• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Разработчик: КБ УЗТМ
Год начала работ: 1944
Год выпуска первого прототипа: 1945
САУ остались в единственных экземплярах в виду принятия на вооружение танка Т-54.

 

1944-й год стал наиболее плодотворным для РККА в плане оснащения бронетанковых подразделений противотанковыми самоходками. Хотя номенклатура выпускаемых САУ была совсем небольшой, по сравнению с Германией, мощности 100-мм самоходных орудий гарантированно хватало для поражения любого немецкого танка на дистанции до 2000 метров.Рассказывает wofmd.com Исключение составляли, разве что, “Jagdtiger” и опытный сверхтяжелый танк “Maus”. Вместе с тем, процесс наращивания брони не стоял на месте, а СУ-100 обладала рядом конструктивных недостатков, которые можно было устранить только в процессе полной переработки машины. Больше всего претензий вызывали два пункта: чрезмерный вынос ствола за габариты корпуса и устаревшая трансмиссия.

За решение данной проблемы взялись специалисты Уралмашзавода (УЗТМ), которым проектирование САУ большой мощности было поручено ещё в конце 1943 года. Субподрядчиками этого предприятия тогда выступали завод №100 и ОКБ 172, которые должны были поставить шасси и артсистему, однако к 1 марта 1944 года ни один из агрегатов получен не был. Тогда бригадой конструкторов под руководством Л.И.Горлицкого был предложен проект “среднего фердинанда” с использованием ходовой части от СУ-85 и вооружением, состоявшим из 85-мм или 100-мм орудия – на выбор предлагались Д-5-85БМ и Д-10. Однако на этом сходство с серийной самоходкой заканчивалось.

Спустя две недели были представлены первые эскизы самоходного орудия ЭСУ-100, а в течении месяца были спроектированы его основные узлы: бронекорпус, торсионная подвеска (с использованием катков от Т-34), электрическая трансмиссия и боевое отделение под пушки Д-5-85БМ или Д-10. В разработке проектной документации САУ приняли участие конструкторы А.М.Лехтцинд, И.И.Эммануилов, А.Г.Гайворонский, Г.Ф.Ксюнин, И.Ф.Вахрушев, Л.А.Пинус, Е.А.Карлинский, Е.И.Линькова, Д.А.Гериев, В.Л.Лихоманов, Н.Н.Ефимов, А.Д.Нехлюдов и другие.

По компоновке советская САУ напоминала немецкий “Ferdinand” – боевое отделение размещалось сзади, моторный отсек – в центре, трансмиссия и отделение управления – впереди. Представленный в апреле 1944 года на пленуме НКТП проект ЭСУ-100 получил хорошую оценку, однако уже в июне решением начальника ОГК НКТП И.Бера все работы по данной машины отменялись. Поводом послужил мнение, что ЭСУ-100 не подходит под требования танкосамохода прорыва. По огневой эффективности САУ не имеет преимуществ перед серийной СУ-100, а запуск в серию машины с электротрансмиссией мог потянуть за собой множество проблем производственного характера. В то же время данный агрегат признавался очень перспективным и впоследствии нашел применение на опытном тяжелом танке ИС-6.

Несмотря на это, бригады Горлицкого продолжило развитие ЭСУ-100 в инициативном порядке, чему поспособствовала неожиданная поддержка со стороны высшего руководства страны. Есть версия, что Сталин, которому доложили о состоянии работ по танку Т-44, распорядился создать на его базе самоходку со 122-мм орудием. Под эти “требования” и решили подстроиться специалисты УЗТМ. Работы продвигались весьма быстрыми темпами, так что в октябре 1944 года завод представил в технический совет НКТП для рассмотрения пять проектов:

СУ-122П, вооруженную 122-мм пушкой Д-25С, к тому моменту уже изготовленную в металле и успешно прошедшую заводские испытания;

ЭСУ-100, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, с задним расположением боевого отделения и электротрансмиссией;

СУ-100-М-1, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на шасси танка Т-34, но с задним расположением боевого отделения (соответственно, МТО было перенесено на нос);

СУ-100-М-2, вооруженную 100-мм пушкой Д-10С, на базе танка Т-44, с задним расположением боевого отделения;

СУ-122-44, вооруженную 122-мм пушкой Д-25-44С, с использованием агрегатов и базы Т-44, с переднем расположении боевого отделения.

