• Вт. Апр 23rd, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Полубронированная разведывательная машина

 

Наряду с разработкой среднего бронеавтомобиля, призванного заменить устаревшие “Остины” и “Фиаты” выпуска 1916-1920 гг., с конца 1920-х гг. появилась идея создать более легкую машину с пулеметным вооружением, предназначавшуюся для разведки и боевого охранения.Рассказывает wofmd.com Возможно, такая бронемашина могла появиться и раньше, но в то время в Советском Союзе не выпускалось легковых машин и только после подписания контракта с фирмой Ford Motor Company о закупке большой партии легковых и грузовых машин с их последующим лицензионным выпуском положение изменилось в лучшую сторону.

Одним из первых для военных нужд решили приспособить легковой автомобиль Ford-A (Форд-А). Эта машина была проста в изготовлении и неприхотлива в эксплуатации, однако под установку бронекорпуса она мало подходила. Тогда был принят компромиссный вариант – в сентябре 1929 года артиллерийское управление РККА выдало мастерским НИОП (Научно-Испытательного Оружейного Полигона) и инструментальному заводу №2 (г.Ковров) техническое задание на оснащение пулеметными установками легковых автомашин и мотоциклов. При этом о бронировании машины речи пока не шло.

Первыми работу выполнили инженеры НИОП, в октябре 1929 года предоставившие один Форд-А с пулеметом Максим обр.1910 г., установленным на специально разработанном ими штыревом креплении. Эта разведывательная машина приняла участие в маневрах опытного механизированного полка и зарекомендовала себя с хорошей стороны. В отчете инспектора бронесил РККА от 12 ноября, составленному по итогам войсковых испытаний “пулеметного” Форд-А, указывалось следующее:

 

“Машина «Форд», представленная в полку, помимо прочих выполняемых ей функций использовалась и в качестве разведывательной машины, для чего на ней имелось соответствующее оборудование для установки вооружения (пулемет). Таким образом, совместно с БА-27 она являлась основным средством несения службы обеспечения (разведка, охранение) в полку. В процессе учений и маневров легковая машина «Форд» показала достаточную скорость движения, хорошую проходимость по грунтовым дорогам, до¬статочную надежность и большой запас хода, что выдвигает ее в разряд лучших колесных машин, которые могут быть использованы для службы обеспечения.

Основным и весьма важным недостатком машины является ее уязвимость, как следствие отсутствия брони и наличия колес на пневматиках. Представляется целесообразным в течение ближайшей зимы осуществление целого ряда опытных образцов машин, с целью установления наиболее пригодного из них. Желательны следующие варианты:

а), легкобронированный «Форд»;

б), полубронированный «Форд»;

в). «Форд» с глухой бронировкой”.

 

Спустя две недели, с 25 по 30 ноября 1929 года, в присутствии руководящего состава армии и артиллерийского управления на НИОП прошли испытания уже несколько машин, изготовленных как силами полигона, так и ковровским заводом. Всего было представлено два вооруженных пулеметами Форд-А, один НАМИ-1 и три мотоцикла. Все три “форда” были оснащены двумя 7,62-мм пулеметами (“максим” и ДТ обр.1927 г.), крепления которых позволяли также вести стрельбу по воздушным целям, но имели сильную перегрузку шасси, колебавшуюся от 100 до 170 кг на переднюю ось. Результаты проведенного 200-км пробега дали противоречивые результаты. Комиссия осталась довольна работой по вооружению легковых автомобилей, но в то же время подчеркивалась неудобство в обслуживании пулеметов, перегрузку машин и отсутствие бронирования. В таком виде “пулеметные” Форд-А на вооружение Красной Армии быть принятыми не могли, но сама идея получила дальнейшее развитие.

 

В декабре 1929 года все работы над бронемашинами и танками передали только что образованному Управлению механизации и моторизации (УММ) РККА. Рассмотрев в январе 1930 года полученные данные об испытаниях небронированных “фордов” научно-техническая комиссия (НТК) пришла к выводу, что использование шасси НАТИ-1 не является рациональным, оставив американскую машину единственным претендентом на “превращение” в бронеавтомобиль. Согласно первому проекту Форд-А должен был получить 7-мм броневой щит вместо ветрового стекла, установленного таким образом, чтобы обеспечить обзор местности стрелку и водителю как поверх него, так и через вырезанные в нём окна. Щиты были изготовлены на Ижорском заводе и в мае – июне 1930 года два полубронированных Форд-А прошли ходовые испытания. Машина, изготовленная по проекту НТК АУ вооружалась двумя пулеметами (“максим” и ДТ), в то время как “форд” забронированный по проекту УММ имел лишь один ДТ. При испытаниях выяснилось, что стрельба по воздушным целям крайне затруднительна из-за “стеснения места в автомобиле”, а установка переднего бронещита не является надежной защитой для экипажа и жизненно важных агрегатов машины. В скором времени полубронированные “форды” приняли участие в учениях механизированной бригады под Москвой, но судьба обеих машин была уже практически предрешена. В УММ справедливо посчитали, что от таких полумер, как установка лобовых и бортовых броневых щитков, придется отказаться и требуется разработка более совершенной разведывательной машины.

