• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Разработчик: Piasecki
Страна: США
Первый полет: 1948
Тип: Многоцелевой транспортный вертолет

Двадцатый век дал человечеству авиацию — новый вид транспорта и новое оружие. За каких-нибудь 10 лет самолет встал в строй армий практически всех ведущих стран, рождение же его винтокрылого сверстника растянулось почти на полвека. Рассказывает wofmd.com Идея геликотера выглядела замечательно просто, но попытки его реализации, коих за первые 30 лет нашего столетия было великое множество, обычно оканчивались полным фиаско.

Игорь Иванович Сикорский высказал простое предположение — все дело в схеме. На доказательство этого тезиса ушел не один год, масса труда и денег. Но вот в воздух поднялся VS-300. Его схема с основным несущим и хвостовым компенсирующим винтами оказалась настолько удачной и практичной, что получила название классической.

Успех серийного вертолета R-4, прототипом которого был VS-300, достигнутый в последний период второй мировой войны, не поубавил однако оптимизма у приверженцев других схем. Одним из них был американец Френк Пясецки (Frank Piasecki), считавший оптимальной конфигурацию геликоптера с продольным размещением двух несущих винтов одного диаметра. Конструктор не без основания предполагал, что такая схема имеет свои несомненные преимущества. Но уже при первых прикидках оказалось, что трансмиссия такого вертолета намного сложнее и тяжелее. Она включала такие узлы, как распределяющий редуктор с дефазирующим устройством, исключающим перехлест лопастей роторов и синхронизирующие валы большой длины. Проводка управления обоими винтами получалась сложной, а усилия на рычагах управления — чрезмерными. Немало хлопот доставляли и винты. Их суммарный КПД уменьшался за счет взаимной интерференции, лопасти вибрировали, их законцовки попадали во флаттер, тряска передавалась на редукторы и валы, которые «трещали» и «сыпались». Доставалось и фюзеляжу, на который обрушивались пульсирующие потоки воздуха от винтов, вибрационные и акустические нагрузки.

Но с другой стороны, два винта давали огромную несущую площадь, а значит, даже при большей массе машины, сохранялась низкая нагрузка на каждый ее метр. А это в свою очередь — хорошая скороподъемность, потолок и большая полезная нагрузка. Кроме того, расположение несущих винтов на концах фюзеляжа позволило отказаться от тонкой и, в сущности, нефункциональной хвостовой балки. Теперь весь объем корпуса мог использоваться Для размещения экипажа, груза, вооружения, силовой установки и систем вертолета.

Мало того, оказалось, что даже не смотря на торчащие во все стороны лопасти роторов, габариты вертолета продольной схемы получались меньше, чем у «классических» геликоптеров с компенсирующим винтом, а размеры грузовой кабины — больше. Это качество вызвало наибольший интерес у командования ВМС и Морской Пехоты США. Моряки искали преемника для весьма неудобных бортовых гидросамолетов для крейсеров и линкоров, «морпехи» же надеялись, что новый аппарат станет достойной заменой для высадочных катеров LST. Это позволило бы ускорить доставку десанта с кораблей на берег, обезопасив его от прибрежных скал и осуществив маневр силами во всех трех плоскостях пространства.

Первая серийная модель Пясецкого PV-3, более известная под названием «летающий банан» (Flying Banana), заказанная американским флотом в 1944 году, в целом подтвердила все вышеизложенное.

Очередной вертолет тандемной схемы проектировался на фирме Пясецкого уже в соответствии с техническим заданием ВМС США к многоцелевой винтокрылой машине, способной базироваться на авианосцах и крупных кораблях. Проектирование началось в 1945 г. Вертолет получил фирменное обозначение PV-14 (обозначение вооруженных сил XHJP-1). Теперь у Пясецкого появился конкурент — Сикорский предложил морякам свой HJS-1. Победитель конкурса получал серьезный заказ на 186 вертолетов.

Первый полет прототип PV-14 выполнил в 1948 г., всего было построено две опытные машины. В отличие от PV-3 новый вертолет проектировался цельнометаллическим. Звездообразный двигатель воздушного охлаждения Континетал R-975-34 мощностью 525 л.с. пришлось установить в задней части фюзеляжа. ВМС жестко лимитировал габариты вертолета размерами существующих самолетоподъемников эскортных авианосцев при размерах кабины, достаточных для размещения не менее пяти солдат с полным снаряжением. Два несущих трехлопастных винта имели складывающиеся вручную лопасти. Ограничение размеров заставило конструкторов максимально сблизить оси вращения винтов, так, что ометаемые ими поверхности пересекались почти наполовину диаметра. Прямоугольные в плане лопасти имели каркас из стальных труб и фанерную обшивку. Экипаж — два человека, в грузопассажирской кабине могли расположиться четыре-пять человек.

Вертолет XHJP-1 установил неофициальный мировой рекорд скорости горизонтального полета для винтокрылых летательных аппаратов (131 миля/ч) в феврале 1949 г. в ходе калибровочного полета на заводском аэродроме фирмы в Мортоне.

Серийное производство началось в 1948 г. К этому времени в конструкцию был внесен ряд изменений, в связи с чем наименование изменилось на PV-18 (HUP-1 Retriever). Серия вертолетов HUP-1 включала 32 машины. Часть вертолетов оснащалась опускаемой гидроакустической станцией.

