• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Разработчик: Nieuport
Страна: Франция
Первый полет: 1916
Тип: Истребитель

День клонился к вечеру, когда австрийский биплан «Бранденбург» 63-54 возвращался к линии фронта после разведки. Рассказывает wofmd.com Экипаж — летчик капрал Хорачек и офицер-наблюдатель лейтенант фон Халупка — мог быть доволен результатами своей работы: фотокамера запечатлела много интересного в тылу русских войск. До аэродрома в Дануеве, где располагалась их 25-я авиарота, оставалось лететь чуть больше четверти часа, когда на встречном курсе появился неприятельский «Ньюпор».

Русский истребитель, имевший самые серьезные намерения атаковать, исчез так же неожиданно, как и появился. Летчик прибавил обороты 160-сильному. «Мерседесу», а наблюдатель, тревожно оглядываясь, прильнул к турельному пулемету «Парабеллум». Для австрийских пилотов дело принимало скверный оборот. Они знали, что на их участок фронта недавно была переброшена русская знаменитая боевая группа 1, летчики которой сбили под Луцком немало неприятельских самолетов. До появления такого грозного противника, самолеты которого несли на руле управления зловещую эмблему — череп и скрещенные кости, разведывательные полеты по русским тылам были для немецких и австрийских летчиков безопасной прогулкой. Теперь надо было глядеть в оба, вертя головой на все 360.

В тот момент, когда казалось, что опасность уже миновала, «Ньюпор» вынырнул в каких-то 15 метрах. Длинная очередь «Льюиса» распорола обшивку «Бранденбурга». Схватившись за кисть правой руки, летчик выпустил штурвал управления, и самолет беспомощно опрокинулся вниз. Раненный в руку наблюдатель пытался взять управление на себя. Наконец совместными усилиями пилотам удалось выровнять самолет. Чихающий мотор и белая струйка пара из пробитого радиатора заставили экипаж искать место для вынужденной посадки. Машина приземлилась около 19 часов 25 апреля (8 мая) 1917 г. близ Олесина, что севернее Козова. Летчики были взяты в плен.

Как показал осмотр пулемета после боя, прапорщику военному летчику 19-го корпусного авиаотряда Николаю Васильевичу Навроцкому хватило 30 патронов, чтобы сбить неприятельский самолет, за что он и был представлен к высшему офицерскому ордену — Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. Слегка поврежденный «Брандербург» С-1 передали в 4-й армейский авиаотряд, где после небольшого ремонта он был использован русскими летчиками. О незавидной судьбе австрийских пилотов сообщили противнику «воздушной почтой» — запиской, сброшенной с русского аэроплана (французский и немецкий текст которой приводится в современной книге Е.Петера по истории ВВС австро-венгерской монархии). Навроцкий летал на истребителе «Ньюпор XXI» («Бебе-21») — одном из распространенных типов самолетов.

Фюзеляж состоит из двух верхних и двух нижних деревянных (сосна и ясень) лонжеронов, соединенных между собой стойками и поперечинами и расчаленными стальной проволокой. Поперечное сечение передней части фюзеляжа сделано круглым, в задней части оно переходит в четырехугольное. В передней части фюзеляжа размещается кабина пилота, управление самолетом и мотором, а также необходимые приборы и инструменты. Вся передняя часть фюзеляжа покрыта фанерой, причем верхняя покрышка — съемная. Нижняя обшивка ставилась более толстой, так как служила полом кабины. Фанерой же, начиная от спинки сиденья пилота, закрыта и верхняя часть фюзеляжа. Вся остальная — обтягивалась полотном.

«Ньюпоры» русского авиазавода «Дукс» были несколько тяжелее французских образцов, поскольку вместо бруса использовалась сосна, а вместо полушелкового полотна — льняное. Козырек был укреплен на верхнем капоте у люка кабины летчика. На самолетах завода «Дукс» был установлен обтекатель головы летчика (подголовник). Коробка крыльев представляет собой два верхних и два нижних крыла, соединенных между собой двумя V-образными деревянными стойками и расчаленных тросами (6-8 мм).

