• Чт. Апр 25th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: Stridsvagn Strv m/38 и Stridsvagn Strv m/40
Альтернативное обозначение: 
Начало проектирования: 1937 г.
Дата постройки первого прототипа: 1938 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускались в 1938-1941 гг.

 

В начале 1930-х гг. шведская армия оказалась перед нелегким выбором. Военным предстояло решить, какой бронетехнике отдать предпочтение – собственного производства или зарубежной.Рассказывает wofmd.com В пользу первого варианта говорила гордость за отечественную танковую промышленность, которая за последние 10 лет добилась больших успехов и даже предлагала продукцию на экспорт. Правда, далеко не каждый танк вписывался в шведские тактико-технические требования. Второй вариант позволял получить готовые танки уже через несколько месяцев вместе с комплектами запасных частей и обученным техническим персоналом. Дилемма оказалась непростая, однако в 1934 году, относительно танков средней весовой категории, выбор был сделан в пользу модернизированного танка L-60 фирмы Landsverk. Что касается легких танков, то летом 1936 года было подписано соглашение с чехословацкой фирмой CKD на поставку танкеток AH-IV-S, которые прибыли в Швецию спустя полтора года и получили обозначение Strv m/37.

 

Легкий танк L-60, разработанный инженером Отто Меркером, оказался на редкость удачным. В его основу была положена конструкция более ранней модели L-10, которая находилась на вооружении шведской армии под обозначением Strv m/31. Новая модификация получила более мощный двигатель и независимую подвеску опорных катков, что заметно улучшило ходовые качества танка. Несмотря на это, шведская армия отказалась принимать эту машину на вооружение по причине несоответствия по таким параметрам, как бронирование и вооружение. Очень скоро фирма Landsverk предложила обновленный вариант танка, более адаптированный под шведские стандарты. Фактически, это был незначительно модернизированный L-60. Ходовая часть танка, применительно на каждый борт, включала по четыре сдвоенных опорных катка с резиновыми бандажами и индивидуальной торсионной подвеской, два поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо зубового зацепления и направляющее колесо (ленивец) заднего расположения. Для улучшения сцепления с грунтом и уменьшения удельной нагрузки при движении по местности ленивец практически лежал на земле.

Корпус танка имел клепано-сварную конструкцию. Его сборка производилась из листов катаной броневой стали дифференцированной толщины. Лобовые бронелисты толщиной 15 мм соединялись под значительными углами наклона, как позднее было сделано на советском танке Т-34. Борта также изготовлялись из 15-мм бронеплит, крыша и днище – 6 мм.

Компоновка корпуса была классической. В передней части размещалось отделение управления и трансмиссия. Место механика-водителя находилось у левого борта и выделялось небольшой рубкой с прямоугольным люком и тремя смотровыми приборами с триплексами. Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса. Здесь размещалось место командира машины и стрелка. На крыше боевого отделения устанавливалась одноместная башня конической формы. В передней, сильно выдвинутой вперед бронированной маске толщиной 20 мм, разместили 20-мм автоматическую пушку Bofors и спаренный с ней 8-мм пулемет m/38. Кормовая ниша предназначалась для установки радиостанции. Антенна штыревого типа выводилась на левый борт башни. На крыше башни со смещением вправо была установлена командирская башенка, слева впереди находился перископический прицел в бронированном колпаке. Для эвакуации экипажа по обоим бортам башни имелись бронированные люки.

Заднюю часть корпуса занимал бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664 мощностью 142 л.с., топливный бак, а также системы охлаждения и смазки. Для доступа к двигателю в крыше моторного отделения и в кормовом бронелисте были сделаны люки. Трансмиссия танка состояла из главного фрикциона сухого трения, механической 5-скоростной коробки переключения передач, блокируемого дифференциала и бортовых фрикционов.

 

Несмотря на проведенные улучшения танк L-60S по-прежнему не вписывался в тактико-технические требования. Более того, шведская закупочная комиссия долгое время вела переговоры с представителями фирмы Skoda, и в 1939 году заключила контракт на поставку из Чехословакии крупной партии танков TNH-Sv. К счастью для фирмы Landsverk оккупация этой страны сорвало этот план, хотя позднее всё же была закуплена лицензия. Ещё одним стимулом к ориентации на силы собственной промышленности стала быстро накаляющаяся обстановка в Европе. Хотя Швеция и Германия находились в неформальном союзе доверять фашистам было опасно. Шведской армии срочно потребовалось усиление и в 1938 году последовало решение принять на вооружение модернизированный танк L-60S под обозначением Strv m/38. В течении следующих нескольких месяцев было построено 16 машин, получивших заводские номера 148-162 и армейские 61-77. Одна из этих машин, имевшая номер 62, была собрана из неброневой стали.

