Применение грязи при заболевании органов движения курортам известно давно. Однако в большинстве случаев материал, отражающий результаты наблюдений за эффективностью грязелечения, относится к периоду, не связанному с военно-травматическими поражениями. Только после финляндских событий, боев у Халхин-Гола и во время Великой Отечественной войны стало широко применяться лечение военно-травматических поражений и их последствий бальнеологическими курортными факторами, в частности, грязью.
В годы Отечественной войны на Железноводском курорте под наблюдением находились больные с ограничением движений в суставах в результате огнестрельных ранений. Тут имелись не истинные контрактуры, а лишь ограничение движений, обусловленное болевым синдромом и нарушением функции поврежденных тканей. У части больных отмечались контрактуры различного происхождения: вследствие длительного наложения гипсовых повязок без соответствующих профилактических мероприятий, вследствие порочного положения конечности, несвоевременной хирургической помощи и пр.
По виду ограничений движения ранения распределялись в основном следующим образом:
- Десмогенно-миогенные контрактуры занимали преимущественное положение во всех госпиталях курорта. Это явление, видимо, следует объяснить тем, что ранения сопровождались обширнейшим поражением мягких тканей и повреждением костной ткани.
- Миогенные контрактуры отмечались почти в два раза реже, чем предыдущая группа.
- Совсем в незначительном количестве по сравнению с первой группой встречались нейрогенные контрактуры.
Примерно в 60 % всех случаев ранений было отмечено повреждение кости. Часто это ранение сопровождалось и значительным отеком окружающей ткани, остеомиэлитом, наличием в ране осколков и пр. По общекурортным данным, у 30 % раненых этих групп отсутствовала функция пораженной конечности, более чем у 40 % имелись значительные ограничения функции и приблизительно у 25 % — умеренное ограничение движений.
Раненые этой категории подвергались клиническому лечению (удаление осколков, секвестротомия при остеомиэлитах, вторичный шов, нейролиз и т. д.) и бальнеотерапии; в некоторых случаях применялась гигиеническая и лечебная гимнастика, трудотерапия, витаминотерапия и т. д., а из бальнеологических процедур — минеральные ванны и грязелечение. Среднее количество грязевых аппликаций на одного больного было не более 13-14, причем методика применения была обычной. У большинства больных срок лечения продолжался от 45 дней до 3 месяцев.
В результате лечения восстановление функции конечностей отмечено в 75 % случаев, причем в 47 % функция восстановилась полностью и в 28% — с умеренным ограничением движений.
Основываясь на данных, которые получили за годы работы госпитали, лечебницы и санатории Железноводска и других курортов Кавказских Минеральных Вод, c полной ответственностью можно утверждать, что грязелечение в комплексе с другими видами терапии является показанным и весьма эффективным методом лечения ограничения движений крупных суставов конечностей, значительно сокращающим сроки лечения, в особенности если оно начато в ранний период.