• Чт. Апр 25th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

В середине пятидесятых годов Япония начала формирование Сил самообороны. Вновь создаваемые соединения и части нуждались в современном оружии и технике, но получение подобной продукции было связано с рядом затруднений. Рассказывает wofmd.com На поставку импортных образцов с высокими характеристиками надеяться не приходилось, из-за чего стране пришлось запускать разработку нескольких собственных проектов. В результате одного из них появился первый послевоенный японский бронетранспортер под названием «Тип 60».

Разработка перспективной техники для перевозки личного состава стартовала в 1956 году. Сухопутные силы самообороны желали получить гусеничную бронемашину с противопульным бронированием, способную перевозить несколько десантников с оружием, а также поддерживать их пулеметным огнем. Некоторые особенности технического задания на новый проект могут говорить о том, что оно создавалось, как минимум, с учетом последних достижений промышленности США. Новый японский БТР, с точки зрения основных черт облика, должен был иметь заметное сходство с американским M59, созданным в начале десятилетия.

К разработке нового образца бронетехники были привлечены ведущие предприятия машиностроительной отрасли – компании «Комацу» и «Мицубиси». Как и в случае с некоторыми другими проектами того времени, в течение нескольких следующих месяцев конструкторы двух компаний должны были создать два самостоятельных проекта перспективного бронетранспортера, после чего требовалось построить опытные образцы. Изучив поданную на испытания технику, Силы самообороны планировали выбрать наиболее удачный вариант, пригодный для принятия на вооружение и постановки в серию.

Уже в 1957 году компании-разработчики представили по одному прототипу новой техники. Опытный бронетранспортер от «Комацу» получил рабочее обозначение SU-I, от «Мицубиси» – SU-II. Были проведены сравнительные испытания, в ходе которых каждый образец должен был показать свое превосходство над конкурентом. Кроме того, к проверкам привлекли приобретенный у Соединенных Штатов бронетранспортер M59. Таким образом, испытания перспективной техники позволяли выявить реальные возможности самостоятельно разработанной техники, а также сравнить ее с самым новым зарубежным образцом.

В ходе испытаний выяснилось, что машины SU-I и SU-II соответствуют предъявленным требованиям, а также могут на равных конкурировать с зарубежными образцами. Что интересно, два новых японских бронетранспортера имели минимальные отличия как с точки зрения конструкции, так и в сфере технических характеристик. Из-за этого было принято решение об объединении двух отдельных проектов. Дальнейшее развитие тематики предлагалось вести в рамках нового проекта SU-60, совмещающего основные черты существующих разработок. Новый проект следовало разработать совместными усилиями обоих участников программы.

Отсутствие серьезных претензий по результатам первых испытаний в определенной мере облегчило все последующие работы, а также положительным образом сказалось на объемах предсерийных партий. Кроме того, на этом этапе военные задумались о создании специализированных модификаций техники. В 1958 году две компании построили 11 опытных бронемашин SU-60 в разных конфигурациях. Большая часть этой техники строилась в конфигурации бронетранспортеров. Оставшиеся представляли собой самоходные минометы с оружием разных типов.

После очередных испытаний и доработки проекта в 1959 году на полигон вывели четыре новых прототипа. Вскоре появился первый заказ на серийное производство техники. К 1960-му все необходимые проверки завершились, и новый бронетранспортер был рекомендован к принятию на вооружение. По году появления соответствующего приказа новая машина получила официальное обозначение «Тип 60». При этом в некоторых источниках до сих пор фигурирует название SU-60, использовавшееся на стадии разработки проекта.

В соответствии с техническим заданием, перспективный бронетранспортер должен был иметь броневой корпус с противопульной защитой и достаточной вместимостью. Подобные задачи были успешно решены, в результате чего БТР «Тип 60» получил корпус сварной конструкции, состоящий из броневых листов толщиной от 8 до 13 мм. Использовалась компоновка с передним размещением отделения управления и трансмиссионного отсека. Моторное отделение поместили за рабочими местами водителя и стрелка, у левого борта. Справа от двигателя находился стрелок, а кормовой отсек предназначался для десанта.

Бронетранспортер получил корпус многоугольной формы, образованный несколькими основными листами. Лобовая часть состояла из трех листов разной высоты, помещенных под различными углами к вертикали. Наибольшими размерами отличался средний лист. Вертикальные борта корпуса были разнесены на ширину надгусеничных полок и образовывали крупные ниши. С лобовым листом борта сопрягались через скошенные скуловые листы. Корпус имел крышу с крупной горизонтальной центральной деталью. Передняя и бортовая части крыши, в свою очередь, помещались под небольшим наклоном. Имелся вертикальный кормовой лист.

По ряду причин, корпус имел негерметичную конструкцию. Из-за этого не удалось обеспечить возможность пересечения водных преград вплавь. Кроме того, машину не удалось оснастить средствами защиты от оружия массового поражения. Из-за таких особенностей конструкции новый японский бронетранспортер по общей эффективности боевой работы мог заметно проигрывать современным зарубежным образцам.