Верхнее крыло состоит из двух одинаковых половин, правой и левой, которые соединяются посредине стальными башмаками, ушками и болтами. Каждое верхнее крыло — двухлонжеронное (сосна) и имело набор из 11 нервюр. Крылья обтягивались полотном, которое прикреплялось гвоздями к полочкам нервюр и после обтяжки покрывалось лаком. Верхние крылья — обратной стреловидности (3), без поперечного V. Задняя кромка верхнего крыла имела полукруглый вырез для удобства входа в кабину.

В этом вырезе устанавливалось зеркальце заднего обзора. Элероны, обычно несколько расширенные на концах, были только на верхнем крыле. Нижние крылья — очень узкие (хорда 0,6 м), с небольшим поперечным V (около 2). V-образные стойки из сосны в поперечном сечении обтекаемой формы. Верхнее крыло крепилось к фюзеляжу при помощи двух передних и задних треугольных стоек. Они изготавливались из стальных или дюралевых труб чечевицеобразного сечения. Нижнее крыло к фюзеляжу присоединялось металлическим башмаком на конце лонжерона и чашечкой шарнира металлической поперечины фюзеляжа.

Шасси — из двух половин, левой и правой, соединенных внизу желобчатой поперечиной, приваренной к башмакам, одетым и закрепленным на подкосах. Внутри этой поперечины помещалась ось колес. Дуги шасси своими верхними концами прикреплялись к нижним лонжеронам фюзеляжа. На концах оси — колеса с пневматическими спицами. Амортизатором служил резиновый шнур, обмотанный несколько раз вокруг оси и нижнего ребра башмака стоек шасси. Костыль из деревянной обоймы, при помощи которой он крепился к лонжеронам фюзеляжа. К нижней части костыля прикреплялась стальная рессора. Хвостовое оперение (стабилизатор и руль поворота) сварное из стальных труб, плоское (без профиля), обтянутое полотном.

Мотор «Гном» мощностью 80 л.с., ротативный, крепился к стальной мотораме. Алюминиевый капот снизу открытый. Бензиновый бак емкостью 68 л устанавливался под задним капотом в передней части фюзеляжа и крепился к его верхним лонжеронам. Масляный бак емкостью 18 л располагался между мотором и его рамой под передним капотом. Благодаря такому размещению бака теплота мотора шла на подогрев масла. Запаса бензина и масла хватало на двухчасовой полет.

Вооружение обычно состояло из одного пулемета «Льюис» (калибр 7,7 мм) или «Гочкис» (калибр 8 мм), устанавливаемого над верхним центропланом. Пулемет был без синхронизатора, поэтому ось ствола была направлена вне диска винта. Реже ставился синхронный пулемет «Виккерс». Диск «Льюиса» и «Гочкиса» вмещал 47 патронов, запасные диски укреплялись под пулеметом или рядом с ним под обтекателем. Несмотря на высокую скорострельность пулеметов (500-550 выстрелов в минуту) эффективность огня этих пулеметных установок была невысокой из-за сложной и громоздкой смены обойм.

Для борьбы с аэростатами противника использовались пороховые ракеты Ле Приера и Ларнера, укрепляемые по 4 штуки на каждой V-образной стойке крыла. Удачным примером такого применения может послужить воздушный бой военного летчика Гренадерского авиаотряда прапорщика Владимира Каминского. Вечером 26 августа (8 сентября) 1917 г. он атаковал в районе Барановичей немецкий змейковый аэростат, выпустив с дистанции 60 м 4 ракеты Ларнера, две из которых попали в центр аэростата. Он загорелся и упал.

