• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Первые зенитные самоходные установки (ЗСУ) появились еще до начала Первой мировой войны, в частности, в 1906 году в Германии компанией «Эрхард» был построен бронеавтомобиль с большим углом возвышения орудия. Рассказывает wofmd.com В годы Первой мировой войны в разных странах было выпущено большое количество ЗСУ на базе обыкновенных коммерческих грузовиков. Но подобные ЗСУ на базе небронированных машин были очень сильно уязвимы, их можно было поразить даже огнем из стрелкового оружия. Поэтому уже в ходе Второй мировой войны в качестве шасси для самоходных зенитных установок начали использовать танковую базу. Наиболее известными ЗСУ данного класса стали немецкие ЗСУ «Ostwind» и «Wirbelwind».

После завершения Второй мировой войны данное направление развития боевой техники получило логичное продолжение. При этом послевоенное развитие ЗСУ характеризовалось также увеличением скорострельности и числа ствольного вооружения. Характерным продуктом развития данной концепции и усиления огневой мощи была советская ЗСУ-23-4 «Шилка», темп стрельбы которой доходил до 3400 выстрелов в минуту.

При этом свои разработки в области создания подобных боевых машин, предназначенных для обеспечения противовоздушной обороны войск (в том числе на марше) и тыловых объектов от ударов авиации и вертолетов противника, продолжились и в Германии. В конце 1960-х годов в ФРГ была создана экспериментальная зенитная самоходная установка под названием «Матадор». Данная боевая машина создавалась в рамках амбициозной американо-немецкой программы MBT-70 (Main Battle Tank [for the] 1970s, основной боевой танк для 1970-х годов). Созданный в рамках данной программы танк должен был поступить на вооружение армий США и ФРГ. Работы по проекту активно велись во второй половине 1960-х годов. Основная цель проекта была в замене танка M60 на более современный аналог, который смог бы превзойти перспективный основной боевой танк Советского Союза, им впоследствии оказался Т-64.

В рамках амбициозного американо-немецкого проекта МВТ-70 предусматривалась создание разнообразных вспомогательных боевых машин на той же гусеничной базе. Одной из таких машин и должна была стать ЗСУ, предназначенная для непосредственного огневого прикрытия наземных войск от авиации противника. Базой для ЗСУ должно было стать шасси танка МВТ-70, в конструкцию которого не планировалось вносить никаких изменений. Башню и комплекс вооружения для данной ЗСУ разрабатывала знаменитая немецкая компания Rheinmetall. К 1968 году был полностью готов эскизный проект зенитной башни, который получил обозначение «Matador», давшее название и экспериментальной ЗСУ.

Башня получила две РЛС — сопровождения цели или орудийной наводки «Альбис» (расположена спереди башни) и обнаружения цели MPDR-12 с круговым вращением (расположена в задней части на крыше башни). В будущем подобное размещение РЛС стало традиционным для огромного количества ЗСУ. Основным вооружением экспериментальной ЗСУ «Матадор» стали две 30-мм автоматических пушки Rheinmetall, имеющие скорострельность на уровне 700-800 выстрелов в минуту и боезапас в 400 выстрелов. Обе пушки, что примечательно, были расположены внутри заброневого пространства башни, скорее всего, по соображениям обслуживания. Скорость вращения башни составляла примерно 100 градусов в секунду. К моменту завершения всех конструкторских работ сотрудничество между США и ФРГ уже было остановлено, программа создания МВТ-70 получалась очень затратной.

Несмотря на то, что совместный проект создания основного боевого танка был прикрыт, наработки, которые к тому моменту уже были получены, никуда не пропали. Спроектированная для МВТ-70 зенитная башня Matador после ряда изменений конструкции перекочевала на шасси танка Leopard 1. Именно эта машина и вышла в конечном итоге на испытания, проиграв, однако, другой немецкой ЗСУ «Гепард». При этом в «Гепард» в том или ином виде перекочевали многие наработки и вся электронная начинка «Матадора».

В конструкции экспериментальной ЗСУ «Матадор» были как свои плюсы, так и свои минусы. Несомненным плюсом было размещение РЛС сопровождения целей в передней части башни между двумя 30-мм автоматическими орудиями — это делало расчет прицеливания «естественным», не требовался пересчет углов. При этом в немцах преобладал рационализм, взвесив все аргументы за и против, они решили, что 4-х пушек при подобном обеспечении стрельбы будет слишком много, с поражением целей справятся и два орудия, правда, большего, чем у советской «Шилки» калибра. К недостаткам экспериментальной боевой машины относили то, что установив пушки классическим образом, конструкторы ЗСУ вынуждены были сделать в бортах башни огромные отверстия, предназначенные для выброса стреляных гильз при всех положениях автоматических пушек. Да и с отводом из боевого отделения пороховых газов все вышло не совсем правильно.

Но даже в таком виде «Матадор» можно было принять на вооружение, если бы немцы не проанализировали возможные перспективы и тенденции развития данного класса техники. Военные ФРГ посчитали, что в будущем им понадобится увеличение досягаемости орудий по высоте, что автоматически требовало от конструкторов установки более мощных пушек, больших калибров. Но в существующей компоновке наращивание калибра автоматических пушек было просто невозможным: в существующей башне большие пушки просто не помещались, а радикальным образом увеличить ее размеры представлялось нереальным. Конструкторам нужно было найти другой путь и они его нашли. Именно он был реализован в компоновке ЗСУ «Гепард», принятой на вооружение бундесвера. Данная самоходная установка получила 35-мм автоматические орудия, которые были вынесены за пределы забронированной башни.

ЗСУ «Гепард» с расположенными по бокам башни 35-мм автоматическими пушками также базировалась на базе танка Leopard 1 и именно она в итоге и была принята на вооружение. Фактически несколько уступая широко известной на Западе и произведшей настоящий фурор советской ЗСУ «Шилка» в скорострельности пушек, немецкая ЗСУ значительно превосходила советский аналог в части РЛС. На ней имелись отдельные РЛС обнаружения и сопровождения целей, что позволяло вести и нормальный поиск воздушных объектов, и сопровождать уже обнаруженные самолеты и вертолеты противника.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.