоникелевой или марганцовистой стали.

Механическая трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения, карданного вала, пятискоростной коробки передач, бортовых фрикционов, бортовых передач и ленточных тормозов, располагавшихся на корпусах бортовых фрикционов.

Значительным изменениям подвергся только корпус. Нижняя его часть, вплоть до надгусеничных ниш, осталась прежней, а верхнюю полностью переделали. Вместо подбашенной коробки и башен была установлена неподвижная четырехгранная рубка. Боковые и задний бронелисты устанавливались вертикально, и лишь лобовой лист надстройки имел небольшой угол наклона. По бортам рубки были выполнены двери для посадки и высадки экипажа. На крыше монтировалась небольшая невращающаяся командирская башенка с круглым люком и смотровыми щелями.

Орудие, представлявшее собой полковую пушку образца 1927 г. (индекс ГАУ 52-П-323), было установлено на тумбе заимствованной у бронеавтомобиля “Гарфорд”. Хотя эти машины уже были сняты с вооружения по боевой эффективности им не было равных вплоть до появления БА-3, а отдельные конструктивные решения могли ещё послужить несколько лет. Сама пушка также была модернизирована. Для установки на САУ длину отката ствола пришлось уменьшить до 500-500 мм (по другим данным – до 750 мм), однако это не сказалось на начальной скорости шрапнельного выстрела, которая по-прежнему составляла 381 м\с.

Надо сказать, что полковая пушка обр.1927 г. считалась скорее вынужденной мерой, поскольку её прародителем было “короткое” орудие обр.1913 г. “Полковушка” имела массу недостатков, связанных, прежде всего с её баллистическими качествами и углами наведения. Использовать её в качестве противотанкового средства было затруднительно, но для огневой поддержки наступающей пехоты и борьбы с полевыми укреплениями мощности фугасного снаряда или осколочного выстрела считалось вполне достаточно. Максимальная пробиваемость вертикально установленного бронелиста бронебойного с дистанции 100 метров составляла 34 мм, а на дистанции до 2000 метров этот показатель уменьшался до 24 мм. Соответственно, эти же недостатки перешли и к танковому орудию КТ-28, созданном на базе в 1931 году.

 

Сборка самоходной установки СУ-1, проведённая в кратчайшие сроки, повлекла за собой множество конструктивных недоработок и изъянов. На первых испытаниях, проведенных осенью 1931 г., орудие вышло из строя после первого же выстрела и установку пришлось отправить на ремонт. Кроме того, много нареканий вызвала конструкция рубки, выполненная из “сырой” (неброневой) стали. Помимо стесненных условий работы экипажа, вырез под установку орудия делался “на глазок” и потому в ходе прицельного обстрела из пулемета ДТ (дистанция 150-200 метров) в боевое отделение свободно залетали пули.

Испытания было решено продолжить без вооружения. После 30 км, пройденных по бездорожью и пересеченной местности, СУ-1 показала, что её ходовые качества абсолютно не уступают серийному танку Т-26. После ремонта орудия и усиления тумбовой установки САУ была вновь подана на огневые испытания в ходе которых выполнили 41 выстрел с места и 3 с ходу. Если не считать одной осечки, то работа артсистемы нареканий не вызвала. Было также выяснено, что САУ имеет лучшую кучность стрельбы (за счет большей жесткости крепления), но вести огонь с ходу не представляется возможным из-за сильной “болтанки” внутри боевого отделения даже на самой маленькой скорости. Дальнейшие испытания были прекращены в виду отсутствия боеприпасов, а в декабре 1931 года появилось постановление следующего содержания:

 

“СУ-1 испытания выдержала и может быть допущена для проведения дальнейших работ по след. направлениям:

1. Угол вертикального обстрела увеличить до 20 гр., для чего повысить высоту цапф на 40 мм

2. Горизонтальный обстрел довести до ±20°. В рубке иметь два открывающихся окна для ускорения наводки и наблюдения целей. Высоту рубки — увеличить, чтобы не мешалась наводчику.

3. Расположение маховиков должно быть удобно для наводчика и не отрывать его от прицела.

4. Предусмотреть возможность проведения спуска как рукой со шнура, так и ногой — педалью.

5. В бортах рубки предусмотреть шаровые яблоки для пулеметов Дегтярева. Заднее яблоко установить с расчетом пропуска через него троса для искусственного отката орудия.

6. Амбразура орудия должна прикрываться дополнительным щитком для защиты от пуль и осколков.

7. Трубку-визир прямой наводки заменить прицелом-телескопом с полем зрения 10 гр. и с резиновым наглазником… Наводчик также должен иметь собственное окно или люк для обзора поля боя…

8. Для предохранения номеров орудия от отката предусмотреть откидные щитки или иное ограждение.

9. Должны быть предусмотрены специальные места для заряжающего и рации.

10. Боекомплект разместить в гнездах.

11. Предусмотреть перевозимый пулемет Дегтярева и 10 магазинов к нему для обороны машины от пехоты.

12. Необходимо наличие переговорного устройства самолетного типа.

13. Противооткатное приспособление прикрыть бронекожухом. Переделанных таким образом самоходов необходима партия в количестве 100 шт.

Подписи: председатель 4 секции УММ Павлов

Зам. Нач. 5 секции УММ Сакс

Член НТК ГАУ Анисимов”.

 

Исходя из имеющихся результатов в 1932 году был подготовлен улучшенный проект СУ-1, но в то время предпочтение уже было отдано “арттанку” Т-26-4 и самоходной установке АТ-1, обладавшими лучшими проектными качествами. Что касается проекта немецкой фирмы Daimler-Benz, то НТК УММ отказалось в виду его реализации сразу по двум причинам. Во-первых, немецкая разработка сильно задержалась по времени и была представлена лишь в 1933 году. Во-вторых, стоимость разработки немецкой САУ оказалась намного выше запланированной. Тем не менее, в 1936 году, к данному проекту вернулись вновь. После радикальной переработки и использования ходовой части от среднего танка Pz.Kpfw.III удалось получить одну из лучших САУ Второй Мировой войны – StuG III.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
СУ-1 обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 8050 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4620
Ширина, мм 2440
Высота, мм 2100
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ одна 76,2-мм пушка обр.1927 г.
БОЕКОМПЛЕКТ 35 снарядов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел и панорама Герца
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 13 мм
борт корпуса — 10 мм
корма корпуса — 10 мм
лоб рубки — 13 мм
борт рубки — 10 мм
корма рубки — 10 мм
крыша — 10 мм
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Т-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 90 л.с. при 2100 об\мин., ёмкость бака 192 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-скоростная КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 30 км\ч по шоссе
15 км\ч среднетехническая
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 110 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 32°
Высота стенки, м 0,70
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.