Страна: СССР / Россия
Тип: Управляемая ракета малой дальности
Вспомним облик мушкетеров в любой из бесчисленных экранизаций бессмертного романа Дюма — усы, ботфорты, широкополые шляпы, плащи и шпаги, в крайнем случае — пистолеты — но, как правило, никаких мушкетов! Рассказывает wofmd.com
Солидное стрелковое оружие очистило поля сражений от бронированной конницы, но оказалось не сподручным в непредсказуемых обстоятельствах внезапно возникавших кровопролитных стычек. Наряду с мушкетами, фузеями, штуцерами, винтовками и карабинами на протяжении веков непрерывно совершенствовалось и портативное оружие ближнего боя — пистолеты и, позднее, револьверы.
Хотя впервые управляемые ракеты «воздух-воздух» были применены чан-кайшистами в боях над Тайваньским проливом, по-настоящему массовым их применение стало в ходе Вьетнамской войны. Однако и в Индокитае ракетное оружие все-таки не стало решающей силой в воздушных боях.
В условиях плотной насыщенности воздушного пространства авиацией обеих сторон почти на всех направлениях, задача определения государственной принадлежности конкретного самолета при помощи бортовых радиотехнических систем опознавания «свой-чужой» стала практически неразрешимой. Достоверное визуальное опознавание осуществлялось на дальности, в лучшем случае, в несколько километров, зачастую меньшей ближней границы зон пуска американских ракет средней дальности «Сперроу».
Даже ракеты малой дальности противодействующих сторон — «Сайдуиндер» и советская К-13А — оказались малопригодны в условиях маневренного боя, по западной терминологии, «собачей свалки». Ограничение по перегрузке носителя при пуске ракет величиной порядка двух единиц не позволяло полностью реализовать маневренные возможности истребителей. Да и после старта ракеты не отличались особой верткостью в полете и не могли настигнуть энергично маневрирующие цели. Для большинства ракет сектор возможных пусков ограничивался задней полусферой цели.
К этому времени для перехватчиков советских Войск ПВО страны уже были созданы первые образцы всеракурсных ракет с радиолокационными ГСН, но эти носители не участвовали в локальных войнах того времени. Кроме того, перед пуском требовалось ввести в аппаратуру ракеты уставку, указывающую на атаку цели в заднюю, либо в переднюю полусферу. В ходе маневренного боя взаимное положение противников менялось очень быстро.
Так как атакованная в заднюю полусферу цель могла развернуться навстречу ракете. Для оружия маневренного боя требовалось обеспечить автоматическую перестройку параметров автопилота в полете. Кроме того, процесс захвата цели на сопровождение тепловой ГСН ракеты К-13 был довольно длительным, углы захвата — небольшими, что требовало достаточно точного выведения оси ракеты, а заодно и носителя в направлении цели и удержания ее в этом положении. В конкретных условиях Вьетнамской войны беспомощность ракетного оружия грозила преждевременным завершением жизненного пути пилотов, легкомысленно лишенных пушечного вооружения «чистых ракетоносцев» из семейств МиГ-21ПФ и «Фантомов».
В результате, к концу шестидесятых годов в США, СССР и Франции практически одновременно сформировалось представление о необходимости разработки малогабаритных ракет, специально предназначенных для применения в ближнем маневренном бою. От них не требовалась большая дальность пусков, что позволяло выполнить ракеты в малых массах и габаритах, разместив на борту носителя не два -четыре «изделия», а многократно больший ракетный боекомплект. Таким образом, как по зоне поражения, так и по возможности неоднократной атаки цели в тактическом отношении новые ракеты были ближе не к своим предшественницам, а к традиционному пушечному вооружению. В нашей стране большой вклад в выработку концепции ракеты ближнего воздушного боя внесли ученые НИИ-2 Минавиапрома (ныне — ГосНИИАС), в особенности Р.Д. Кузьминский и В.Ф. Левитин.
К этому времени в нашей стране уже была создана относительно миниатюрная зенитная ракета 9М31 для самоходного комплекса ПВО Сухопутных войск «Стрела-1«. Ракета была в полтора раза короче и почти втрое легче К-13А, что в значительной мере достигалось за счет применения легкой боевой части, без малого вчетверо меньшей по массе. Разработку новой ракеты «воздух-воздух» ближнего действия К-60 предполагалось провести на базе 9М31.
Однако по ряду свойств 9М31 явно не отвечала требованиям к эффективному авиационному вооружению. Эта зенитная ракета оснащалась фотоконтрастной головкой самонаведения, успешно работающей только по целям в верхней полусфере. Кроме того, ближний воздушный бой крайне затруднял прицеливание корпусом ракеты — в этих условиях ГСН должна была наводиться в соответствии с целеуказанием от бортовых систем носителя. Энергетика двигателя ракеты 9М31 обеспечивала поражение только околозвуковых целей.
Что не менее важно, разработку К-60 поручили не создателям ракеты 9М31 — коллективу КБТМ Миноборонпрома во главе с А.Э. Нудельманом, а ПКПК (бывшему ОКБ-4) Минавиапрома. Наряду с главным конструктором М.Р. Бисноватом и его первым заместителем В.И. Елагиным разработкой руководили А.Л. Кегелес, Г. Н. Смольский и И.Н. Карабанов. В результате, несмотря на все преимущества унификации, к концу разработки К-60 унаследовала от «Стрелы-1« только калибр — 120мм и размерности боевой части, а ее стартовая масса в полтора раза превысила массу 9М31.
