• Пт. Апр 26th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

В средине 70-х американская армия объявила конкурс по программе DIVAD (Division Air Defense) — зенитная установка дивизионного уровня.Рассказывает wofmd.com  Появление этой программы связано с тем, что американские военные были всерьёз обеспокоены возросшими возможностями советских истребителей-бомбардировщиков и фронтовых бомбардировщиков, способных результативно действовать на малых высотах, где зенитные ракеты были малоэффективны. Кроме того, в СССР появились боевые вертолёты Ми-24, вооруженные противотанковыми ракетами с дальностью пуска, превышающей эффективную дальность стрельбы зенитных установок «Вулкан». После начала поставок в войска танков М1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли» американские военные столкнулись с тем, что ЗСУ М163 и ЗРК MIM-72 «Чапаррел» просто не успевали за новыми машинами и не могли обеспечить зенитное прикрытие. Доказательством того, что современные ЗСУ могут быть серьёзной угрозой для боевой авиации, стал опыт боёв на Ближнем Востоке. Израильские пилоты, стараясь избежать поражения зенитными ракетами, перешли к маловысотным полётам, и при этом понесли ощутимые потери от ЗСУ-23-4 «Шилка».

В конкурсе DIVAD приняли участие пять ЗСУ, вооруженные зенитными автоматами калибра 30-40 мм. Все они имели РЛС обнаружения и сопровождения цели. В мае 1981 года победителем была объявлена установка компании «Форд Аэроспейз энд Комьюникейшенз Корпорэйшен». ЗСУ получила официальное наименование «Сержант Йорк» (в честь сержанта Элвина Йорка, героя первой мировой войны) и индекс M247. Контракт на сумму $ 5 млрд. предусматривал поставку 618 ЗСУ в течение 5 лет.

Новая зенитная самоходка получилась не лёгкой, её масса в боевом положении составляла 54,4 т. Базой для зенитной установки М247 стало шасси танка М48А5. В 80-х годах танки М48 уже считались устаревшими, но значительное количество танков M48A5 имелось на базах хранения. Использование шасси этих танков должно было снизить стоимость производства ЗСУ. Башня с двумя 40-мм зенитными автоматами устанавливалась по центру корпуса. На крыше башни находятся две антенны РЛС: слева антенна РЛС сопровождения округлой формы, сзади плоская антенна РЛС обнаружения цели. Радиолокатор обнаружения представлял собой модифицированную станцию типа AN/APG-66, использовавшуюся на истребителях F-16A/В. Обе антенны могли быть сложены, чтобы уменьшить высоту ЗСУ на марше. Экипаж машины – три человека. Наводчик располагается в левой части башни, а командир — справа, каждое место оснащено отдельным люком. В распоряжении наводчика прицел с лазерным дальномером, место командира оборудовано панорамным прибором наблюдения. Система наведения полностью автоматическая, без возможности механического управления. 40-мм спаренные пушки имеют электропривод вертикального наведения, башня вращается на 360°. Каждая пушка оснащена отдельным магазином, боекомплект составляет 502 снаряда.

40-мм пушки, использованные в М247, имели серьёзные отличия от 40-мм зенитных автоматов семейства «Бофорс», ранее применяемых в вооруженных силах США. Вооружение ЗСУ состояло из двух автоматических пушек L70 шведской разработки, которые были специально доработаны для ЗСУ. В пушке L70 используются выстрелы повышенной мощности 40×364 мм R с начальной скоростью 0.96 кг снаряда — 1000–1025 м/с, живучесть ствола 4000 выстрелов. При создании L70 приоритет отдавался не скорострельности, а высокой кучности стрельбы короткими очередями. Техническая скорострельность одного орудия – 240 выстр/мин. Дальность поражения воздушных целей – 4000 м.

Несмотря на победу в конкурсе, принятие ЗСУ М247 на вооружение вызвало шквал критики. Указывалось, что машина нуждается в доводке, радиоэлектронный комплекс функционирует ненадежно, а боевая эффективность сомнительна. Косвенным признанием этого можно считать намерение фирмы-разработчика установить на башне в качестве дополнительного вооружения ЗУР FIM-92 «Стингер». К тому же устаревшее шасси М48А5 не могло угнаться за новыми танками и БМП. Всё это стало причиной свёртывания производства ЗСУ М247«Сержант Йорк» в августе 1985 года. До того момента американская промышленность успела построить 50 машин. В связи с многочисленными недостатками армия от них отказалась, и большая часть М247 была использована на авиационных полигонах в качестве мишеней. В настоящий момент в музеях сохранилось четыре экземпляра ЗСУ.

После эпопеи с программой DIVAD американская армия больше не предпринимала попыток принятия на вооружение зенитных артиллерийских установок. Более того, значительным сокращениям в 90-е годы подверглись зенитно-ракетные подразделения. Американские вооруженные силы отказались от ЗРК Hawk 21, в модернизацию которого были вложены немалые средства. Как уже говорилось, смешанные зенитные дивизионы «Чапаррэл-Вулкан» были заменены батареями ЗРК M1097 «Эвенджер» на шасси М988 «Хаммер», что, конечно, не может считаться полноценной заменой, так как по проходимости «Хаммеры» серьёзно уступают гусеничным машинам. Впрочем, в последнее время Армия США охладела к зенитным системам. ЗРК «Пэтриот» РАС-3 не несут боевого дежурства на территории США. В Германии в распоряжении американского контингента имеется всего четыре батареи «Пэтриот», которые тоже не имеют постоянной готовности. Зенитные комплексы разворачиваются только в потенциально ракетоопасных регионах для защиты американских баз от северокорейских, иранских и сирийских баллистических ракет. Обеспечение противовоздушной обороны от ударной авиации противника на ТВД возложено главным образом на истребители ВВС США.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.