• Чт. Апр 18th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Разработчик: КБ ОАТ
Год начала работ: 1929
Год выпуска первого прототипа: 1931
Серийно не строился по причине отсутствия преимуществ перед Т-26

 

Едва был принят на вооружение легкий танк Т-18 (МС-1), как уже в 1929 году его признали устаревшим. Рассказывает wofmd.com Если по бронированию “малый сопровождения” вполне удовлетворял военных, то его ходовые характеристики по большей части не отвечали предъявляемым требованиям. Главным препятствием для Т-18 стали окопы и рвы шириной более 1,7 метра – при попытке их преодоления танк застревал и вытащить его можно было только с помощью другого танка или трактора. Максимальная скорость 15 км\ч тоже трудно было назвать преимуществом этого танка. Кроме того, как показали бои на КВЖД, огневая мощность 37-мм пушки типа Гочкисс оказалась слишком мала для борьбы с долговременными оборонительными сооружениями. В то же время, пулеметное вооружение полностью себя оправдало.

Основываясь на имеющихся сведениях штаб РККА пересмотрел техническое задание к танку сопровождения пехоты. На заседании РВС СССР, проходившем 17-18 июля 1929 года, была принята Система танко-тракторного-автоброне-вооружения, одним из пунктов которой была замена не оправдавших себя Т-18 на более мощный танк, получивший обозначение Т-19.

Разработка этой машины была поручена конструкторскому бюро орудийно-арсенального треста (КБ ОАТ), которому поставили срок сдачи проекта к 15 января 1930 г. Руководителем и ответственным за исполнение технического задания назначили талантливого конструктора С.А.Гинзбурга. Вместе с ним над проектом работали А. Микулин и В. Симский (силовая установка и ходовая часть), а также Д. Майдель (общая компоновка и башня) и П. Сячинтов (вооружение).

Требования к танку сопровождения были вполне приемлемые — Т-19 должен был самостоятельно преодолевать рвы и окопы шириной более 2 метров на максимально возможной скорости и иметь вооружение, дающее танку превосходство на боевыми машинами аналогичного класса. Боевая масса определялась в 7300 кг, а максимальная скорость – в 30 км\ч по твердому грунту. На танке планировалось установить двигатель мощностью 100 л.с.

Бронирование Т-19 должно было защищать жизненно важные агрегаты и экипаж от попаданий пуль любого калибра и 37-мм снарядов на дальности 1000 метров, в связи с чем толщина броневых листов определялась в 18-20 мм. Однако даже предварительные расчеты показывали, что в этом случае этом масса танка неизбежно возрастала. Толщину бронелистов пришлось уменьшить до 16 мм, что по уровню защищенности отодвигало Т-19 до уровня Т-18. Тогда, по предложению инженера М.И.Таршинова и С.А.Гинзбурга был предложен вариант с наклонным бронированием лобовых листов корпуса и башни. Предполагалось, что это будет способствовать рикошету пуль и снарядов.

Согласно техническому заданию вооружение Т-19 состояло из одной 40-мм пушки и двух 7,62-мм пулеметов ДТ, но поскольку орудие указанного калибра так и не было создано, его пришлось заменить на 37-мм полуавтоматическую пушку образца 1930 г. Разработали два варианта установки вооружения в новой конической башне. Первый из них был аналогичен Т-18 (установка пушки и пулемета раздельно), а второй предусматривал монтаж пушки и пулемета в общей маске.Для наблюдения за полем боя по-прежнему использовались смотровые щели, которые были защищены пуленепробиваемыми стеклами типа “Симплекс-Триплекс”.

Ходовая часть Т-19 была отчасти заимствована у французского танка Renault NC-27. Дело в том, что в те годы у советских конструкторов не было достаточно опыта для проектирования шасси “с нуля”, в то время как авторитет фирмы Renault в области танкостроения был тогда весьма высок. Конструктивно ходовая часть Т-19 состояла (применительно на один борт) из 12 опорных катков малого диаметра с вертикальной пружинной подвеской, сблокированных в три тележки, 4 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Для сравнения, шасси танка NC-27 отличалось двумя дополнительными “натяжными” катками, а также несколько иной конструкцией подвески, ведущего и направляющего колес. Подобная ходовая часть, из-за большого количества катков, впоследствии стала именоваться как “японский тип”.

 

Однако, в остальном, Т-19 имел достаточно много новаций, которые чрезмерно усложнили его конструкцию. Например, при своих габаритных размерах, танк мог свободно преодолевать рвы шириной до 2 метров без помощи “хвоста” (уже тогда считавшегося архаизмом), но в случае встречи со рвом до 3 метров два танка должны были сцепляться при помощи специальных ферменных конструкций, для чего в носовой и кормовой части корпуса имелись по три проушины для их установки.

На Т-19 впервые в советском танкостроении решили отработать установку оборудования для действий в условиях химической войны. Танк оснащался приточной вентиляцией с “противогазным фильтром”, способной пропускать 180 кубических метров воздуха в час. Фильтр мог нейтрализовать такие отравляющие вещества, как синильная кислота, фосген, хлорпикрин, окись углерода и ядовитые дымы в течении 3-х часов. Затем предполагалась смена фильтра, либо экипаж должен был одеть противогазы.