Как можно догадаться, Strv m/38 были временной мерой до получения Strv m/41 (лицензионный вариант TNH-Sv) и большую часть времени использовались для обучения личного состава. Первые три года эксплуатации танки m/38 находились в танковых полках L9 и L10, но после реорганизации в 1943 году их свели в одно подразделение, входившее в состав недавно сформированного полка Р2.

 

Сразу после завершения постройки m/38 фирма Landsverk предложила новую модификацию, позднее названную Strv m/39. Главным отличием этой модели стало усиленной вооружение. Вместо 20-мм пушки в немного измененной маске установили 37-мм пушка Bofors m/38 и два 8-мм пулемета m/36. Заказ на производство танков Strv m/39 был получен в декабре 1939 года, однако их поставки сильно затянулись. К моменту прекращения производства весной 1941 года было собрано 20 машин с заводскими номерами 283-302.

Учитывая опыт боёв в Европе в мае 1941 года командование бронетанковыми силами Швеции распорядилось усилить защищенность танков. Поскольку наладить выпуск более толстых броневых листов в течении ближайшего времени было невозможно специалисты фирмы Landsverk пошли на простой и эффективный шаг – лобовая часть корпуса была усилена за счет накладки дополнительных 35-мм бронелистов, что позволило довести общую толщину брони до 50 мм. Теперь танк мог выдерживать попадания снарядов противотанковых орудий калибра 37-47 мм на дистанциях более 500 метров. Сколько танков m/39 прошли такую доработку сказать сложно. Возможно, навесная броня имелась на всех машинах в годы войны, однако в мирное время от неё отказались в целях уменьшения массы.

Танки Strv m/39 поступили на вооружение танковых полков L9 и L10 в течении 1941 года, однако уже весной 1942 года их перебросили в Хельсингборг (Helsingborg), где дислоцировался полк Р2. Затем, в марте 1943 года, все машины этого типа были переданы танковому полку Р4.

 

Пока шведская армия осваивала m/38 и m/39 фирмой Landsverk была проведена более серьёзная модернизация этих танков. Обновленный вариант L-60SII, представленный зимой 1940 года, отличался автоматической коробкой передач, несколько измененными воздуховодами и доработанной башней. Бронирование было таким же, как и у более ранних моделей, но в скором времени его усилили за счет установки накладных 35-мм бронеплит.

В ожидании немецкого вторжения армия Швеции заказала 100 единиц L-60SII под обозначением Strv m/40L. Отчасти столь большой заказ мотивировался срывом поставок чехословацких танков TNH-Sv. Судьба m/40L оказалась аналогичной m/39, с той лишь разницей, что два десятка машин было продано на экспорт.

Последней машиной, созданной на базе L-60, стал вариант Strv m/40K. Большой необходимости в таких машинах до 1943 года не было, но начавшийся процесс реорганизации бронетанковых войск потребовал большего количества танков. В результате, летом 1943 года Landsverk получила заказ ещё на 80 единиц. Выполнить такой объём работ фирма не могла и к производству подключили предприятие Kalrstad. Отсюда в названии и появилась буква “K”. Отличительной чертой модификации m/40K стала гомогенная, а не “слоёная” 50-мм броня лобовой части корпуса. В остальном эти танки соответствовали варианту m/40L.
Поставки m/40K завершились в сентябре 1944 года. Все машины были направлены в полк Р2 в Хельсингборге и позднее включены в состав 8-й бронетанковой бригады.

 

Служба танков модельной линии L-60, несмотря на их явное отставание от зарубежных аналогов, оказалась весьма продолжительной. Приказ о снятии с вооружения был подписан только в 1957 году, после чего большая часть корпусов легких танков моделей 1938 и 1939 года отправились на переплавку. Гораздо дольше прослужили танковые башни — в конце 1950-х гг. их использовали при строительстве защитных сооружений, создаваемых для прикрытия аэродромов. В этом качестве башни эксплуатировались вплоть до 1995 года, пока их не демонтировали в виду крайне низкой обороноспособности.