Теперь — малоизвестная страница истории. Французские экземпляры «Ньюпор-21» появились в России раньше, чем истребитель «Ньюпор-17» — в первой половине 1916 года. Позже был налажен выпуск самолета на московском авиазаводе «Дукс». С организацией истребительных авиаотрядов в середине 1916 года самолеты «Ньюпор-XI» и «Ньюпор-21» поступили на их вооружение. Если в конце июля 1916 г. вновь сформированные 1-й, 5-й и 12-й истребительные авиаотряды имели в своем составе по несколько истребителей «Ньюпор-21», то в 1917 г. этот самолет становится широко распространенным во всех 24-х истребительных авиаотрядах и истребительных отделениях корпусных, армейских и артиллерийских авиаотрядов. По отзывам многих летчиков, самолет «Ньюпор-21» отличался отличной маневренностью, и был хорошо управляем из-за удачного соотношения мощности мотора, массы и площади крыльев. Именно на этом самолете летчик-инструктор Севастопольской военной авиашколы К.К.Арцеулов выполнил впервые в России преднамеренный штопор осенью 1916 г.

Самолет находился на вооружении авиачастей русской военной авиации до конца первой мировой войны, широкое применение получил в военных авиашколах. По свидетельству В.Б.Шаврова, «Ньюпор-21» использовался в период гражданской войны только в качестве тренировочного. Удовлетворявший требованиям истребителя в 1916 г., уже в следующем году он устарел — скорости 150 км/ч стало недостаточно. Вот запись из дневника полетов от 11 августа 1917 г. военного летчика 6-го истребительного авиаотряда поручика Бориса Легата: «…атаковал в районе Серички немецкий самолет. Догнать на самолете «Бебе-21» завода «Дукс» противника не мог…»

А теперь приведу данные, интересные для тех, кто коллекционирует модели авиатехники. К примеру, окраска «Ньюпор-21». Она была серебристой. Однако французские машины выпускались светло-бежевыми. Авиазаводом «Дукс» — светло-серыми. При этом отличалась по структуре передняя часть фюзеляжа, покрытая фанерой, и задняя — полотном. Металлические части (стойки шасси, алюминиевый капот, цилиндры мотора и др.) имели естественный цвет. Это относится и к деревянным частям самолета — винту, V-образным стойкам и костылю.

Национальные опознавательные знаки русской военной авиации — красный, синий и белые круги — наносились по бокам фюзеляжа за кабиной пилота, с обеих сторон на верхних крыльях, только снизу — на нижних крыльях, на руле управления и даже на стабилизаторе — с обеих сторон. У некоторых самолетов руль направления был окрашен в трехцветные национальные цвета (слева направо: красный, голубой, белый) в виде вертикальных широких полос, при этом на голубом фоне наносился четырехзначный заводской номер.

В гражданскую войну такой руль направления покрывался полностью красной краской, иногда на нем рисовалась пятиконечная красная звезда. Такие же звезды наносились на крылья и по бокам фюзеляжа. Особые эмблемы имели самолеты известных летчиков. Например, на борту самолета знаменитого русского военного летчика, сбившего 6 самолетов противника, Е.Н.Крутеня была изображена голова русского витязя. Самолеты 1-й боевой авиагруппы (2-, 4- и 19-й корпусные авиаотряды) на руле направления имели эмблему: белый череп и скрещенные кости на черном фоне.

Самолеты военных авиашкол, как правило, без вооружения, были с обыкновенными опознавательными знаками. Кроме того, на боку фюзеляжа или руле направления тренировочных самолетов наносились крупные однозначные цифры для опознания самолета в воздухе. Известен «Ньюпор-21» московской авиашколы периода гражданской войны, полностью окрашенный в красный цвет.

Модификация   N.21
Размах крыла, м   8.03
Длина, м   5.80
Высота, м   2.40
Площадь крыла, м2   14.70
Масса, кг  
  пустого самолета   370
  нормальная взлетная   545
Тип двигателя   1 ПД Le Rhone 9c
Мощность, л.с.   1 х 80
Максимальная скорость , км/ч   150
Крейсерская скорость , км/ч   132
Практическая дальность, км   250
Практический потолок, м   5250
Экипаж   1
Вооружение:   один 7.7-мм пулемет Vickers или Lewis
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.