• Пт. Мар 29th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

В годы Второй мировой войны американская армия активно использовала огнеметные танки. Такая техника хорошо показала себя при штурме различных укреплений противника на разных театрах военных действий. Рассказывает wofmd.com После окончания войны армия не потеряла интереса к подобной технике. Уже осенью 1945 года был дан старт разработке перспективной модели огнеметного танка. В силу разных причин создание такой техники затянулось, но в середине пятидесятых годов вооруженные силы смогли получить новый огнеметный танк с официальным обозначением M67.

Приказ о начале работ по новому проекту был подписан 11 октября 1945 года. В соответствии с этим документом, промышленность должна была разработать специализированный вариант среднего танка M26 Pershing, имеющий основное оружие в виде огнемета. Проект получил рабочее обозначение T35. К 1948 году специалистами оборонных предприятий были предложены сразу пять вариантов проекта, имевшие те или иные особенности. Предлагались минимальные переделки существующей конструкции, использование вместо башни крупной неподвижной рубки и т.д. В одном из предварительных проектов даже планировалось использовать буксируемый прицеп с цистерной для огнесмеси, подобный примененному в британском проекте Churchill Crocodile.

В октябре 1948 года командование завершило анализ имеющихся предложений и сделало выводы. Военачальники посчитали создание новых огнеметных танков нецелесообразным. Огнеметы рекомендовалось устанавливать на технику в качестве вспомогательного вооружения, но специализированные бронемашины признавались бесперспективными. Как следствие, проект T35 был закрыт. Работы по тематике огнеметных танков на некоторое время остановились.

К существующим идеям вернулись только после начала войны в Корее. Корпус морской пехоты США потребовал возобновить работы и создать танк с основным огнеметным вооружением. Морская пехота в ходе последних конфликтов использовала танки в качестве средства огневой поддержки пехоты в боях на малых дистанциях. В таких условиях огнеметные танки представляли особый интерес. Тем не менее, в Корее морпехам пришлось применять огнеметные бронемашины устаревших моделей с недостаточными характеристиками. Имеющийся опыт боевой работы и текущие проблемы привели к появлению нового заказа.

Применение готовых решений и наработок, созданных в ходе проекта T35, позволило в определенной мере ускорить разработку перспективной машины для КМП. Новый проект подразумевал использование опытного среднего танка T42, который вместо штатного орудия должен был нести огнемет струйного типа и резервуары для огнесмеси. Проектирование новой башни с требуемым комплексом вооружения заняло некоторое время. К моменту завершения этих работ проект T42 был закрыт. Теперь носителем башни с огнеметом должен был стать средний танк M47 Patton. На этом этапе огнеметный танк получил обозначение T66.

Средний танк M47 в то время рассматривался в качестве временной меры, при помощи которой армия могла дождаться более современную технику. Из-за этого с 1952 года в проекте T66 использовалась конструкция бронемашины типа M48. Очередная смена базового шасси привела к появлению нового обозначения T67. К счастью для проекта, в дальнейшем удалось обойтись без новых кардинальных изменений, благодаря чему был сформирован и в дальнейшем реализован облик полноценного огнеметного танка.

В качестве основы для перспективной боевой машины был выбран существующий серийный средний танк, что в значительной мере упростило разработку проекта и развертывание серийного производства. С точки зрения общей архитектуры огнеметный T67 представлял собой доработанный M48 с новым вооружением и иным составом оснащения боевого отделения. Корпус, башня, силовая установка, ходовая часть и вспомогательное вооружение оставались прежними. Следует отметить, что все это не только упрощало производство, но и решало одну из основных задач проекта. Заказчик требовал, чтобы огнеметный танк внешне был похож на стандартный M48. Сходство техники позволяло в определенной мере снизить риски для огнеметной бронемашины, сократив вероятность правильного ее опознавания.

T67 «наследовал» существующий литой броневой корпус. В составе корпуса имелась полуэллиптическая лобовая часть толщиной от 61 мм (внизу) до 110 мм (вверху). Изогнутые борта с нишами и выступами имели толщину до 76 мм, корма – до 30 мм. Необходимо отметить, что точные параметры толщины брони зависели от модели базового шасси. По мере развития танков M48 и T67 подобные параметры менялись в некоторых пределах. Компоновка корпуса была традиционной. В передней его части помещалось отделение управления, в центре – боевое отделение, в корме – отсек двигателя и трансмиссии.

