• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Желание УММ РККА иметь на вооружение легкий бронеавтомобиль, ходовые характеристики которого отличались бы в лучшую сторону от ФАИ, очень кстати совпало со снятием с производства автомобиля ГАЗ-А, на шасси которого он строился. Рассказывает wofmd.com Задание на “разработку проекта, чертежей и опытного образца легкого бронеавтомобиля БА-20 на шасси М-1” было поручено в начале 1935 года конструкторскому бюро Ижорского завода (КБ ИЗ).

Выбор данного шасси был не случайным – в соответствии с предъявленными требованиями КБ ИЗ предстояло существенно повысить характеристики проходимости по разбитым дорогам и мягкому грунту, что можно было обеспечить только полной заменой ходовой части. На тот время большого выбора легковых автомобилей в СССР не было и единственным вариантом было использование шасси от ГАЗ-М1, первые образцы которого появились в 1934 году, а его серийное производство наладили в феврале-марте 1936 года на Горьковском автозаводе. Эта машина, в свою очередь, представляла собой лицензионную копию американского Ford V8-40, отличаясь от него колесами и двигателем ГАЗ-М (копия мотора Ford BB). Таким образом, сохранялась определенная преемственность “фордовских” конструкции, что должно было упростить эксплуатацию машины и её снабжение запасными частями.

Ижорские инженеры, в очередной раз “поджимаемые” сроками сдачи готовой продукции, решили пойти путем наименьшего сопротивления, оставив корпус от ФАИ, но с небольшими изменениями. Из-за использования нового шасси пришлось немного увеличить его размеры, хотя толщина бронелистов, соединяемых при помощи сварки, осталась прежней и составила всего 4-6 мм. Расположение дверей, лючков, смотровых щелей и запасного колеса оставили прежним. Башня полностью и вооружение (один 7,62-мм пулемет ДТ) также полностью перешли от ФАИ. Допустимый угол возвышения пулемёта в шаровой опоре составлял 23°, снижения — 13°.

Трофейный советский бронеавтомобиль БА-20М на службе в финской армии.
Опознавательные знаки очень похожи на опознавательные знаки финских ВВС.

В связи с тем, что новый бронеавтомобиль, получивший к тому времени обохначение БА-20, получил более тяжелый корпус и шасси, его боевая масса увеличилась до 2270 кг. Первый прототип был изготовлен в конце мая 1936 года и в июне БА-20 был доставлен на полигон НИБТ для проведения всесторонних испытаний. Несмотря на возросшую массу более мощный двигатель позволял бронемашине развивать скорость до 95,5 км\ч и иметь запас хода по шоссе – 704 км, по проселку – 558 км. При движении по мягкому грунту машина вела себя увереннее, чем ФАИ, заслужив соответствующую оценку со стороны военной комиссии. В общей сложности первый опытный образец ФАИ прошел к июлю 1936 года 5000 км. По результатам испытаний был составлен отчет, в котором указывалось только два основных недостатка БА-20:

— невозможность обзора из смотровых щелей при скорости более 15 км\ч (приходилось полностью открывать люки);

— слишком слабое вооружение (предлагалось вместо одного пулемета ДТ установить в башне спарку из ДТ и пулемета типа ДК калибра 12,7-мм, а в лобовом листе установить ещё один 7,62-мм пулемет).

Решение о запуске БА-20 в серийное производство приняли до полного завершения испытательного цикла. Однако наладить его производство на Ижорском заводе снова не смогли и задание передали на Выксунский завод ДРО. Уже в июле 1936 года это предприятие приступило к выпуску нового бронеавтомобиля, причем БА-20 в течении нескольких месяцев выпускался параллельно с последними модификациями ФАИ. До конца 1936 года удалось собрать 33 “линейных” бронемашины и 2 оснащенные радиостанцией 71-ТК-1 с поручневой антенной.