 

Одобрение получили два последних варианта, однако 10 октября состоялось обсуждение макетов СУ-100-М-1 и СУ-100-М-2, в ходе которого было выявлено более 40 различных недостатков. Далее последовал приказ Наркома танковой промышленности №625 от 26 октября 1944 года, в котором заводу УЗТМ было предложено завершить проектирование, выпустить чертежи и изготовить опытные образцы СУ-100-М-2 и СУ-122-44. Видимо, подобное требование несло в себе скрытое желание перестраховаться на случай неудачи с “советским фердинандом”.

Окончательный проектный вид СУ-100-М-2 был утвержден на заседании Техсовета НКТП и ГБТУ в марте 1945 года – то есть, через год после начала работ по ЭСУ-100. Опытный образец самоходной установки, именовавшейся как “Уралмаш-1”, предписывалось сдать к 1 мая.

За это время были проведены совместные испытания серийной СУ-100 образца 1945 г. и “Jagdpanther”, выявившие нецелесообразность размещения боевого отделения с длинноствольным орудием в носовой части корпуса. Кроме того, масса проектируемой САУ “Гром” со 122-мм пушкой оказалась слишком велика. В то же время, для самоходки “Уралмаш-1” прорабатывалось два варианта вооружения: СУ-101 (со 100-мм пушкой Д-10С) и СУ-102 (со 122-мм пушкой Д-25-44С). Таким образом, конкурентов у самоходки УЗТМ не оставалось, однако реальная ситуация выглядела не столь безоблачно.

 

Конструкция самоходного орудия СУ-101 сочетала в себе как хорошо освоенные в серийном производстве, так и принципиально новые узлы и агрегаты. Корпус САУ был сварным и собирался из листов катаной броневой стали, большая часть из которых имела рациональные углы наклона. По мощности бронирования СУ-101 даже превосходила СУ-100. Толщина лобового листа корпуса равнялась 90 мм при угле наклона 27°, толщина лобового листа рубки — 122 мм при угле наклона 35°. Бортовые листы имели толщину 75 мм, кормовой лист (единый для корпуса и рубки) — 40 мм.

В носовой части корпуса, слева от двигателя, располагалось место водителя, органы управления и элементы трансмиссии. За ними, вдоль оси машины со смещением к правому борту, разместили дизельный двигатель В-2-44 мощностью 500 л.с. Ёмкость основного топливного бака составила 370 литров, наружных – 360 литров (они размещались по бортам боевого отделения и не были связаны с топливной системой САУ).

Кормовое отделение полностью занимал боевой отсек, где находились места для командира, наводчика и заряжающего. В кормовом бронелисте справа был выполнен прямоугольный люк с броневой дверью. На крыше боевого отделения, у левого борта, находился круглый люк с вращающейся крышкой, в которую был вмонтирован смотровой прибор командира. Чуть впереди него – двухстворчатый люк.

Основное вооружение СУ-101 состояло из 100-мм пушки Д-10С, установленной в лобовом листе надстройки корпуса в литой броневой маске. Ствол орудия выступал за габариты корпуса всего на 630 мм. Угол возвышения составлял – 18°, склонения – 2°, угол горизонтального наведения – 22,5°. Боекомплект составлял 35 выстрелов. Легкое стрелковое вооружение состояло из 12,7-мм пулемета ДШК с боекомплектом 450 патронов, который монтировался на кольце основания крышки люка командира.

Модификация СУ-102 отличалась только наличием 122-мм орудия Д-25С. Угол возвышения равнялся – 18,5°, склонения – 0°24′, горизонтальный сектор наведения – 19°. Боекомплект САУ составлял 28 выстрелов унитарного заряжания. На обеих самоходках устанавливались телескопический прицел ТШ-19 и панорама. Масса СУ-102 несколько повысилась и составила 34800 кг, против 34100 кг у машины оснащенной 100-мм орудием.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме (аварийное освещение — двухпроводное). Напряжение бортовой сети составляло 24 и 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТЭ-128, соединенных последовательно-параллельно с общей емкостью 256 А•ч, и генератор ГТ-4563-А мощностью 1 кВт и напряжением 24 В с реле-регулятором РРА-24Ф. Для внешней радиосвязи машина была оборудована радиостанцией 9РС, для внутренней связи — переговорным устройством ТПУ-3-БИС-Ф, световой сигнализацией (командир — механик-водитель) и танкофоном (резиновый шланг с наконечниками) для двусторонней связи командира с механиком-водителем. Средства внешней связи включали радиостанцию 9-РС, внутреннее переговорное устройство ТПУ-3Ф-бис, световую сигнализацию и танкофон для двусторонней связи командира с механиком-водителем.

