• Пт. Мар 29th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: Marmon-Herrington CTLS \ CTMS \ MTLS
Альтернативное обозначение: T16 Light Tank
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: строился небольшими сериями в 1941-1942 гг.

 

Как показали первые опыты с легкими танками фирме Marmon-Herrington следоавло бы продолжать заниматься грузовиками, что получалось у неё лучше всего. Однако, стремление «занять нишу» в танкостроении было настолько сильными, что никакие неудачи прошлых лет не сломили дух руководства фирмы . Рассказывает wofmd.com Возможно, после отновительно удачной серии CTL-3 всё и закончилась бы, не начнись в 1939 году Вторая мировая война. Военные заказы сразу увеличилисьв несколько раз, но амерканское военное ведомство по прежнему очень «прохладно» относилоьс к поделкам от Marmon-Herrington. Но не всё было так плохо.

Как и ожидалось сработал принцип “заграница нам поможет”. В 1940 году были сорваны поставки британских танков, предназначенных для Голландской Ост-Индии. Для далекой колонии предназначались легкие танки Vickers Model 1936 — не самые лучшие в своём классе на тот момент, но добротно сделанные и технически надежные. Букавльно вся партия была конфискованы британскими властями и впоследствии использовались для обучения экипажей. Словно в насмешку эти машины называли «Dutchman» («Голландец»). Поскольку создавалась реальная угроза вообще остаться без танков голландцы начали сотрудничество с фирмой Marmon-Herrington, которая не была вовлечена в программу перевооружения американской армии и потому обладала свободными производственными мощностями. Для экспортных поставок был выбран танк CTL-6, который был доработан в соответствии с требованиями заказчика. В первую очередь голландским представителям не понравилось слабое вооружение и принцип его расположения. Курсовые пулеметы оставили, но вместе с тем установили небольшую башню с 7,62-мм пулеметом, увеличив экипаж до 3-х человек. Кроме того, танки отличались расположением места водителя: обозначение CTLS-4TAY получили танки с “левосторонними” органами управления, соответственно CTLS-4TAC – с правыми. Колониальная армия сделала заказ сразу на 200 танков, что несколько неожиданной новостью для американцев. Проблема заключалась в том, что Marmon-Herrington никогда не производила танки в таком большом количестве и выполнить поставки в срок она не могла. Тем не менее заказ на производство легких танков CTLS-4TA был принят. Предполагалось, что к декабрю 1941 г. фирма успеет собрать и доставить все заказанные машины, но на самом деле до колонии смогли добраться только 20 (по другим данным – 24) из них. Голландцы были рады даже такому незначительному пополнению, однако с рациональным использованием имевшихся средств возникли некоторые проблемы.

Единственный танковый батальон (Mobiele Eenheid) получил на вооружение 17 легких танков Vickers (Light Tank Mark III) и всего 7 “мармонов”. Остальные танки распределили по другим подразделениям, которые вместе с танковым батальоном активно использовали для обучения, а затем они приняли участие в боях в марте 1942 г. Эффективность их использования оказалась невелика: часть танков была уничтожена или вышла из строя, часть попала в руки японцев и весной 1945 г. они перешли к индонезийским повстанцам.

 

Когда Голландская Ост-Индия капитулировала на пути к ней находилось ещё 149 танков. Чтобы добро не пропало даром их выгрузили в Австралии и передали в тренировочные части. Остальные 39 CTLS-4TA были конфискованы армией США и тоже отправлены в танковые школы. Оценив “мармоны” как вполне боеспособные танки правительство США в июле 1942 г. подписало новый контракт на поставку дополнительной партии из 240 машин, которые планировалось передать Китаю в рамках ленд-лиза. В свою очередь китайские представители, ясно видя что им пытаются подсунуть друзья-американцы, милостиво отказались от такого “дара”. В итоге в США остались все 240 танков с которыми надо было что-то делать. Был придуман весьма простой выход: с целью повышения обороноспособности американских территорий “мармоны” отправили служить на Алеутские острова и на Аляску. В зависимости от расположения места водителя обозначение танков было Т14 или Т16. Они продолжали служить до конца войны, пока не были списаны на слом по причине полной устарелости.

В Австралии танки CTLS-4TA использовались только как учебные. Первые 24 машины прибыли в Сидней 20 апреля 1942 г. и были распределены между тремя полками 1-й бронедивизии. Спустя четыре дня в докладе о полученных боевых машинах указывалось, что 102 бывших голландских танка CTLS-4TA не могут являться штатной матчастью танковых полков и должны использоваться исключительно для обучения. К 21 мая 1942 г. австралийцы получили все 149 CTLS-4TA, причем 8 из них были впоследствии разобраны на запчасти, так как при транспортировке они стояли на открытой палубе и получили изрядную порцию морской воды. В итоге 45 танков передали в танковые школы, 44 использовались как учебные в составе танковых полков и 52 находились в резерве. В конце августа 18 CTLS-4TA нашли себе применение в качестве охраны аэродрома Кейп Йорк Пеннисула и ещё несколько танков из состава 2-го танкового батальона служили в Новом Южном Уэльсе. Поскольку к октябрю 1942 г. появилась потребность в запасных частях австралийцы разобрали ещё три танка, сократив их общее количество до 138. Их эксплуатация продолжалась до ноября 1943 г., после чего поступил приказ направить устаревшие танки CTLS-4TA на предприятие Ford Motor Company в Джилонге, где они были демонтированы.