Поскольку установить более мощное вооружение не представлялось возможным была сделана попытка улучшить защищенность машины. В марте-апреле 1937 года инженеры завода ДРО Мирошин и Сухов разработали новую башню конической формы “повышенной пулестойкости”. Толщина бронирования осталась прежней, однако угол наклона бронелистов был заметно большим, что повышало процент рикошета пуль винтовочного калибра. В остальном БА-20 улучшенной версии не отличался от машин раннего выпуска.

Хотя технологический процесс не претерпел изменений завод ДРО оказался не в силах поставить 300 заказанных бронеавтомобилей. Главным “тормозом” послужило отсутствие конических башен, производство которых налаживалось с большим опозданием. В “Сводной ведомости выполнения планов АБТУ РККА на 1937 год” указывалось, что на 1 октября принято всего 15 БА-20 с новой башней, в то время как заказ на машины с башнями старого типа был выполнен полностью. Немало проблем доставило отсутствие нужного количества пулестойких шин типа ГК, поставляемых с завод “Красный треугольник” и Ярославского резино-асбестового комбината. Хотя эти предприятия выполнили годовой производственный план на 92,5% качество их продукции оказалось весьма низкой. Шины не прошли лабораторные испытания, но некоторое их количество всё же было установлено на БА-20.

К концу года завод ДРО собрал 252 бронеавтомобиля, причем 102 из них были оборудованы коническими башнями и радиостанциями. В связи с многочисленными задержками выпуска БА-20 27 ноября в адрес директора завода ДРО было направлено письмо от наркома тяжелой промышленности, в котором предлагалось на 1938 год оставить только модернизированные бронемашины, с коническими башнями и усиленными колесами и передней осью. Тем не менее, процесс доработок снова затянулся и только осенью 1938 года был готов окончательный вариант улучшенной машины. Кроме усиленной передней рамы бронеавтомобиль получил усиленные рессоры заднего моста, 9-мм лобовой лист корпуса и башни и улучшенную бронировку пулеметной установки. Модернизированное шасси получило обозначение ГАЗ-МС и выпускалось на ГАЗе.

Все перечисленные улучшение привели к возрастанию массы, что повлекло за собой небольшую переделку корпуса. Пришлось уменьшить его высоту и изменить угол наклона бронелистов. По опыту боёв в Испании башенную поручневую антенну заменили на штыревую, установленную с правого борта. Полная масса бронеавтомобиля после всех доработок составила 2320 кг.

Ознакомившись с проектом комиссия АБТУ распорядилась с 1939 года начать производство обновленной бронемашины под обозначением БА-20М. Выпуск этой модификации начался в январе и некоторое время вёлся параллельно с БА-20 (с цилиндрической башней). Темп выпуска БА-20М оказался небольшим и составил примерно одну машину за два дня, так что до конца года удалось собрать 161 экземпляр. В 1940 году этот показатель удалось несколько увеличить и довести до 253 единиц, причем в это же количество были включены железнодорожные варианты.

В соответствии с планами на 1941 года заводу ДРО предстояло сдать 745 БА-20М, при плане на первое полугодие 311 машин. С такой нагрузкой завод в Выксе справился с большим трудом, выпустив к июлю 295 бронеавтомобилей. При этом было получено на 44 радиофицированные машины больше, но в то же время было недопоставлено 6 БА-20М-жд и 54 “линейных” БА-20М. Присутствовавший в то время на заводе ДРО представитель АБТУ РККА военинженер 2-го ранга Зимин в своих отчетах отмечал, что руководство завода не проявляет должного внимания выполнению программы выпуска БА-20М, что дополнительно усугублялось нехваткой квалифицированных кадров (призванных в июне-июле в армию), некачественным металлом и недостаточным обеспечением материалами. Больше всего не хватало шаровых пулеметных установок, пулестойких шин ГК, радиостанций и антенн к ним. И всё же, определенные меры были приняты, и за июль 1941 года завод ДРО сдал 55 “линейных”, 19 “радийных” и 7 железнодорожных БА-20М. На завершающей стадии находились работы ещё над 25 машинами и на 25 монтировали корпуса.