При выборе основных технических решений по ракете К-60 ее разработчики, до того успешно создавшие относительно крупные ракеты средней и большой дальности К-8 и К-80, не могли не учитывать опыта работ своих коллег по ракетам семейства К-13, хотя в итоге К-60 имела ряд принципиальных отличий от ракеты «Вымпела».
Как и на К-13, первым отсеком К-60 являлась тепловая ГСН. Конструкторы киевского «Арсенала» во главе с С.П Алексеенко создали головку самонаведения «Комар» (ОГС-60ТИ) с малоинерциальным гиростабилизатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 12° по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета. В целях повышения эффективности аэродинамических рулей на больших углах атаки для спрямления набегающего воздушного потока применили небольшие дестабилизаторы, закрепленные на наружной поверхности корпуса ГСН.
Малая мощность боевой части определила ряд компоновочных решений по ракете. Неконтактный подрыв обеспечивал нанесение ущерба цели в пределах радиуса поражения — 2,5 м, но уверенное немедленное сбитие достигалось при прямом попадании. Наибольший ущерб наносился при проникновении боевой части во внутренние объемы цели. Поэтому на К-60 боевую часть стержневого типа выдвинули как можно дальше вперед, во второй отсек, расположенный непосредственно позади головки самонаведения. При малой массе и относительно большом калибре боевую часть выполнили с внутренним каналом большого диаметра.
В третьем отсеке последовательно размещаются предохранительно-исполнительный механизм, рулевой привод, аппаратура автопилота, необходимость применения которой определялась намного более жесткими требованиями по маневренности в сравнении с К-13. На наружной поверхности передней части отсека установлены попарно кинематически связанные аэродинамические рули, а ближе к хвосту — антенны радиовзрывателя. В начале четвертого отсека находится радиовзрыватель, а за ним располагается источник электропитания — два электрогенератора, работающих от турбины, приводимой в движение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления.
Пятый отсек представляет собой твердотопливный двигатель ПРД-259 с переменной по времени диаграммой тяги. На корпусе двигателя крепятся треугольные крылья большой стреловидности. Малое удлинение крыльев при достаточной для требуемой маневренности площади обеспечивает компактность размещения на носителе, что необходимо для увеличения боекомплекта. Вдоль задних кромок крыльев размещаются роллероны.
Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека — ГСН, которая крепится посредством фланцевого соединения. Ракета поставляется в войска полностью собранной, в гермочехле и деревянной таре, защищающей от механических повреждений.
Ракета К-60 («изделие 62») была создана в исключительно сжатые сроки. Уже в 1971 г. началась натурная отработка — запускаемые с наземного пускового устройства ракеты наводились на установленный на вышке трассер. Вскоре начались испытания с МиГ-21, а 18 декабря 1973 г, на два года ранее, чем аналогичная французская ракета «Мажик», К-60 под наименованием Р-60 была принята на вооружение.
Так как соображения секретности в те годы преобладали над интересами защиты отечественного приоритета, французская ракета долгие годы считалась первым образцом ракет ближнего боя. Срок разработки К-60 — около четырех лет — оказался рекордно коротким по сравнению с другими оригинальными отечественными ракетами, процесс создания которых затягивался на 8-9 лет и более.
После появления фотографий МиГ-23 с Р-60, заснятого с борта зарубежного самолета, новая советская ракета получила кодовое наименование АА-8 Aphid.
Ракета применяется с дистанции до цели до 7,2 км. Данное значение обеспечивается на высоте около 12 км, а вблизи Земли дальность уменьшается почти втрое. Пуск можно осуществлять при перегрузке носителя до 7 единиц. Угол захвата ГСН составляет 5°, после чего автосопровождение цели ведется в диапазоне углов до 30-35 .
Обеспечивается поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц. Вероятность поражения цели залпом двух ракет оценивается величиной 0,7-0,8.
С учетом малых габаритов и веса ракет для их применения разработали целый спектр пусковых устройств — на три, два и одно изделие. Практическое распространение получили ПУ-62-1 с одной и ПУ-62-2 с двумя направляющими. Последняя имела правое и левое исполнение.
Наряду с боевой была разработана учебно-записывающая ракета УЗР-60Т (учебно-записывающая, с регистратором), лишенная крыла и двигателя.
Высокие характеристики Р-60 обусловили ее принятие на вооружение многих боевых самолетов: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-25 и МиГ-31, Су-15, Су-17, а в качестве оборонительного вооружения — на Су-24 и Су-25. Этому способствовала и продуманная конструкция пусковых устройств АПУ-60-I и -II (второй позволяет подвешивать сразу две ракеты), которые можно разместить на обычных узлах подвески, имеющих механические замки и единственный электроразъем для подачи команд на ракету. Экспортный вариант Р-60 имел обозначение Р-60К. Высокие качества Р-60 были подтверждены в боях между сирийскими и еврейскими самолетами над Ливаном в 1982 году. При ее пусках были отмечены попадания точно в сопла двигателей самолетов противника.
Технические характеристики
Длина, м Диаметр, м Размах крыла, м Масса, кг Масса БЧ, кг Дальность, км Скорость Макс. стартовая перегрузка, g Макс. перегрузка, g Перегрузка поражаемых целей, g Вероятность поражения цели Носители |
2,095 0,12 0,39 43,5 3 0,25-7 2,5М 7 47 12 0,5 Ил-102, МиГ-21СМТ, МиГ-21СМ, МиГ-21М, МиГ-21МФ, МиГ-21бис, МиГ-21И, МиГ-23М, МиГ-25ПД, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-31М, Су-15ТМ, Су-17, Су-20, Су-22, Су-24, Су-25, Як-28ПМ, Як-38, Як-38М, Як-141, Ми-24П, Ми-24В |