• Пт. Апр 19th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

К 1916 году стало очевидным, что одними поставками из за рубежа оснастить в полной мере российскую армию бронемашинами не удастся.Рассказывает wofmd.com Чтобы избежать зависимости от иностранных поставщиков в России, силами броневого отдела Военной Автомобильной Школы (БО ВАШ), ГВТУ и отдельными инженерами, было разработано несколько проектов отечественных бронированных машин. Одной из наиболее успешных разработок стал проект бронировки шасси фирмы Austin.

Выбор в пользу данной конструкции был сделан неспроста. С 1915 года российская армия получала на вооружение бронеавтомобили той же фирмы, которые при всех их недостатках стали лучшими образцами времен Первой Мировой войны. В принципе, проект инженеров БО ВАШ во многом повторял британскую машину, но с некоторыми существенными доработками.

Для постройки российской модели предполагалось использовать модифицированное шасси Austin так называемой 2-й серии с двумя постами управления. Бронекорпус также заимствовали от британского образца, однако схему расположения башен изменили. На новой машине они размещались диагонально – правая со смещением вперед, левая со смещением назад. Нижний броневой лист башенной пристройки был также изменен и получил небольшой угол скоса. Крыша водительского отделения, во избежание попадания гильз в щель между корпусом и башне (что нередко приводило к заклиниванию последней на британских “остинах”), была выполнена двухскатной. Кроме того, появились зенитные пулеметные станки с углом возвышения 80 градусов, изнутри стенки боевого отделения обшили войлоком и улучшили обзор с обоих постов управления. Двигатель, трансмиссию и бронирование оставили как у стандартного “остина” 2-й серии.

 

Договор о поставке 60 шасси был подписан 25 августа 1916 года, а проект бронировки машины, разработанный инженерами Путиловского завода, был готов уже к сентябрю. Предполагалось, что 39 из них будет иметь полугусеничную ходовую часть типа “кегресс”, испытания которой успешно завершились к осени. Заказ разместили на том же предприятии, намереваясь получить первые 10 машин к 15 января 1917 года, а остальные – с темпом 10 машин в месяц, но при условии, что шасси будут поставлены за три месяца до их бронировки.

Впрочем, дальнейшие работы сильно затянулись из-за осложнившейся политической обстановки в стране и срывом поставок комплектующих из Великобритании. Первые 20 шасси прибыли только в феврале 1917 года, но Путиловский завод, постоянно терзаемый забастовками и откровенным саботажем, вплоть до августа не смог приступить к установке на них брони и вооружения. Больше того, представитель Запасного бронедивизиона в Архангельске, куда прибывало снаряжение морским путем, выяснил следующую деталь – к январю 1917 года англичане погрузили на корабль всего 5 шасси, а остальные (считавшиеся уже доставленными) до сих пор находятся на заводе Austin. Лишь весной они прибыли в Россию, но развал Империи привел к практически полной остановке работ над ними.

 

Вспомнили о “русских Остинах” только в декабре 1917 года. Советской власти пришлось вновь вернуться к формированию воинских частей по царскому образцу с “привлечением” в них офицеров бывшей российской армии. Немалая роль при этом уделялась бронесилам, тем более что основная масса бронемашин осталась в руках большевиков. Имевшиеся машины предстояло где-то ремонтировать, да и пополнить поредевший состав бронедивизионов можно было опираясь только на собственные силы. Тут-то и выяснилось, что Путиловский завод не в состоянии справиться даже в мизерным заказом на изготовление бронеавтомобилей, так как на нем нет необходимого числа оборудования и квалифицированных рабочих. К марту 1918 года путиловцы смогли закончить лишь две машины и ещё три находилось в почти готовом состоянии.

Эту работу поручили тогда Ижорскому заводу, где с лета 1918 по весну 1920 гг. провели установку бронекорпусов на несколько десятков шасси как Austin, так и других фирм — всего было построено 33 машины. Название “Остин-Путиловец” (или “Путиловский Остин” – встречаются различные вариации одинаковые по значению) закрепилось за этими машинами уже в современной литературе, а в то время по документам они проходили как “русский Остин”.

 

Вопреки встречающимся утверждениям “остины” выпущенные на Путиловском и Ижорском заводах в Первой Мировой войне участие не принимали, так как ни одна из машин данного типа просто не была готова. С весны 1918 года эти бронемашины привлекались для борьбы с контрреволюцией на территории контролируемой большевиками (центральная часть России), а по мере комплектования новой автобронеотрядов они начали “расползаться” по всей стране.

Наиболее массово их применяли на юге, под Петроградом и во время советско-польской войны 1919-1920 гг. Именно здесь полякам удалось захватить около десятка “остинов” всех типов, в числе которых был по меньшей мере один Путиловский бронеавтомобиль носивший название “Стенька Разин” и принадлежавший 1-му АБО 55-го пехотного полка. Его в практически целом состоянии захватили солдаты 14-й Великопольской пехотной дивизии, отбив “остин” в бою под Бобруйском, происшедшем 22 мая 1920 г. Машина была сразу переименована в «Poznanczyk» и включена в состав недавно созданного Великопольского Бронеавтомобильного Взвода под командование лейтенанта Феликса Пето. В июле бронеавтомобиль воевал против РККА, после чего “остин” отправили под Варшаву, а в августе его включили в состав 2-го бронеавтомобильного взвода.

Во время Гражданской войны четыре «остина» было захвачено эстонцами, которые затем активно использовали их в войне за независимость. Эти бронеавтомобили прожили дольше всех — в июне 1940 года их реквизировала РККА, но поскольку техническое состояние данных машин оставляло желать много лучшего было принято решение об утилизации.

 

На вооружении РККА бронемашины “остин” оставались до 1931 года. По состоянию на 1 марта общее количество машин данного типа оценивалось в 73 единицы, из которых по меньшей мере 40 были “остинами” британской постройки. В частности, 12 машинами располагал 1-й автобронедивизион Кавказской Краснознаменной армии, по 3 машины числилось за мотоотрядами 11-й и 45-й стрелковых дивизий Ленинградского ВО и Военно-Технической Академии, по одному “остину” находилось в Орловской танковой школе и Броневом эскадроне СКВО, 4 – в составе Бронекомандных курсов ЛВО и 49 – на складе №37. Начиная с 1929 года устаревшие “остины” стали заменять на БА-27 и к 1933 году практически все машины были разбронированы либо утилизированы. Примерно в это же время польская армия также сняла их с вооружения. До настоящего времени сохранился только один “русский Остин” образца 1918 года, установленный в качестве монумента в Питербурге.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
“Русский Остин” обр.1918 г.

БОЕВАЯ МАССА 5200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4900
Ширина, мм 2000
Высота, мм 2580
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ два 7,62-мм пулемета Максим обр.1905 или 1910 г.
БОЕКОМПЛЕКТ 6000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 7 мм
борт корпуса — 7 мм
корма корпуса — 7 мм
башни — 7 мм
крыша — 4,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Austin, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2 с пневматическими шинами размером 920×120 мм заполненные составом «Автомасса»
СКОРОСТЬ 55 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,60
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.