В августе заказчику было сдано 77 бронеавтомобилей (57 “линейных” и 20 “радийных”), но с этого месяца темп выпуска БА-20М начал снижаться. Причин для этого было несколько, но самой важной из них стал перевод предприятия на выпуск корпусов для танков Т-60 и башенных погонов для Т-34. Так, в сентябре 1941 года было сдано всего 50 машин, в октябре – 40, в ноябре – 46 и в декабре – 16. На завершающем этапе производства сильно сказывалась нехватка ключевых компонентов, поэтому часть БА-20М выпуска 1941 года поступила на фронт с обычными (пневматическими) шинами, без радиостанций, брезента и с неполным комплектом ЗИП.

Приказ об окончательном снятии с производства БА-20М поступил лишь весной 1942 года. Постановление ГКО СССР №1415сс от 9 марта заводу №177 (так с августа 1941 г. стал называться завод ДРО в Выксе) предписывало остановить выпуск легких бронеавтомобилей, а в дублирующем приказе №268 от 1 марта директору завода приказывалось с 16 мая прекратить производство БА-20 с сохранением технической оснастки. Однако сборка бронеавтомобилей по инерции продолжалась ещё три месяца. Из имеющихся комплектов в мае 1942 года вместо 25 положенных по плану машин сдали 66 БА-20М, в июне собрали 2, а за июль ещё 14 – только тогда выпуск БА-20М был полностью завершен. Общее количество БА-20 всех модификаций, выпущенных с 1936 по 1942 гг. оценивается в 1567 единиц.

Бронеавтомобиль БА-20 29-й советской танковой бригады на улице Бреста во время переговоров советских и немецких офицеров.

 

В 1937 году КБ завода ДРО поручили на основе БА-20 создать его железнодорожный вариант. Опытный образец, оснащенный домкратом, дополнительными стальными бандажами для передвижения по железной дороге (колеса при этом снимались и навешивались на борта) и демультипликатором, был предъявлен в начале 1938 года. Благодаря минимальным отличиям от серийного аналога и несколько лучшими боевыми качествами, чем у ФАИ-жд, модификация БА-20жд была принята к серийному производству. Положительным качеством было и то, что БА-20жд сохранял возможность хода по шоссе, но из-за возросшей до 2780 кг массы его максимальная скорость снизилась до 50 км\ч.

Первое время бронемашины на железнодорожном ходу выпускались на основе уже собранных БА-20, но с 1939 года их поставили на отдельный конвейер. К этому времени в производство поступил вариант БА-20М и все следующие машины выпускались на его базе. Обозначение соответственно изменилось на БА-20М-жд.

За три года серийного производства завод ДРО изготовил 61 БА-20жд и 74 БА-20М-жд (почти все были радиофицированы), последний из которых сдали осенью 1941 года. Впрочем, в течении 1942-1943 гг. силами мастерских завода им.Войтовича в Москве на железнодорожный ход поставили 18 бронеавтомобилей БА-20, БА-10, БА-64.

Большей частью БА-20жд использовались для патрулирования коммуникаций и ближней разведки, однако часть машин вошла в состав бронепоездов РККА и НКВД. Именно эти машины прошли всю войну и были списаны только в конце 1946 года.

Поступив на вооружение в конце 1937 года БА-20 через два года стал основным типом легкого бронеавтомобиля РККА. В первую очередь ими оснащали разведывательные подразделения мотоброневых бригад (мббр) и механизированных корпусов (мкр), где БА-20 постепенно заменяли собой ФАИ.

В гражданской войне в Испании БА-20 участия не принимали. К тому времени, когда эти бронеавтомобили поступили на вооружение, отношения между СССР и республиканским правительством разладились и все военные советники покинули страну к концу 1938 года.

Впервые в боевых условиях БА-20 были опробованы в середине 1939 года, во время конфликта на реке Халхин-Гол. Находившийся в Монголии 57-й Особый корпус, предназначавшийся для защиты границы с Маньчжурией, имел весьма внушительный состав бронетехники, в числе которой было 173 легких бронеавтомобиля ФАИ и БА-20. Около 100 машин находилось в составе 7-й, 8-й и 9-й мббр, которые активно использовались для ближней разведки, доставки боеприпасов и связи. Наибольший успех на долю БА-20 выпал 23 августа, когда две роты БТ-7 9-й ммбр при поддержке бронеавтомобилей сначала сожгли слад горючего и боеприпасов, а затем разгромили японо-баргудский кавалерийский полк. В довершение всего, три замаскированных БА-20 сожгли два японских самолёта, крайне непредусмотрительно совершивших посадку вблизи советских машин.