Танк T67 должен был комплектоваться двигателем Continental AV-1790, причем машины разных серий могли иметь моторы различных модификаций. Двигатели, использовавшиеся в ранних серийных партиях, показывали мощность до 690 л.с. Впоследствии этот параметр был доведен до 750 л.с. Двигатель соединялся с двухпоточной гидромеханической трансмиссией Allison CD-850.

В составе ходовой части танка имелось по шесть опорных катков на каждом борту. Катки оснащались индивидуальной торсионной подвеской, а также имели пружинные ограничители хода. Две передние и две задние пары катков комплектовались дополнительными амортизаторами. В передней части борта имелись направляющие колеса, аналогичные опорным каткам, в корме – ведущие. Верхняя ветвь гусеницы должна была лежать на трех или пяти поддерживающих роликах.

В ходе проектов T66/T67 американскими специалистами был разработан новый комплекс вооружения на основе струйного огнемета. Все новые агрегаты помещались в общей башне типа T7. Это изделие представляло собой доработанную штатную башню танка M48, лишенную большей части исходного оборудования. Использовался существующий литой купол полусферической формы с развитой кормовой нишей. Максимальная толщина брони башни достигала 178 мм в лобовой части. Борта и корма были тоньше – 76 и 51 мм соответственно. Применялась 114-мм броневая маска лобовой амбразуры. Любопытно, что конструкция башни в рамках нового проекта не подверглась серьезным внешним изменениям. Так, на своих местах остались все внешние элементы, вплоть до кожуха дальномера. Сам дальномер в башне отсутствовал.

Основным оружием перспективной бронемашины должен был стать огнемет струйного типа модели M7-6. В состав этой системы входили брандспойт, система зажигания, система тушения остатков огнесмеси, а также средства хранения и подачи горючей жидкости. В лобовой амбразуре башни, на стандартных креплениях танковой пушки, поместили качающуюся установку брандспойта. В связи с требованиями о маскировке последний получил трубчатый кожух с имитацией дульного тормоза. Подобная маскировка не обеспечивала стопроцентного сходства, но все же серьезно затрудняла идентификацию техники. Система хранения и подачи огнесмеси была помещена в левой части башни, на месте заряжающего. По понятным причинам, это был едва ли не самый крупный агрегат в боевом отделении.

Внутри кожуха брандспойта, на некотором расстоянии от его переднего среза, помещалась пластина с форсунками для выброса огнесмеси. Использовались два распылителя с отверстиями диаметром 19 и 22 мм. Там же находились электроды искровой системы воспламенения, а также форсунка углекислотной системы принудительного тушения остатков смеси, представляющих опасность для кожуха.

Для хранения «боезапаса» было предложено использовать крупную цилиндрическую емкость объемом 398 галлонов (1506 л). При этом для правильной работы системы приходилось оставлять свободное место, заправляя лишь 365 галлонов (1381 л) огнесмеси. Также имелся дополнительный бак для 10,2 галлона (38,6 л) незагущенного бензина, необходимого для запуска огнемета в условиях низких температур. Выброс жидкости должен был осуществляться при помощи сжатого воздуха, хранимого в баке объемом 0,28 куб.м под давлением 22 атм.

Наводить огнемет на цель предлагалось при помощи штатных электрогидравлических приводов башни. Имелась возможность стрельбы в любом направлении при углах возвышения от -12° до +45°. Максимальная расчетная дальность огнеметания достигала 200 м, однако на практике она могла быть примерно вдвое меньше. При выбросе огнесмеси через 19-мм сопло боезапаса хватало на 61 с «стрельбы», через 22-миллиметровое – на 55 секунд.

Использование нового вооружения позволило пересмотреть состав оборудования, устанавливаемого в башне. Танк более не нуждался в баллистическом вычислителе и дальномере. Кроме того, появилась возможность использовать для наведения только штатный перископический прицел. Тип этого устройства менялся в соответствии с модернизацией базового танка M48.

В качестве спаренного с огнеметом вооружения на танке T67 должен был использоваться пулемет винтовочного калибра. Изначально это был M1919, но в дальнейшем его заменили на M73. На командирской башенке размещалась установка с крупнокалиберным зенитным пулеметом M2HB. Боекомплект спаренного пулемета включал 3500 патронов, зенитного – 600. Также в распоряжении танкистов должны были иметься пистолет-пулемет и некоторое количество ручных гранат.