Первые три XHJP-1 поступили в испытательный центр корпуса морской пехоты Пэтаксен-Ривер весной 1949 г. В ходе войсковых испытания летчик-испытатель Джим Райан впервые в мире выполнил на вертолете XHJP-1 петлю Нестерова. В 1950 г. проводились опыты по базированию вертолетов продольной схемы на эскортном авианосце «Палау»

Вертолет не миновала одна из главных болезней машин продольной схемы — недостаточная устойчивость. Конструкторам пришлось мудрить с хвостовым оперением. Предсерийные машины имели обычный стабилизатор относительно небольшого размаха без поперечного V. Серийный HUP-1 получил на концы стабилизатора наклоненные шайбы (своего рода отрицательная V-образность), вариант HUP-2 вообще не имел стабилизатора. На HUP-2 устанавливался более мощный двигатель R-975-42, а в днище передней части фюзеляжа был устроен прямоугольный аварийный люк. В состав бортового оборудования был введен автопилот, улучшивший устойчивость вертолета. Внедрение автопилота как раз и позволило конструкторам избавится от горизонтального оперения. Рядом с люком внутри вертолета монтировалась гидравлическая лебедка грузоподъемностью 180 кг.

ВМС США закупили 165 вертолетов HUP-2, еще 15 машин были переданы ВМС Франции. В американском флоте новую технику первыми получили в 1949 г. эскадрильи HU-1 и HU-2.

Тем временем американские военные проверили вертолет на выживаемость в условиях ядерной войны, пока, конечно же, учебной. Апофеозом маневров Дезерт Рок V (Desert Rock V) была доставка вертолетного десанта прямо в эпицентр ядерного взрыва. 39 геликоптеров высадили морскую пехоту в еще горячей воронке через 30 минут после взрыва. Машины выдержали это даже лучше, чем люди.

Рэтриверу выпала честь стать первым в мире серийным противолодочным вертолетом. Его модификация HUP-2S, оснащенная гидролокационной станцией, должна была обнаруживать, а в перспективе и уничтожать вражеские субмарины.

В 1951 г. ВВС и армия заказали фирме Пясецкий модификацию PV-18 с усиленным полом кабины и гидроусилителями в контуре управления. Сухопутный вариант получил наименование Н-25А Army Mule. Вооруженные силы США закупили 70 таких вертолетов, в войска они начали поступать в 1953 г.

Последняя флотская модификация Рэтривера — HUP-3 — была фактически перекуплена у армии США. Моряки получили 50 таких геликоптеров. От армейского Н-25А этот аппарат отличался лишь новой модификацией двигателя — R-975-46A вместо R-975-42 на предыдущих. Его назначением стала перевозка раненых и медперсонала, а также доставка боеприпасов, продовольствия и других грузов для коммандос. Три из них закупили ВМС Канады. Серийный выпуск продолжался до 1954 г.

В 1957 г. проходил испытания HUP-2 в варианте амфибии. На вертолете были усилена конструкция нижней части планера, герметизировано днище фюзеляжа, доработаны воздухозаборники, по бортам фюзеляжа смонтированы на фермах увеличивающие остойчивость поплавки от легкого гидросамолета Пай-пер «Каб».

На флоте вертолеты HUP использовались для перевозки людей и грузов, а также в качестве поисково-спасательных. Крупнейшей спасательной операцией, в которой принимали участие два вертолета HUP-2 и два Сикорский HO4S, стала эвакуация раненых при взрыве авиационной ракеты на авианосце «Беннингтон». Спровоцированные детонацией авиационного боекомплекта пожары на авианосцах не являлись столь уж большой редкостью в истории ВМС США. Случай на «Беннигтоне» имел место в начале июня 1954 г. Корабль находился в 75 милях от побережья Новой Англии. Сразу после возникновения пожара командир взял курс на Ньюпорт. Вертолеты приступили к эвакуации раненых когда авианосец подошел к порту на расстояние 10 миль. Пострадавших моряков доставляли прямо во двор госпиталя в Ньюпорте. Последний полет был выполнен, когда «Беннингтон» швартовался на своем штатном месте. Официальный представитель ВМС заявил, что жизнь нескольких человек удалось спасти, только благодаря использованию вертолетов.

«Мулы» прослужили в вооруженных силах США до середины 60-х годов. Рассматривалась возможность улучшить летные характеристики вертолетов за счет установки 700-сильного мотора R-1300-3, но модернизацию сочли нецелесообразной из-за появления более совершенных геликоптеров. Двигатель R-1300-3 был установлен на один вертолет, получивший обозначение HUP-4. Первый полет HUP-4 выполнил 31 декабря 1954 г. В июле 1962 г. в связи со сменой системы обозначений летательных аппаратов вооруженных сил США машины варианта HUP-2 получили индекс UH-25B, a HUP-3 — UH-25C.

 

Модификация   CH-25A
Диаметр главного винта, м   10.67
Длина,м   17.35
Высота ,м   3.81
Масса, кг  
  пустого   1782
  максимальная взлетная   2767
Тип двигателя   1 ПД Continental R-975-46А
Мощность, кВт   1 х 410
Максимальная скорость, км/ч   174
Практическая дальность, км   790
Практический потолок, м   3670
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   5 солдат
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.