Безвозвратные потери БА-20 в ходе боёв мая-сентября 1939 года составили 17 машин, ещё столько же требовали текущего ремонта, 14 – среднего и 3 – капитального. Наибольшие потери пришлись на долю 8-й мббр, оставившие 5 поврежденных бронеавтомобилей на территории противника и 2 сгорели в бою.

Общее впечатление от действий легких бронеавтомобилей осталось положительным, но вместе с тем отмечалось их недостаточное бронирование, не выдерживавшее попадания пуль калибром 12,7-13,2-мм (не говоря уже о снарядах), и слабое вооружение. В прямом бою их использовать не рекомендовалось.

Во время войны с Финляндией участие БА-20 выглядело достаточно скромным. На 30 ноября 1939 года в составе 7-й и 14-й армий имелось 53 машины этого типа, в 9-й армии находилось всего 5 легких бронеавтомобилей (три Д-8 и два БА-20), а в 8-й – 34 (32 БА-20 и два ФАИ). Спустя несколько недель к ним прибавилось ещё 25 бронемшин, прибывших на фронт в составе 34-й мехбригады.

За время войны в качестве пополнения прибыло не менее 71 БА-20 и БА-20М, что с достатком покрыло боевые потери. По советским данным потери составили 31 бронеавтомобиль, три из которых были разбиты артиллерией и 28 пришлось оставить на территории противника из-за невозможности их ремонта и эвакуации. Абсолютное большинство этих БА-20 принадлежало той самой 34-й тд, а также 18-й и 168-й стрелковым дивизиям, потерпевших неудачу в Карелии и два месяца сражавшихся в окружении. По другим подразделениям сводка выглядела более “привлекательно”:

1-я лтбр – на 30 ноября числилось 5 БА-20 и 18 БА-10 (три легкие машины вышли из строя по техническим причинам, одна машина подорвалась на фугасе, но все удалось отремонтировать);

20-я ттбр – на 30 ноября числилось 15 БА-20 и 5 БА-6, боевых потерь не было;

35-я лтбр – на 30 ноября числилось по 10 БА-10 и БА-20, боевых потерь не было;

39-я лтбр – на 30 ноября числилось 15 БА-20, из тыла прибыло ещё 8, боевых потерь не было;

40-я лтбр – на 30 ноября числилось 18 БА-10 и 6 БА-20, боевых потерь не было;

22-й танковый полк – на фронте с февраля 1940 г., имел 76 Т-26, пять ХТ-130 и два БА-20, потерь среди бронемашин не было;

250-й автобронебатальон – прибыл в самом конце войны, на 5 марта располагал: 24 БА-10, три БА-6, четыре БА-20, 17 ФАИ-М, в боях не участия не принимал;

8-й отдельный дивизион бронепоездов – прибыл на фронт в январе 1940 года из БВО имея в своим составе два бронепоезда (№16 легкий и №21 тяжелый), бронедрезину ДТР, один бронеавтомобиль БА-10жд и шесть БА-20жд. Участвовал в прорыве главной полосы “линии Маннергейма” и в боях за Выборг. Боевых потерь среди бронемашин не имел.

Едва отгремела Зимняя война, как в СССР началась реструктуризация бронетанковых сил. По штату №10\20 во вновь создаваемых механизированных корпусах предполагалось иметь 106 легких бронемашин БА-20 и БА-20М. Фактически, параллельно с ними, продолжалась эксплуатация ФАИ и ФАИ-М, а также средних бронемашин старых типов прошедших модернизацию – БА-27М, БАИ-М и БА-3М.