По результатам проведенных испытаний требования были переформулированы и в июне 1930 года инженером А.Рожковым, который руководил разработкой первого советского бронеавтомобиля БА-27, был составлен новый проект на шасси Форд-А. В отличии от предыдущих моделей машина Рожкова имела корпус без крыши и была защищена броневыми листами толщиной от 4 до 6 мм. Справа в лобовом листе корпуса был установлен курсовой пулемет ДТ, а в боевом отделении на центральной стойке монтировался зенитный пулемет “максим”. Какая-либо защита у пулеметов отсутствовала. Экипаж машины состоял из командира, пулеметчика и водителя. Посадка в машину осуществлялась через двери в борту и в кормовой части корпуса.

На заседании НТК, проведенном в конце июня, было принято решение изготовить три опытные машины. Корпуса для них должен был поставить Ижорский завод, с руководством которого 11 июля были проведены переговоры. Предполагалось, что три корпуса из мягкой стали будут поставлены к 1 августа 1930 года, но в установленные сроки предприятие не уложилось. Основной причиной стала задержка с предоставление полных комплектов рабочих чертежей, из-за чего спецотдел Ижорского завода попросил отсрочки до 1 марта 1931 года. Такие сроки оказались для УММ неприемлемыми и для форсирования темпа работ его представители обратились за помощью в высшие инстанции, однако коренным образом этот шаг положение не изменил – первую из заказанных машин руководство завода пообещало сдать не ранее 15 октября.

Чтобы ускорить изготовление опытных образцов “колесных танкеток”, как тогда стали называть полубронированные разведывательные машины, УММ РККА поручило сборку двух машин опытно-конструкторскому и испытательскому бюро под руководством Н.Дыренкова, которое размещалось на территории Экспериментального завода НКПС в Москве. Тем не менее, лишь в январе 1931 года Ижорский завод и ОКИБ смогли представить по одной опытной машине, которые после кратковременных испытаний были переданы заказчику. Опытные образцы вместо стандартных пулеметов ДТ вооружались пулеметами ДТУ, которые отличались лишь специальными цилиндрическими кожухами по типу британского Lewis, обеспечивавшего лучшее охлаждение и защиту ствола. Обе машины внешне были практически идентичны, отличаясь только люками доступами к двигателю на капоте и щитками радиатора (Ижорский завод оснастил свой образец щитками от БА-27).

Проведенные весной-летом 1931 года всесторонние испытания обеих машин показали, что “колесные танкетки” просты в эксплуатации, легко управляются и имеют хороший обзор. Посадка и высадка экипажа (даже в зимних условиях) не является затруднительной. Несмотря на возросшую массу разведывательные машины сохранили ходовые качества оригинального Форд-А, показав при движении по шоссе максимальную скорость 80-88 км\ч.

Несмотря на полученные положительные результаты и рекомендацию о принятии “колесных танкеток” на вооружение РККА в ноябре 1931 года все работы по ним были прекращены. Причиной для этого послужило наличие опытных образов полностью бронированных машин Д-8 и Д-12 конструкции Дыренкова, а также разработанный Рожковым проект нового бронеавтомобиля, позднее ставшего известным под обозначением ФАИ.

 

Не лишним будет сказать, что тема “колесных танкеток” (легких разведывательных машин на шасси коммерческих автомобилей, зачастую лишенных бронирования и вооруженных только пулеметами) рассматривалась военными ведомствами всех ведущих стран, однако наибольшее распространение она получила только в США. В период с 1928 по 1938 год частными фирмами и военными арсеналами было построено более 10 таких машин, ни одна из которых так и не была принята на вооружение, хотя американская армия эксплуатировала опытные образцы достаточно долго. Столь странная тяга к аналогам советских «колесных танкеток» обуславливалась стремлением американских производителей предоставить военным в условиях Великой Депрессии максимально простую и дешевую машину, пусть даже в ущерб её защищенности. Как следствие, от дальнейшего развития этого направления армия США полностью отказалась, сосредоточив усилия на выпуске полноприводных разведывательных машин типа M3 Scout Car.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЁГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
Д-8 обр.1932 г.

БОЕВАЯ МАССА ~1500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2-4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ?
Ширина, мм ?
Высота, мм ?
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм зенитный пулемет «максим» и один 7,62-мм пулемет ДТ или ДТУ в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ пулеметный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 6 мм
борта корпуса — 4 мм
корма корпуса — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ Форд, карбюраторный, 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колеса одиннарные, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 88 км\ч по шоссеу
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ?
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.