В Швеции танки m/40L неоднократно служили базой для создания различных самоходных установок. Ряд опытных образцов удалось довести до стадии серийной постройки, правда, их карьера оказалась очень непродолжительной.

 

Сразу после завершения Зимней войны представители финской закупочной комиссии обратились к фирме Landsverk с просьбой разработать самоходную зенитную установку. В 1941 году был представлен вариант L-62, позднее названный “Anti II”. Основной для него послужила ходовая часть и корпус от танка L-60S. Вместо стандартной башни была установлена открытая сверху бронированная рубка с круговым вращением. Вооружение состояло из одного 40-мм зенитного автомата модели 40ltK38. Танк пришлось значительно доработать, удлинив и расширив корпус. Соответственно, ходовая часть была удлинена на один опорный каток и один поддерживающий ролик с каждого борта. По финскому заказу было собрано 6 машин и ещё одну отправили в Венгрию, где L-62 послужил прообразом для самоходки 36\40M “Nimrod”.

 

Успех, сопутствовавший “Anti II”, побудил шведскую армию сделать аналогичный заказ. На этот раз базовой стала модификация m/40K у которой также удлинили ходовую часть и доработали корпус по установку вращающейся рубки с двумя 40-мм автоматическими пушками Bofors m/36 lvakan с боезапасом 326 выстрелов. Углы вертикального наведения составляли от -6° до +88°. В отличии от L-62 направляющее колесо было приподнято над землей, а третий поддерживающий каток на борт отсутствовал. На самоходке устанавливался более новый бензиновый двигатель Scania-Vabis L603/3, развивавший мощность 160 л.с. Экипаж состоял из 4-х человек. При боевой массе 17 тонн машина могла развивать максимальную скорость до 36 км\ч при движении по шоссе. Ходовые качества остались на уровне базовой модели.

Договор на поставку зенитных самоходок Luftvärnsvärnskanonvagn Lvkv m/43 был подписан в 1945 году, однако поставка партии из 17 единиц состоялась только в 1948-1949 гг. Весьма скоро был сделан вывод, что m/43 нуждается в модернизации. Замене подверглась силовая установка – вместо двигателя Scania-Vabis был установлен немецкий Maybach HL120 TRM, что позволило увеличить скорость до 55 км\ч. Впрочем, масса самоходки возросла на 1 тонну. Доработка была проведена в 1950-1951 гг. На каждую танковую бригаду полагалось по три самоходки m/43, что было совершенно недостаточно. Кроме того, экипажи жаловались на трудности в управлении машиной из-за большой длины корпуса, а в облачную погоду (что не было редкостью для Швеции) оптические прицелы оказались бесполезными. Тем не менее, Lvkv m/43 оставались на вооружении до конца 1950-х гг., а два сохранившихся образца были впоследствии переданы в музеи Axvall и Hässleholm.

 

Менее удачным оказался эксперимент с противотанковой артсистемой. В начале 1950-х гг. для устаревших легких танков попытались найти более рациональное применение, чем мишени на полигоне или учебные пособия. Так появилось предложение оснастить один из m/40L (по другим данным это был m/40K) противотанковой 57-мм пушкой m/43. В старую башню это орудие не помещалось и тогда была разработана новая, заметно больших размеров и совершенно иной формы. Справа от пушки располагался 8-мм пулемет m/39.

Испытания самоходки, названной Pvkv IV “Värjan”, в целом прошли успешно, однако в 1953 году в Великобритании было закуплено 90 танков “Centurion”, и надобность в машине оснащенной 57-мм отпала сама собой. Прототип Pvkv IV был затем разобран.

Существовал также вариант с безоткатным орудием, по всей видимости калибра 105 мм, установленным в открытой сверху невращающейся рубке. Об испытаниях этой интересной машины данных найти пока не удалось.

 

С участием одного из серийных танков m/40K (номер 419) также проводились опыты по подводному вождению. Испытания были проведены в конце 1940-х гг. Танк полностью герметизировался и оснащался длинными трубами для подвода воздуха и вывода отработанных газов от двигателя. На крыше башни устанавливался большой цилиндрический кожух для вентиляции. Максимальная глубина погружения составила 3 метра и при этом сохранялась возможность работы радиостанции. Впрочем, на других серийных танках это оборудование не применялось.

