T92 \ T93

Официальное обозначение: 240 mm Howitzer Motor Carriage T92, 203 mm Gun Motor Carriage T93
Альтернативное обозначение: 
Начало проектирования: 1945 г.
Дата постройки первого прототипа: 1945 г.
Стадия завершения работ: построено 5 Т92 и 2 Т93, проект закрыт в связи с завершением войны.

 

Предпосылкой для создания одной из наиболее мощных самоходных орудий Второй Мировой войны послужило появление тяжелого танка Т26Е3, который более известен нам как М26. Рассказывает wofmd.com Новое танковое шасси с торсионной подвеской обладало высоким потенциалом и было принято армейскими специалистами весьма положительно. Параллельно с развитием конструкции танка поступило предложение разработать на его базе несколько разнотипным бронемашин, включая самоходную установку. К этому времени уже имелся богатый опыт по установке 155-мм орудий, однако шасси Т26Е3 могло выдерживать намного большую нагрузку, чем используемые ранее шасси от средних танков М3 и М4.

Специалистами Артиллерийской технической службы была предложена установка 240-мм гаубицы М1918, ранее производившейся только в буксируемом варианте. В то же время, рассматривался вариант установки 203-мм пушки М1. В результате одобрение получили оба проекта: машина с гаубицей получила обозначение 240 mm Howitzer Motor Carriage T92, а её аналог с пушкой обозначался как 203 mm Gun Motor Carriage T93. Тем не менее, более высокий приоритет получил всё же Т92, разработку которого официально утвердили в марте 1945 года. Сразу же был заключен контракт с детройтским филиалом фирмы Chrysler на поставку четырех опытных образцов. Впоследствии, заказ на Т93 увеличили до четырех опытных машин.

 

Конструкция Т92 и Т93 была во многом аналогична, за исключением типа артиллерийской системы. Корпус самоходки имел компоновку с передним размещением трансмиссии и отделения управления, моторным отсеком в средней части и боевым отсеком на корме.

Трансмиссия гидравлического типа сохранялась от танка М26 и состояла из следующих элементов: первичный планетарный редуктор, трёхступенчатый гидротрансформатор, трёхскоростная планетарная коробка передач с сервогидравлическим управлением, двойной дифференциал Cletrack, одноступенчатые бортовые передачи. На самоходках устанавливалась однотипная силовая установка, включавшая бензиновый 8-цилиндровый двигатель Ford GAF мощностью 500 л.с. при 2600 об\мин.

Орудие устанавливалось на корме корпуса за П-образной надстройкой с толщиной брони 12,7-мм. Для 240-мм гаубицы скорострельность составляла один выстрел в 3 минуты. Стрельба велась, в основном, осколочно-фугасными снарядами на максимальную дальность до 23065 метров. Для 203-мм орудия М1 этот показатель составлял 32584 метра. Тем не менее, специально для разрушения долговременных укреплений (вроде бетонных ДОТов или бункеров) был разработан бетонобойный снаряд. Для снижения отдачи при выстреле на кормовом бронелисте устанавливался ковшевой упор, опускаемый в боевом положении на землю. Поскольку возимый боекомплект состоял всего из 6 выстрелов для каждой САУ полагался транспортер боеприпасов типа М30 или Т31.

Полный экипаж самоходки состоял из 8 человек: командир, водитель, помощник водителя, наводчик и 4 заряжающих. В отделении управления поперечно располагались места для водителя и его помощника, причем второй имел дублирующие органы управления. Остальной экипаж находился в боевом отделении. Для защиты от возможных атак пехоты противника имелись 7,62-мм карабины в укладке.

Значительные изменения претерпела ходовая часть. Большая масса тяжелых артсистем вынудила разработчиков удлинить шасси, добавив в его дополнительный опорный каток и поддерживающих ролик, а также поменяв местами ведущие и направляющие колеса. Таким образом, на один борт теперь приходилось по 7 опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 6 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Гусеница набиралась из 94 металлических траков шириной 609 мм и шагом 152,4 мм, оснащенных резинометаллическими шарнирами.

 

В первую очередь Т92 и Т93 готовили для предстоящей высадке на Японский острова (операция «Downfall»), где насыщенность разнообразными железобетонными сооружениями была весьма высока. Решение о запуске в серийное производство самоходных орудий последовало в марте 1945 года. Всего предполагалось поставить 115 Т92 и 58 Т93, однако до конца войны развернуть массовую постройку САУ не успели.

На Абердинский полигон первый прототип Т92 поступил лишь в июле, а Т93 – в сентябре 1945 года. Из-за разницы в весе артсистемы боевая масса Т93 оказалась несколько выше и составила 66300 кг, хотя это не сильно сказалось на технических характеристиках. Испытания обоих прототипов прошли успешно, но самоходки сильно запоздали. До сентября удалось собрать всего пять и две единицы соответственно. В послевоенный период интерес к ним в значительной мере ослаб и кроме того, вполне хватало не менее удачных САУ типа М40 и М41. Практически все собранные образцы пошли на переплавку, за исключением одного М92, превращенного в музейный экспонат Детройтского Арсенала.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ ГАУБИЦЫ
240 mm Howitzer Motor Carriage T92 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА 63750 кг
ЭКИПАЖ, чел. 8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 8534
Ширина, мм 3353
Высота, мм 3068
Клиренс, мм 508
ВООРУЖЕНИЕ одна 203-мм гаубица М1
БОЕКОМПЛЕКТ 6 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 25,4 мм
борт корпуса (верх) — 25,4 мм
борт корпуса (низ) — 12,7 мм
надстройка — 12,7 мм
корма корпуса — 12,7 мм
крыша корпуса — ?
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Ford GAF, V-образный, 8-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 500 л.с. при 2600 об\мин
ТРАНСМИССИЯ гидравлического типа: первичный планетарный редуктор, трёхступенчатый гидротрансформатор, трёхскоростная планетарная коробка передач с сервогидравлическим управлением, двойной дифференциал Cletrack, одноступенчатые бортовые передачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка,переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из 94 стальных траков шириной 609,6 мм и шагом 152,4 мм с резинометаллическими шарнирами
СКОРОСТЬ 24 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 108 км по шоссе
80 по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 31°
Высота стенки, м 1,17
Глубина брода, м 1,40
Ширина рва, м 2,13
СРЕДСТВА СВЯЗИ