В центральном отсеке корпуса разместили дизельный двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» 8HA21WT мощностью 220 л.с. Специфика систем охлаждения привела к необходимости применения крупных решеток в крыше корпуса, нужных для подачи воздуха к двигателю. При помощи карданного вала крутящий момент двигателя передавался в передний отсек механической трансмиссии. Агрегаты этого отсека были необходимы для привода ведущих колес переднего расположения.

Бронемашина получила гусеничную ходовую часть на основе пяти пар сдвоенных обрезиненных опорных катков. Катки устанавливались на индивидуальной торсионной подвеске, усиленной дополнительными амортизаторами на первой и последней парах катков. В связи со спецификой компоновки внутренних отсеков корпуса первые четыре пары катков имели балансиры, повернутые назад. Балансиры задней пары, в свою очередь, были развернуты вперед. Ходовая часть комплектовалась передними ведущими колесами цевочного зацепления. Направляющие колеса размещались в корме. Над опорными катками предусмотрели по три поддерживающих ролика на каждом борту.

Заказчик пожелал иметь на вооружении бронетранспортер с экипажем из четырех человек. Рабочие места всего экипажа должны были помещаться в передней половине корпуса. Непосредственно за лобовыми листами находились механик-водитель и стрелок. Водителя поместили у правого борта корпуса. Над его местом имелся собственный люк в крыше, оснащенный несколькими смотровыми приборами для вождения. Средства для наблюдения в темное время суток не предусматривались. У левого борта на крыше располагался люк стрелка, не имеющий перископов. Этому члену экипажа предлагалось следить за обстановкой при помощи средств наведения пулемета.

На продольной оси корпуса, позади люков водителя и стрелка, поместили командирскую башенку. Весь ее купол мог откидываться, выполняя функции крышки люка. По периметру нижней части башенки имелся набор смотровых приборов, обеспечивавший круговой обзор. Четвертый член экипажа в лице второго стрелка помещался справа от моторного отсека. Он имел двустворчатый люк в крыше, оснащенный пулеметной турелью.

Бронетранспортер «Тип 60» мог брать на борт до шести десантников с оружием. Бойцы располагались в кормовом десантном отделении, у бортов которого крепились две продольные лавки. Для доступа в десантное отделение в кормовом листе корпуса имелся крупный проем, прикрытый двумя створками-дверями. Двери открывались в стороны, обеспечивая дополнительную защиту солдат при спешивании. Также предусматривался крупный люк в крыше, прикрытый несколькими створками. Передняя крышка откидывалась поворотом вперед, а задние расходились в сторону, складываясь при помощи петель. Десантники могли наблюдать за местностью при помощи смотровых щелей: по две имелось в каждом борту и по одной на дверях.

Собственное вооружение перспективной бронемашины состояло из двух пулеметов. В правой части лобового листа имелась литая деталь с шаровой установкой для одного из них. В ней помещался курсовой пулемет винтовочного калибра типа M1919A4, управляемый стрелком. Боекомплект этого пулемета состоял из 1000 патронов. В правой части крыши, на люке второго стрелка, монтировалась подвижная турель, позволявшая обстреливать цели в широких секторах. От ответного обстрела стрелок прикрывался сравнительно крупным броневым щитком. Турель на крыше предназначалась для установки крупнокалиберного пулемета M2HB. Боекомплект этого оружия состоял из 500 патронов.

Получившаяся машина получилась достаточно компактной и легкой. Общая длина бронетранспортера составляла 4,85 м, ширина – 2,4 м, высота по крыше – 2,31 м. Боевая масса определялась на уровне 11,8 т. Удельная мощность превышала 19 л.с. на тонну, благодаря чему максимальная скорость могла достигать 45 км/ч. Дальность хода составляла всего 230 км. Имелась возможность преодоления различных препятствий. Водные преграды пересекались только по бродам глубиной до 1 м.

В 1959 году компании «Мицубиси» и «Комацу» получили первый заказ на серийный выпуск новой техники. Вскоре после этого первые серийные БТР «Тип 60» были построены и переданы войскам. Впервые после окончания Второй мировой войны японские войска получили новый бронетранспортер отечественной разработки. Несмотря на все проблемы имеющейся машины, запуск серийного производства позволил начать перевооружение и вместе с тем заметно повысить боеспособность Сухопутных сил самообороны.

Вскоре после начала серийного производства бронетранспортеров в базовой конфигурации компании-разработчики приступили к активной работе по развитию проекта. В ближайшем будущем планировалось завершить создание нескольких специализированных модификаций имеющегося БТР. Первыми машинами на основе «Типа 60» стали два самоходных миномета с вооружением различных типов. Фактически эти проекты представляли собой дальнейшее развитие разработок, созданных еще до строительства второй партии опытных машин.

