• Чт. Май 2nd, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Разработчик: КБ завода №185
Год начала работ: 1933
Год выпуска первого прототипа: 1934
Серийно в 1936-1938 гг. строилась только СУ-5-2, летом 1941 г. несколько САУ приняли участие в боях с немецкими войсками.

 

Параллельно с созданием самоходных орудий большой мощности в СССР начались работы по созданию “малого триплекса” для дивизионной артиллерии, который должен был включать в себя САУ, оснащенный 76,2-мм полковым орудием, 121,9-мм гаубицей и 152,4-мм мортирой.Рассказывает wofmd.com Согласно существовавшей тогда теории, наличие подобного триплекса в полной мере могло покрыть весь спектр задач армии. За разработку всех трёх проектов отвечало КБ завода опытного машиностроения им.Кирова (№185) под руководством С.А.Гинзбурга и П.Н.Сячинтова. Ответственным конструктором был назначен В.Москвин.

В качестве базового шасси был выбран легкий танк Т-26 образца 1933 года, производство которого осуществлялось в Ленинграде. В связи с тем, что существующая танковая компоновка совершенно не подходила для САУ корпус Т-26 был радикально переработан. Отделение управления, вместе с сидением водителя и органами управления, а также элементы трансмиссии по-прежнему находились в носовой части, но моторное отделение переместили к центру корпуса, отделив его от остальных отсеков бронированными перегородками. Здесь был установлен стандартный бензиновый двигатель Т-26 мощностью 90 л.с. с укороченным карданным валом, главный фрикцион, вентилятор, радиатор, масляной и топливный баки, которые разделялись герметичными выгородками. Моторное отделение соединялось специальным карманом с боковыми отверстиями для выброса охлаждающего воздуха. На крыше было вырезано отверстия с бронированными жалюзи для входа охлаждающего воздуха и два люка для доступа к карбюратору, свечам, клапанам и маслофильтру.

Боевое отделение, где находились места для расчета из 4-х человек и орудие, было перемещено в кормовую часть корпуса. Для гашения отдачи при стрельбе на землю опускался специальный сошник, расположенный на корме. Помимо этого, могли использоваться дополнительные бортовые упоры. Вместе с тем, ходовая часть изменений не претерпела. Как и на серийном танке Т-26, применительно на каждый борт, она состояла из следующих компонентов: 8 опорных катков сблокированных в четыре тележки (1-2 и 3-4 тележки имели общую подвеску с амортизацией на листовых рессорах), 4 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колеса. Самоходные орудия получили общее обозначение СУ-5, но в зависимости от типа устанавливаемого орудия к нему прибавлялся индекс. Соответственно, САУ обозначались как СУ-5-1СУ-5-2 и СУ-5-3.

 

Самой легкой, как и следовало ожидать, среди них была СУ-5-1 – она весила всего 10200 кг. На этой САУ монтировалось 76,2-мм полковое орудие образца 1902\1930 гг., защищенное 15-мм лобовым бронещитом. Горизонтальный угол наведения пушки составлял ±15°, вертикальный – от -5° до +60°. Приборы наведения состояли из панорамы Герца и телескопического прицела. При стрельбе с места полик заряжающего опускался. Боекомплект пушки, уложенный непосредственно в машине, состоял всего из восьми выстрелов.

Самоходная установка СУ-5-2 отличалась только 121,9-мм гаубицей обр.1910\1030 гг. (сейчас принято “округление” до 122-мм) и возимым боекомплектом, состоявшим из 4 выстрелов и 6 гильз.

На СУ-5-3 была установлена 152,4-мм мортира НМ обр.1931 г. Из-за больших габаритов артсистемы “тройка” имела более ограниченные углы наведения: ±7° по горизонтали и от -0° до +72° по вертикали. Масса этой САУ составила 10400 кг при том, что возимые боекомплект отсутствовал вовсе.

 

На совместных заводских испытаниях, проведенных в период с 1 октября по 29 декабря 1935 года, самоходное орудие СУ-5-1 прошло 296 км, СУ-5-2 – 206 км и СУ-5-3 – 189 км. Далее, на артиллерийском полигоне, первый и второй вариант триплекса сделали по 50 выстрелов, “мортирная” самоходка – всего 23.