 

Пока эти драматические события набирали ход голландцы успели выдать свой последний заказ. Параллельно с контрактом на поставку CTLS-4TA они вели переговоры о поставке легких танков М2А4. Причиной этому послужила оккупация Бельгии и вступление в войну Великобритании, где должны были выпускаться танки Vickers. Бельгийские машины так и не покинули сборочного цеха, и 49 британских “виккерсов” остались на родине.

Американское правительство было не против этого, выдвинув правда одно условие – голландский заказ не должен мешать процессу перевооружения армии США. Конечно, М2А4 не был верхом совершенства в области танкостроения, однако по сумме характеристик он был на уровень выше “мармонов”. Тем не менее голландский заказ не был выполнен. Возможной причиной этого шага послужил отказ американской армии от производства устаревшего М2А4 и переключение на выпуск легкого танка М3. Это вынудило колониальные власти вновь обратиться к Marmon-Herrington, которая специально для голландцев спроектировала новую версию среднего танка, обозначенную как CTMS-1TB1, также известную как “Dutch 3-Man Tank ” (Голландский 3-местный танк).

Эта боевая машина весила 12 стандартных тонн и оснащалась 152-сильным двигателем, позволявшем развивать максимальную скорость по шоссе до 42 км\ч. Поскольку заказать стандартные американские 37-мм пушки М5\М6 не представлялось возможным, вместо них была предложена спарка автоматических орудий такого же калибра разработанных American Armament Corp. Кроме того можно было установить 2-3 пулеметами калибра 7,62-мм в лобовом листе танка. Всего было заказано 194 экземпляра, которые планировалось поставить между сентябрём 1941 и июнем 1942 гг. Заказ так и не был выполнен в полном объёме из-за быстрого поражения колониальных сил. В Голландскую Ост-Индию успел прибыть только 31 танк, 28 из которых отправили служить на остров Суринам, 2 на Курасао и 1 на Арубу. Как минимум один танк был переделан в командирский вариант: с него сняли башню и установили большое ветровое стекло спереди. О боевом применении колониальных CTMS-1TB1 достоверно информации пока найти не удалось. Ещё 50 танков в это время находились в пути и были отправлены в Австралию, остро нуждавшейся в пополнении своего бронетанкового парка. Несколько CTMS-1TB1 попала в Новую Гвинею и летом 1942 г. их активно использовались против японских войск, высадившихся на острове. Все австралийские “мармоны” были уничтожены во ходе боёв у Буна.

 

Поскольку оставшиеся танки CTMS-1TB1 были не нужны армии США их стали предлагать другим странам. В частности, было сказано следующее: «…(танк) полностью ненадежный с механическими и структурными дефектами, маломощный и снабженный слабым вооружением». В итоге удалось продать всего 30 танков, отправившиеся в Кубу, Эквадор, Гватемалу и Мексику.

Самыми долгоживущими среди них оказались кубинские машины. Это произошло в 1942 г., когда кубинское правительство объявило войну Германии и тем самым была включена в программу ленд-лиза. Поскольку Куба находилась далеко от театром боевых действий армейское руководство предпочло не отказываться от предлагаемых ей танков CTLS-1TB1. На остров прибыли всего 8 боевых машин, остававшихся в строю вплоть до 1959 г. Именно тогда их пытались использовать против повстанцев, а когда власть перешла в руки Фиделя Кастро “мармоны” были переданы в танковую школу и были полностью списаны только в середине 1960-х гг., когда им на смену пришли советские танки.

О танках поставленных в Эквадор в 1942 г. подробной информации нет. Известно только что 12 CTLS-1TB1 вошли в единственную бронетанковую часть и оставались на вооружении до середины 1940-х гг., пока их не заменили на танки М3 “Stewart”.

Гватемала в 1942 г. также получила шесть CTLS-1TB1. Известно, что этот танк имел уменьшенный состав вооружения (37-мм пушка и два 7,62-мм пулемета).Вместе с легкими танками М3А1 он находился в эксплуатации приблизительно до 1950 г.

Мексиканская армия, после приобретения танкеток CTLS, в 1942 г. обзавелась партией из 4 средних танков CTLS-1TB1. Несмотря на то, что в 1943 г. им на смену пришли танки М3 и М5, “мармоны” продолжали оставаться на вооружении до начала 1950-х гг.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА 
CTLS-4 образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 7200 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 3520
Ширина, мм 2080
Высота, мм 2100
Клиренс, мм 458
ВООРУЖЕНИЕ три 7,62-мм пулемета Browning
БОЕКОМПЛЕКТ 6000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 25,4 мм
борт корпуса – 11,11 мм
корма – 11,11 мм
башня — 12,7 мм
крыша — 6,9 мм
днище — ?
ДВИГАТЕЛЬ Hercules WXLC-3, 6-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 124 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 5-скоростная КПП (5+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 сдвоенных опорных катка сблокированных в две тележки с пружинной амортизацией, один поддерживающий ролик, переднее ведущее и заднеее направляющее колесо, мелкоозвенчатая гусеница со стальными траками шириной 305 мм и шагом 76 мм
СКОРОСТЬ 48 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.