По состоянию на 1 июня 1941 года количество БА-20 всех модификаций было значительным – 1424 единица, из них “радийных” — 968. Готовясь к войне с Германией советское командование сосредоточило большую часть бронетехники в Прибалтийском, Западном и Киевском военных округах, где сотни БА-20 завершили свою непродолжительную карьеру.

С 23 августа 1941 года, когда начали формировать танковые бригады нового штата, в состав взвода бронемашин вводилось два легких БА-20 и три средних БА-10М. В полной мере укомплектовать бригады удавалось далеко не всегда, поскольку выпуск БА-20 был прекращен несколькими месяцами позднее, а равноценной замены ему ещё не было.

Тем не менее, единичные БА-20 продолжали использоваться на всех фронтах, как в танковых, так и в стрелковых подразделениях. К началу Сталинградской битвы количество легких бронеавтомобилей сильно сократилось – например, на 20 июня 1942 года Юго-Западный фронт располагал всего 4 машинами этого типа, а к 18 сентября на Ленинградском фронте осталось 18 БА-20 и 2 Д-8.

Дольше всего БА-20 прожили в составе Забайкальского фронта, где на 20 сентября 1942 года числилось 86 легких бронемашин (из них 12 – ФАИ и ФАИ-М). По мере износа ходовой части и поступления новой техники бронеавтомобили старых типов отправляли на разбронировку, однако к началу войны с Японией наиболее боеспособные машины снова ввели в состав действующей армии. По состоянию на 11 августа 1945 года в составе 111-й танковой дивизии имелось 17 БА-20, которые использовались для второстепенных целей.

Бронеавтомобили БА-20 достаточно долго служили в зарубежных армиях. Так как на экспорт эти машины не поставлялись можно догадаться, что абсолютно все из них достались противникам РККА в качестве трофеев. Первой страной, приобретшей БА-20 и БА-20М стала Финляндия, которой после завершения Зимней войны досталось более 30 легких бронемашин в различном техническом состоянии. Полностью отремонтировать и ввести в строй в течении 1940 года удалось всего 9 БА-20, но их карьера оказалась самой продолжительной. В ходе “континентальной” войны на стороне Германии трофейные бронеавтомобили интенсивно использовались как для разведывательных целей, так и в качестве полицейских машин. Боевых потерь среди финских БА-20 не зафиксировано, а их постепенный вывод из эксплуатации начали в конце 1940-х гг. Последний бронеавтомобиль этого типа списали лишь в 1955 году.

Самые большие трофеи, как известно, захватили немцы и их союзники румыны. По самым приблизительным данным количество захваченных бронемашин, пригодных к дальнейшей эксплуатации, составляло не менее 200. Есть все основания полагать, в части вермахта, СС и полиция могли использовать порядка 50 БА-20 всех вариантов на оккупированных территориях — пользу этого факта говорят многочисленные немецкие фотоснимки тех лет. Также известно, что несколько машин поступило на вооружение дивизии СС “Принц Ойген”, действовавшей на территории Югославии, а летом 1944 года БА-20 были задействованы при подавлении восстания в Варшаве. Что касается румынской армии, что общее число захваченных ей легких бронемашин оценивается в 40-50 единиц. Подробности их применения в годы войны отсутствуют, но скорее всего их использовали в тылу в качестве учебных.

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЁГКОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
БА-20 обр.1937 г.

БОЕВАЯ МАССА 2270 кг (БА-20)
2320 кг (БА-20М)
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4311
Ширина, мм 1740
Высота, мм 2130
Клиренс, мм 235
ВООРУЖЕНИЕ один 7,62-мм пулемет ДТ в корпусе
БОЕКОМПЛЕКТ 1386 патронов (22 диска)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
оптический прицел (для курсового пулемета)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 6 (9) мм
борт корпуса – 6 мм
башня – 6 (9) мм
корма — 5 мм
крыша – 5 мм
днище — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-М1, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. с двумя бензобаками на 40 и 60 литров
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х2: колеса одинарные, шины пневматические пулестойкие, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 90 км\ч по шоссе
36 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА 235 км по шоссе
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Подъём, град. 15°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,30
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной или 71-ТК-3 со штыревой антенной

 

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.