В 1963 году на вооружение приняли «81-мм самоходный миномет «Тип 60» (также известен под названием SV-60) и «106-мм самоходный миномет «Тип 60» (он же SX-60). Они имели схожую конструкцию, а также использовали максимально возможное число агрегатов базового бронетранспортера. При переделке по этим проектам существующий БТР лишался кормовой части крыши и исходного оснащения десантного отделения. В корме корпуса теперь помещались укладки для боекомплекта и средства для монтажа минометного ствола, допускавшие его наведение в двух плоскостях. Экипаж самоходного миномета состоял из пяти человек. Машина SV-60 несла 81-мм миномет и имела укладки на 24 мины. Экипаж мог обстреливать цели на дальностях до 3 км. В боевом отделении SX-60 располагалась 106-мм артиллерийская система и всего 8 мин с дальностью полета до 4 км.

Выпуск самоходных минометов продолжался не слишком долго. За несколько лет Силам самообороны передали лишь по 18 бронемашин двух типов. По результатам испытаний и эксплуатации бронетранспортер «Тип 60» сочли не самой лучшей базой для самоходных минометов. Дальнейшее развитие подобной техники планировалось вести с использованием иных шасси.

Известно о попытке создания на базе БТР «Тип 60» самоходной артиллерийской установки. Машина с рабочим названием SY-60 должна была получить новое боевое отделение с орудием калибра 105 мм. Насколько известно, был построен всего один прототип такой машины, которому так и не удалось заинтересовать военных. Проект был закрыт за отсутствием перспектив.

В середине шестидесятых годов на базе бронетранспортера была разработана машина радиационной, химической и биологической разведки. От базового образца она отличалась герметизированным корпусом и наличием аппаратуры для выполнения различных замеров, взятия проб и разметки местности. Такая техника выпускалась небольшой серией и ограниченно использовалась соответствующими подразделениями.

В то же время «Тип 60» стал основой для самоходного противотанкового ракетного комплекса. В кормовой части корпуса такой машины монтировались две пусковые установки для ракет «Тип 64». На рабочих местах экипажа, в свою очередь, помещались средства наблюдения и управления полетом ракеты. Ракета «Тип 64» управлялась по проводам и могла поражать цели на дальностях до 1800 м. Основным носителем такого оружия являлись комплексы на автомобильных шасси, однако в войсках присутствовало и некоторое количество аналогичных систем на бронированных шасси.

Серийный выпуск бронетранспортеров «Тип 60» и техники на их базе продолжался до 1972 года. За это время Сухопутные силы самообороны получили не более 430 машин всех типов. К середине семидесятых японские военные планировали завершить разработку нового проекта «Тип 73» и довести его до серийного производства. При помощи строительства и поставок новых машин постепенно планировалось заменить стремительно устаревающие. Тем не менее, из-за ряда специфических проблем японской промышленности так и не удалось выйти на желаемые темпы выпуска новой техники. Было построено только 225 новых БТР, что не позволяло полностью заменить существующую технику.

По некоторым данным, из-за проблем с выпуском «Типа 73» военным пришлось заказать производство новых машин «Тип 60». Согласно этой версии, при помощи дополнительного производства в течение нескольких лет общая численность бронетранспортеров была доведена до 755 единиц. Так или иначе, несколько сотен бронемашин старого и нового типа в течение достаточно длительного времени пришлось эксплуатировать параллельно и без возможности полной замены одних образцов другими. Вряд ли подобная ситуация могла положительным образом сказаться на общем состоянии Сухопутных сил самообороны.

В течение нескольких следующих десятилетий японские Силы самообороны не имели возможности провести полноценное перевооружение и заменить технику семейства «Тип 60». Массовая эксплуатация таких бронемашин продолжалась до начала двухтысячных годов, после чего ее стали постепенно выводить в резерв или списывать в связи с выработкой ресурса и моральным устареванием. По состоянию на конец девяностых годов Япония располагала примерно тремя сотнями машин «Тип 60». К середине двухтысячных годов в строю осталось только 33 единицы техники. Уже в 2006 году последние бронетранспортеры были списаны, уступив свое место в войсках более новым образцам.

Снятая с вооружения техника имела разные перспективы. Одни машины, не успевшие до конца выработать свой ресурс, отправлялись на хранение. Не подлежащие ремонту бронетранспортеры уходили на разборку. Нескольким машинам удалось уцелеть, став музейными экспонатами.

Бронетранспортер «Тип 60» стал первой машиной своего класса, созданной в Японии после окончания Второй мировой войны. Ориентируясь на разработки мировых лидеров, японские инженеры представили свой вариант бронированной машины для перевозки личного состава. Не имея большого опыта в деле создания таких проектов, авторы БТР «Тип 60» допустили некоторые промахи, из-за чего их творение, среди прочего, не могло плавать и не защищало людей от оружия массового поражения. Тем не менее, в перспективе не самую удачную технику можно было бы заменить улучшенными образцами. В силу разных причин такие планы не удалось реализовать в полной мере, из-за чего процесс замены устаревающих «Тип 60» растянулся на несколько десятилетий и завершился в тот период, когда подобная техника окончательно перестала отвечать каким-либо современным требованиям. Все же нельзя не отметить, что, несмотря на все свои проблемы, бронетранспортер «Тип 60» стал важной вехой в истории вооружений и техники японских Сил самообороны, а также позволил сохранять приемлемую боеспособность частей в течение многих лет.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.