Ходовая часть почти полностью соответствовала среднему танку Т-44 образца 1944 г. На каждый борт она включала по 5 сдвоенных обрезиненных катков с индивидуальной торсионной подвеской, ведущего колеса переднего расположения и заднего направляющего колеса. Гусеничные траки и колеса заимствовались у Т-34-85.

 

Перед началом испытаний СУ-101 был проведен обстрел одного из специально изготовленных бронекорпусов. Уже при первых огневых тестах выявилась недостаточная прочность его отдельных элементов. Например, кормовой 30-мм бронелист был пробит насквозь фугасной гранатой калибра 122 мм с расстояния 300 метров, при этом задняя эвакуационная дверь была сорвана с петель. Военные посчитали это недоработкой конструкции, однако Горлицкий настоял на том, увеличение кормовой брони до 45 мм неизбежно приведёт к возрастанию массы САУ, а попадание столь крупного снаряда в реальном бою чрезвычайно редки.

Заводские испытания первого прототипа СУ-101 проводились в мае-сентябре 1945 г. Первоначально планировалось изготовить два опытных образца со 100-мм пушкой и один со 122-мм пушкой, но в связи с завершением войны их количество сократили. Возможно, постройка ограничилась только двумя самоходками СУ-101, одна из которых впоследствии была перевооружена орудием Д-25С.

Общее впечатление от СУ-101 было весьма хорошим. По бронезащите и вооружению советский самоход превзошел не только “Jagdpanther” (чего сильно желали в НКТП), но и большинство противотанковых САУ союзников. При этом, скоростные качества и проходимость по местности у него остались такими же как у серийного танка Т-44 с незначительными изменениями. Из наиболее существенных недостатков отметили тесное боевое отделение, которое к тому сильно нагревалось при постоянной работе двигателя, создавая невыносимые условия для работы экипажа, а также сильное воздействие на крышу корпуса ударной волны при выстреле, особенно у СУ-102.

Впрочем, главной причиной, по которой самоходные орудия конструкции УЗТМ были отвергнуты НКТП, послужило ожидаемое принятие на вооружение среднего танка Т-54, также оснащенного 100-мм пушкой. Насколько оправданным было такое решение показало время, особенно в отношении СУ-102. В 1949 году на смену СУ-100 пришло 122-мм самоходное орудие «Объект 600» (более известное как СУ-122-54), созданное на базе того же Т-54А и имевшего классическую «самоходную» компоновку с передним расположением вооружения. Из преимуществ перед СУ-102 эта машина обладала более просторным боевым отделением и выкокой дульной мощностью орудия Д-49. Вместе с тем, СУ-122-54 имела большой вынос ствола и экипаж из 5 человек, а её боевая масса составила 36400 кг. В серийное производство новая самоходка пошла только в 1954 году, а ведь за это время можно было выпустить несколько сотен СУ-102, в то время как суммарное количество СУ-122-54 оценивается всего в 77-90 экземпляров.

 

После завершения полигонных испытаний оба прототипа САУ были отправлены на временное хранение. Впоследствии СУ-102 была разобрана, а СУ-101 удалось сохранить в первоначальном виде и сейчас эта машины находится в экспозиции музея БТТ в подмосковной Кубинке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ШТУРМОВОЙ САУ 
СУ-101 обр.1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 34100 кг
ЭКИПАЖ, чел. 4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6100
Ширина, мм 3000
Высота, мм 2100
Клиренс, мм 400
ВООРУЖЕНИЕ одна 100-мм пушка Д-10 (122-м пушка Д-25-44 для СУ-102) и один зенитный 12,7-мм-мм пулемет ДШК
БОЕКОМПЛЕКТ 26 (28 для СУ-102) выстрелов и 450 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел ТШ-19
командирская панорама
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 90 мм
лоб рубки – 120 мм
борт корпуса — 75 мм
корма — 40 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2-44, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 500 л.с., ёмкость основного бака 370 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 сдвоенных опорных катков наторсионной подвеске, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; ширина траков — 500 мм, число траков — 70
СКОРОСТЬ 54 км\ч по шоссе
25 км\ч по грунту
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 350 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 35°
Высота стенки, м 0,73
Глубина брода, м 1,30
Ширина рва, м 2,50
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 9-РС, переговорное устройство ТПУ-3Ф-бис, танкофон

 

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.