После завершения испытательного цикла СУ-5-3 была 1 ноября доставлена в Москву для участия в параде в честь 18-летия Октябрьской революции. В то же время, в отчете об испытаниях, были изложены следующие выводы:

 

“Самоходные установки обладают тактической подвижностью, позволяющей им передвигаться по дорогам и вне дорог. Переход в боевое положение для 76- и 122-мм СУ-5 – немедленно, для 152-мм машины – 2-3- минуты (необходимо ведение стрельбы с упором).
Недостатки: мала прочность кронштейна, связывающего люльку с цапфовой обоймой, слабы бандажи опорных колёс.
Все выявленные дефекты принципиального значения не имеют и вполне устранимы.”

 

ем не менее, для серийной постройки была выбрана только СУ-5-2. Что касается остальных машин, то их судьба решилась следующим образом. В вопросе по 76,2-мм самоходке большее предпочтение отдали АТ-1 с пушкой ПС-3 конструкции Сячинтова. Эта артсистема обладала большей мощностью и могла эффективно бороться не только с пехотой и полевыми укреплениями, но и с танками противника, что тоже было немаловажно. В добавок, АТ-1 имел лучшее бронирование боевого отделения при сохраненной компоновке танка Т-26.

С установкой СУ-5-3 всё было намного проще – для налаживания серийного производства просто не нашлось нужного количества 152,4-мм мортир типа НМ. Кроме того, шасси от Т-26 всё-таки посчитали слабоватым для столь тяжелой артсистемы.

Первые 10 изготовленных САУ СУ-5-2 были сданы заказчику к лету 1936 года. Машины с серийными номерами № 003-Г и № 008-Г сразу же отправили для проведения войсковых испытаний стрельбой и пробегом в 7-й механизированный корпус Киевского ВО. Испытательный цикл, целью которого была проверка качества и выявление конструктивных недостатков у машин первой установочной серии выпущенных заводом № 185, проходил в период с 25 июня по 20 июля 1936 г. В отчете об испытаниях было записано следующее:

 

”Всего сделано по 100 выстрелов из каждой. Поворот орудия на сторону 13°50′. Испытания пробегом (маршрут Петергоф — Луга): № 003 — 988,8 км, № 008 — 1014 км. Максимальная скорость по шоссе — 30 км/ч, по проселку – 18-20 км/ч, запас хода по шоссе — 225 км, по местности -130 км.

Помимо водителя на СУ размещены 4 человека, но в сухую погоду сильная пыль делает пребывание расчета на машине почти невозможным. СУ преодолевала стену высотой 0,9 м, ров шириной до 2,5 м, брод — 1 м, спуск по косогору — 36°.

Заключение:

1. СУ-5-2 войсковые испытания выдержала;

2. СУ-5-2 достаточно подвижны и прочны на походе, имеют достаточную проходимость по местности, устойчивое положение при стрельбе;

3. При внесении изменений и дополнений их желательно принять на вооружение механизированных соединений как артиллерию непосредственной поддержки”.

 

В ходе испытаний была уточнена и тактико-техническая характеристика СУ-5-2. Масса машины составляла 10 тонн, что приводило к перегрузке и быстрому перегреву двигателя. Угол горизонтального обстрела из 122-мм гаубицы равнялся 28-30°, угол возвышения +60°, склонения 0°. Возимый боекомплект состоял из 4 снарядов и 6 зарядов. Высота линии огня – 1880 мм, скорострельность — 4-5 выстрелов в минуту. Время перехода из походного положения в боевое – 25-30 с. Вместе с тем, боекомплект был увеличен до 6 выстрелов с гильзами.

 

Несмотря на столь положительные качества дальнейшая судьба СУ-5-2 оказалась достаточно скромной. Следующая партия из 20 самоходок отличалась увеличенным боекомплектом (8 выстрелов), немного сдвинутой выхлопной трубой и дополнительным вентиляционным лючком над местом механика-водителя. Некоторые машины получили частично откидную бронезащиту экипажа из 6-мм бортовых бронелистов. Чтобы снизить нагрузку на ходовую часть подвеску усилили за счет увеличения толщины коренных рессор на 1-1,3 мм. Этот шаг ощутимых результатов не дал, так как для более тяжелой СУ-5-2 требовалась подвеска нового типа. В добавок, самоходка так и не получила более мощный двигатель.

В первом полугодии 1937 года предполагалось выпустить улучшенный вариант СУ-5-2, по результатам испытаний которой можно было доработать серийные машины, однако жизнь распорядилась совершенно иначе. После ареста Сячинтова и многих других конструкторов тема самоходной артиллерии отошла на второй план, а машины и артсистемы, созданные под их руководством, попали в категорию “вредительских”. Тем не менее, самоходные установки СУ-5-2, в отличии от орудий ПС-3, не были сняты с эксплуатации.