Более сложной была попытка сделать Т-19 плавающим. В первоначальном техническом задании это не предусматривалось, но инженерам пришлось постоянно дорабатывать проект, согласно требованиям военных. В одном из первых вариантов планировалась установка двух съёмных винтов в кормовой части корпуса, однако из-за чрезмерного усложнения конструкции от этого пришлось отказаться. Тогда было решено оснастить Т-19 навесными плавсредствами (надувными или каркасными поплавками), которые могли бы сбрасываться без выхода экипажа из танка. Такие поплавки были разработаны корабельным инженером Б.С.Смирновым, но на практике они построены не были.

Кроме того, военные выдвинули ещё несколько требований, с целью обеспечить максимальную многофункциональность танка, временами доводя их до абсурда. Например, было высказано пожелание “коленчатыми лапами с шипами для перелезания через стенки и движения в условиях гор, покрытых снегом …”

Разумеется, ни КБ, ни завод-изготовитель в указанный срок не уложились. В постановлении РВС от 13 августа 1930 года по этому поводу было сказано следующее:

 

“Малый танк Т-19. Отмечая совершенную неудовлетворительность взятых темпов по изготовлению опытного образца танка Т-19 – поручить Орудийно-арсенальному объединению ВСНХ закончить изготовление опытного образца к 1 марта 1931 г., а выпуск первой валовой партии в IV квартале 1930/31 г. с тем, чтобы с 1 октября 1931 года перейти на массовое производство танков этого типа”.

 

Поэтому постройка опытного образца Т-19 началась в июне 1931 года. Прототип танка в основных узлах был готов к концу августа, а окончательная сборка была завершена только осенью 1931 г. Подобная задержка была вызвана огромной сложностью конструкции Т-19, которая была сравнима разве что с ТГ (“Танк Гротте”). Наибольшие затруднения, как и ожидалось, доставила сборка ходовой части. В производстве требовалось применить огромное количество разнотипных подшипников – эти детали в СССР тогда не производились, являясь исключительно импортным товаром. Кроме этого, 100-сильный двигатель конструкции Микулина так и не был готов в срок, из-за чего на танк пришлось ставить американский мотор Franklin мощностью 95 л.с. Это повлекло за собой полную переработку трансмиссии (вместе с КПП) и моторного отсека. Оснащение Т-19 химическим и плавательным оборудованием тоже повлияло на него не лучшим образом.

 

На испытаниях, проведенных в конце 1931 — начале 1932 гг., прототип танка сопровождения показал неудовлетворительные результаты. За счет удлинения ходовой части удалось повысить его показатели по преодолению фортификационных сооружений и естественных препятствий, но в остальном Т-19 проявил себя не лучшим образом. Прежде всего, многокатковая ходовая часть оказалась слишком сложной в обслуживании, обладала низкой надежностью, а максимальная скорость танка составила всего 27 км\ч. Коническая башня так и не была получена, поэтому опытный образец танка был оснащен башней с серийного Т-18 образца 1930 года, на которой был расширен погон. Вооружение на Т-19 вообще не устанавливалось в виду неготовности нового 37-мм орудия. Вместе с тем, масса танка доходила до 8 тонн, а после заполнения танка полным комплектом оборудования и боезапасом она могла увеличиться ещё на несколько сотен килограмм. Но главное – по стоимости Т-19 был почти в три раза дороже легкого двухбашенного танка Т-26, производство которого в 1931 году наладили в Ленинграде. В такой ситуации работы над отечественным проектом решили свернуть в пользу более перспективного “англичанина”, хотя уже были построены два прототипа и элементы корпуса из литых деталей. Тем не менее, конструкторская бригада Гинзбурга не сдавалась.

 

Ещё 26 января 1931 года был утвержден проект модифицированного танка, известного как Т-19 “улучшенный”. Корпус, коническая башня и состав вооружения претерпели минимальные изменения, но ходовую часть полностью перепроектировали. Вместо сложного шасси “японского типа” танк получил “британскую” подвеску и опорные катки (как у Т-26). В результате полученного симбиоза получилась более дешевая боевая машина с чуть лучшим бронированием. В своем докладе Гинзбург отмечал, что модернизированный Т-19 будет обладать лучшими ТТХ, но уже в феврале 1931 года вышло постановление о принятии на вооружение Т-26 и БТ-2, которые могли с успехом выполнять те же задачи, что и Т-19. Так, проект был окончательно закрыт, а опытные образцы в скором времени разделали на металл.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СРЕДНЕГО ТАНКА
Т-19 обр.1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 8050 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4500
Ширина, мм 2300
Высота, мм 2183
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка Б-3 или «Гочкисс» и два 7,62-мм пулемета ДТ-29 (не устанавливались)
БОЕКОМПЛЕКТ 98 выстрелов и 3500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 16 мм
борт корпуса – 16 мм
корма корпуса – 16 мм
башня – 16 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-М1, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 100 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 13 опорных катков с вертикальной пружинной подвеской, 4 поддерживающих ролика, переднее напрвляющее и заднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 27 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 192 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м 0,62
Ширина рва, м 2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.