Так уж получилось, что в боевых действиях участвовали только танки, проданные Доминиканской Республике (Доминикана). В этой далекой стране “вышедшие из употребления” Strv m/40L оказались совсем не случайно. В послевоенный период правительство Доминиканы было не против оснастить свою армию новой техникой, но жесткий контроль со стороны США не давал провести коренную модернизацию. К тому же, финансирование военных нужд было сильно ограничено и на современную технику денег не хватало. Вот тут и подвернулись шведские танки Strv m/40L, которые даже после многолетней эксплуатации обладали высокой надежностью.

В 1957 году, когда страна переживала очередной политический кризис, у Швеции было заказано 25 машин с номерами 321, 322, 328, 330, 333, 340, 343, 345, 351, 354, 355, 358, 361, 373, 383, 384, 385, 387, 390, 400, 403, 404, 410, 411 и 414. Доставить их удалось только в 1960 году, когда Доминикана вошла в новый политический кризис. Вместе с танками прибыл обслуживающий персонал и несколько инструкторов из Швеции. Условия перевозки были, по всей видимости, далеки от хороших. В трюм поместилось только 24 танка, а 25-й пришлось поставить на палубе корабля, правда это не уберегло их от проникновения морской воды в корпус. Впрочем, после тщательно просушки Strv m/40L без проблем были приведены в боеготовое состояние.

После этого в стране сменилось несколько президентов, пока в сентябре 1963 году не установилась власть так называемого “гражданского триумвирата”. Это была попытка отказа от коренных реформ, прежде всего социального и экономического характера, которые пытались ввести ранее. Без помощи США тут не обошлось, что вполне естественно.

Не в силах терпеть марионеточный режим в апреле 1965 года в Доминикане вспыхнуло военное восстание во главе с полковником Франсиско Кааманьо, организаторы которого потребовали восстановления конституции 1963 года и возвращения к власти свергнутого президента Хуана Боша. После провала операции на Кубе американцы стали действовать более решительно. Уже 25 апреля был отдан приказ об отправке к берегам Доминиканы кораблей с десантом и спустя трое суток началась операция по “восстановлению порядка”. Американские пехотинцы, поддерживаемые танками М48 и “Ontos”, в течении следующего дня захватили ключевые объекты на побережье и двинулись к столице Санто-Доминго. Здесь состоялось несколько боёв в доминиканскими танками, в ходе которых три Strv m/40L были уничтожены – по одному танку подбили экипажи М48 и “Ontos”, также отличился расчет безоткатного 105-мм орудия. Перемирие было подписано 30 апреля. Оставшиеся машины вскоре были захвачены в исправном состоянии правительственными войсками – их служба в армии Доминиканской Республики продолжалась вплоть до 2003 года.

До настоящего момента там сохранилось пять танков m/40L, два из которых стали музейными экспонатами. Ещё одна машина (или несколько ?) была продана американскому коллекционеру за 30.000 долларов. Есть данные, что шведская делегация одного из музеев вела переговоры о закупке другого m/40L, но пока безрезультатно.

 

В настоящее время танки модельного ряда L-60S не являются музейными редкостями. Больше того, многие из сохранившихся образцов находятся в идеальном состоянии и нередко испольуются в демонстрационных целях. Естественно, наибольшим количеством танков обладают шведские музеи. В их коллекциях находятся один Strv m/38, два Strv m/39, пять Strv m/40K и два Strv m/40L, причем пять каждой модификации из них находится в Аксвалле (Axvall). Ещё один Strv m/40L приобрел в своё время Бовингтонский танковый музей.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА 
Strv m/38 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА 8835 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4670
Ширина, мм 2060
Высота, мм 2090
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм пушка Bofors m/38 и один 8-м пулемета m/38
БОЕКОМПЛЕКТ 30 выстрелов и 1000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ маска пушки — 20 мм
лоб корпуса — 15 мм
борт — 15 мм
корма — 15 мм
башня — 15 мм (?)
крыша — 6 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Scania-Vabis 1664, бензиновый, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 142 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, механическая 5-скоростная КПП, блокируемый дифференциал и бортовые фрикционы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка с индивидуальной торсионной подвеской, 2 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 0,60
Глубина брода, м 0,90
Ширина рва, м 1,67
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.