 

О боевом применении СУ-5-2 сведений сохранилось совсем немного. Самоходные установки поступали на вооружение мехкорпусов и отдельных мотобригад в штучном количестве и скорее служили в качестве дополнения для полевой артиллерии. К 1 января 1938 года СУ-5-2 находились в составе следующих соединений: по четыре машины в 5-м мехкорпусе Московского военного округа, 4-й мехбригаде Белорусского военного округа, 11-й мехбригаде Ленинградского военного округа и в 8-й мехбригаде Киевского военного округа, по две машины находились на научно-испытательном артиллерийском полигоне и в 7-м мехкорпусе, пять во 2-й и шесть в 23-й мехбригадах Отдельной Дальневосточной армии (ОДВА) и одна в ремонте на заводе № 174.

 

Впервые СУ-5-2 приняли участие в боях с японскими войсками в районе озера Хасан. САУ действовали в составе артиллерийских батарей 2 и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА в районе высот Заозерная и Безымянная. Несмотря на небольшое количество 122-мм самоходки хорошо проявили себя в боях и были высоко оценены в качестве средств огневой поддержки пехоты и танков. Вот что было записано в отчете о боевых действиях бригады от 31 июля:

 

“…2-й танковый батальон совместно с частями 40-й стрелковой дивизии имел задачу уничтожить огневые точки противника на высоте Заозерная. Боевой порядок батальона был построен в три эшелона, в атаке участвовало 47 танков. Батарея 2-го танкового батальона (4 СУ-12 и 2 СУ-5) с открытых позиций поддерживали атаку танков…

…3-й танковый батальон выступил в 15.15. Батарея (4 СУ-12 и 2 СУ-5) открыла огонь по противнику и выпустила 248 76-мм и 23 122-мм снаряда”.

 

Следующим местом боевого использования СУ-5-2 стала Польша, на территорию которой советские войска вошли 17 сентября 1939 года. В ходе “освободительного похода” батарея СУ-5-2 из состава 32-й танковой бригады прошла 350 км марш ни разу не вступив в боевое столкновение с противником. После этого одна СУ-5 была отправлена в капитальный ремонт.

 

В последний предвоенный год СУ-5-2 практически не эксплуатировались, мирно доживая свой короткий век. Тем не менее, на 1 июня 1941 года в составе РККА всё ещё оставалось 28 САУ этого типа (11 на Дальневосточном фронте, 9 в Киевском и 8 в Западном ОВО), из которых исправными считались только 16. Что-либо сказать об их боевом применении весьма сложно. Точно известна судьба только двух машин, входивших в состав 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса. В “Акте о потерянных боевых машинах”, составленном в июле 1941 года, указывалось следующее:

 

“…Т-26 СУ-5 – 2 штуки, 1 (№ 91166) оставлена в г. Грудек-Ягелонский в ожидании ремонта из-за отсутствия экипажа, 1 (№ 916166) находилась на ремонте во Львове (была сдана в марте), судьба неизвестна”.

 

Остальные 15 машин, по всей видимости, участие в боях принять также не успели в виду технических неисправностей. Впрочем, на одной из немецких трофейных фотографий запечатлена именно CУ-5-2, выведенная из строя на марше. Была ли она уничтожена собственным экипажем или разбита авиаицей противника так и остаётся неизвестным. До настоящего времени ни одного самоходного орудия СУ-5-2 не сохранилось.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ 
СУ-5-2 обр.1936 г.

БОЕВАЯ МАССА 10500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4840
Ширина, мм 2440
Высота, мм 2560
Клиренс, мм 380
ВООРУЖЕНИЕ одна 121,9-мм гаубица обр.1910\1930 гг.
БОЕКОМПЛЕКТ 8 выстрелов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел и панорама Герца
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 15 мм щит орудия – 15 мм
борт корпуса — 10 мм
корма – 10 мм
крыша — 6 мм
днище — 6 мм
ДВИГАТЕЛЬ Т-26, карбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 90 л.с. при 2100 об\мин., ёмкость бака 192 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, карданный вал, 5-скоростная КПП, бортовые фрикционы, бортовые передачи и ленточные тормоза
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 30 км\ч по шоссе
15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 150 км по шоссе
170 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 32°
Высота стенки, м 0,75
Глубина брода, м 0,80
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ флажковая сигнализация
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.