Управлять огнеметным танком должен был экипаж из трех человек. В передней части корпуса размещался механик-водитель. Он имел собственный люк в крыше и набор смотровых приборов с возможностью установки системы для ночного вождения. Наводчик и командир находились в правой части башни. В распоряжении первого имелся только прицел, тогда как второй располагал полноценной башенкой с круговым обзором. Экипаж должен был использовать танковое переговорное устройство. В кормовой нише башни устанавливалась коротковолновая радиостанция, модификация которой зависела от типа используемого базового танка.

Габариты бронемашины остались на уровне базового M48. Длина по корпусу составляла 6,87 м, ширина – 3,63 м, высота – чуть более 3 м. Боевая масса определялась в 48 т. Имелась возможность перемещения по шоссе со скоростью до 48 км/ч, запас хода достигал 210-215 км. Танк мог преодолевать различные препятствия.

В конце 1953 года был построен первый опытный образец огнеметного танка, который планировалось использовать в ходе испытаний на Абердинском полигоне. Машина хорошо показала себя, благодаря чему испытания прошли достаточно быстро и без особых проблем. В ходе этих проверок были подтверждены характеристики нового огнемета M7-6. В октябре 1954 года огнемет приняли на вооружение. Сам танк был принят на вооружение 1 июня 1955 года. Бронемашина получила официальное обозначение Flamethrower Tank M67. Башню T7 с огнеметом M7-6 обозначили как Flamethrower Tank Turret M1.

В 1955 году американская промышленность успела построить несколько серийных огнеметных танков M67, после чего процесс производства пришлось перестраивать. К этому времени был создан и поставлен в серию средний танк M48A2, который теперь должен был стать основой и для огнеметной бронемашины. Проект M67 был незначительно переработан с учетом обновления базового танка. Кроме того, подвергся модернизации существующий огнемет. Его новый вариант под обозначением M7A1-6 должен был иметь некоторые отличия от исходного изделия. Обновленные огнеметные танки M67A1 выпускались в течение второй половины пятидесятых годов.

В 1959 году стартовал новый проект модернизации техники. Армия пожелала приблизить характеристики существующих средних танков M48 к уровню параметров новейших M60, что стало поводом для обновления огнеметных M67. Теперь танк с огнеметом должен был строиться на основе машины M48A3, имевшей дизельный двигатель, новую систему управления огнем, иной спаренный пулемет (M73) и т.д. Для проверки такой модернизации был изготовлен опытный танк M67E1. В 1962 году улучшенная бронемашина была принята на вооружение под названием M67A2.

Еще до официального принятия огнеметного танка на вооружение Корпус морской пехоты заказал серийное строительство такой техники. Первый заказ подразумевал поставку 56 готовых танков T67/M67 и 17 башен T7/M1. Последние предполагалось отправить в войсковые мастерские и установить на имеющиеся средние танки семейства M48. После выполнения этого заказа КМП имел 73 огнеметных танка. Также заказчику был передан и первый прототип. После официального принятия на вооружение появился заказ сухопутных войск. Армия желала получить 35 машин. Эта техника была достроена до конца десятилетия. На этом серийный выпуск M67 прекратился. В дальнейшем имела место только модернизация имеющейся в наличии техники. Таким образом, в общей сложности было построено только 109 огнеметных танков новой модели, в том числе два прототипа.

По мере разработки новых модификаций огнеметного танка осуществлялась модернизация строевой техники. Так, в 1963 году началась переделка танков M67 Корпуса морской пехоты по проекту M67A2. Армейские подразделения, однако, так и остались с машинами версии M67A1. Эту технику по тем или иным причинам обновлять не стали.

Армия США заказала всего 35 огнеметных танков M67A1, что было недостаточно для полноценного перевооружения. Тем не менее, командование сухопутных войск и не планировало широко использовать такую технику. К примеру, один из взводов, получивших огнеметные танки, базировался в Форт Ноксе и использовался только в демонстрационных целях. Танки армии несколько раз принимали участие в маневрах, но никогда не использовались в ходе реальных вооруженных конфликтов.

Основным заказчиком танков M67 стал КМП США. Получаемая техника передавалась взводам огнеметных танков при танковых батальонах. Каждый такой взвод имел по девять танков в составе трех отделений. Кроме танков огнеметные взводы имели вспомогательную машину M4 на базе стандартного армейского грузовика. Задачей этой техники было обслуживание боевых машин, в том числе подвоз огнесмеси и заправка баков танка.

После начала войны во Вьетнаме Корпус морской пехоты перебросил часть огнеметных танков на новый театр военных действий. При этом на фронте одновременно находилось не более 30-36 огнеметных танков. Несмотря на малое количество, такая техника смогла показать все свои преимущества и недостатки. В ходе активной эксплуатации в условиях реального конфликта войска смогли проверить бронемашины, а также сформировать оптимальные методики их боевого применения.

Как и ранее, огнеметные танки использовались для непосредственной поддержки войск. Кроме того, нередко они работали совместно с линейными танками с целью усиления подразделений. В контексте боевого применения танков M67 особый интерес представляет битва за Хюэ, состоявшаяся в начале 1968 года. В начале наступления два танка M67 и два M48 смогли прорваться в город, где в течение нескольких следующих дней осуществляли поддержку пехоты без возможности немедленного усиления. Тем не менее, отсутствие подвоза огнесмеси привело к тому, что танки M67 большую часть времени играли роль подвижных огневых точек с пулеметным вооружением.

Ввиду малого количества танки M67 КМП США обычно использовались поодиночке или в составе малочисленных соединений, что соответствующим образом ограничивало эффективность их боевой работы. Кроме того, необходимость подвоза огнесмеси сокращало круг решаемых задач. Из-за этого исключалось использование огнеметных танков в длительных операциях на большом удалении от баз. Еще одним негативным фактором стало широчайшее применение зажигательных авиационных бомб: такое оружие резко сокращало необходимость в наземном огнеметном вооружении.

Несмотря на все ограничения, американским войскам удалось найти сферы, где M67 мог показать себя с лучшей стороны. Такая техника активно использовалась при охране баз и конвоев, в том числе для решения нестандартных задач. С помощью танкового огнемета можно было уничтожить потенциально опасные заросли вокруг лагеря или рядом с дорогой. При сопровождении колонн техники огнеметные танки зарекомендовали себя в качестве хорошего средства для борьбы с засадами и огневыми точками противника.

Эксплуатация огнеметных танков M67 всех модификаций продолжалась до начала семидесятых годов. В 1970 году армия решила отказаться от подобной техники по причине не слишком высоких характеристик, а также морального и физического устаревания. В качестве замены для имевшихся M67A1 рассматривались машины M132 на базе бронетранспортера M113. Вскоре командование морской пехоты тоже начало обсуждать возможный отказ от огнеметных танков. В конце 1971 года появилось предложение о снятии таких машин с вооружения в связи с недостаточными характеристиками и проблемами эксплуатационного характера. В середине 1972 года вышел приказ о снятии M67 с вооружения. В течение двух следующих лет все имевшиеся машины этого типа были списаны.

Одной из причин отказа от M67 стало устаревание шасси танка M48. В связи с этим в начале семидесятых годов в КМП рассматривался вопрос о возможной установке существующих башен T7/M1 на шасси новых танков M60. Тем не менее, расчеты показали, что такой проект выйдет слишком дорогим. Несмотря на необходимость в сохранении огнеметных танков, морская пехота была вынуждена отказаться от подобной техники.

Около семи десятков огнеметных танков, остававшихся в распоряжении Корпуса морской пехоты, к середине семидесятых годов были списаны. Часть машин отправили на разборку, другие были поставлены на хранение. По некоторым данным, часть серийных M67A2 оставалась на базах хранения вплоть до первой половины восьмидесятых. В дальнейшем, по-видимому, эту технику сняли с хранения и тоже отправили на утилизацию. При этом несколько танков смогли избежать печальной участи, став музейными экспонатами или памятниками.

В течение длительного времени армия и Корпус морской пехоты США использовали огнеметные танки для решения тех или иных боевых задач. Вскоре после окончания Второй мировой войны был дан старт новому проекту подобной техники, однако реальные результаты были получены только к середине следующего десятилетия. Более того, впервые поучаствовать в боях новым танкам M67 удалось только к концу шестидесятых. Всего через несколько лет после этого от подобной техники отказались в связи с ее устареванием. В силу разных причин Соединенные Штаты более не занимались тематикой огнеметных танков. M67 оказался последним представителем своего класса в американских вооруженных силах.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.