Официальное обозначение: T3 Howitzer Motor Carriage
Альтернативное обозначение: 75mm Howitzer Motor Carriage T3
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип.
Незадолго до начала 2-й мировой войны в США вновь решили вернуться к теме самоходных установок, но на качественно новом уровне. Одна из таких машин была разработана в 1941 году и получила название T3 Howitzer Motor Carriage. Рассказывает wofmd.com Базой для неё (вполне естественно) послужил «кавалерийский» легкий танк, который сами американцы стандартизировали как M1 Combat Car (позднее он всё-таки стал M1 Light Tank). Доработки заключались в демонтаже штатной башни и установки увеличенной боевой рубки, в которой по правому борту монтировалась 75-мм полевая гаубица М1А1. По горизонту орудие могло наводиться в пределах от 10° влево до 15° вправо. Углы вертикального наведения составляли от -10° до +20°. Для защиты от пехоты противника на крыше рубки, по левому борту, была установлена башенка нового образца с 7,62-мм пулеметом М1919 (по своей конструкции она была близка к башне M2A2 Light Tank). Боекомплект включал 61 выстрел (36 выстрелов располагалось в укладке на полу боевого отделения под орудием, а еще 25 в укладке на левом борту) и 3600 патронов. Экипаж САУ состоял всего из двух человек – командир и механик-водитель, причем командир совмещал в себе функции командира, наводчика и заряжающего орудия, а также стрелка из башенного пулемета.
Ходовая часть полностью заимствовалась от танка М1. Применительно на один борт она включала: 4 обрезиненных опорных катков сблокированных попарно в две тележки с подвеской на пружинных рессорах, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и крупнозвенчатой гусеницы из металлических одногребневых траков с резиновыми «башмаками».
Испытания, проводившиеся под наблюдением представителей Field Artillery, принесли больше отрицательных, чем положительных результатов. Несмотря на расширенную настройку корпуса работать в ней экипажу было крайне трудно. Например, расположение прицела было крайне неудобным и работать с ним приходилось в полусогнутом состоянии. Боевая масса Т3 оказалась выше, чем у танка, но явно недостаточной для того, чтобы полностью компенсировать отдачу – в результате, после каждого выстрела машина сдвигалась, что приводило к повторному прицеливанию. Впрочем, самый главный недостаток заключался в перегруженности командира.
Таким образом, командование Field Artillery отказалось от дальнейших работ по Т3, тем более, что в сентябре 1941 года был инициирован новый проект, приведший к появлению самоходной установки Т18, также оснащенной гаубицей М1А1.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ ГАУБИЦЫ
T3 Howitzer Motor Carriage обр.1941 г.
БОЕВАЯ МАССА | ~15000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 2 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | ~4500 |
Ширина, мм | ~2500 |
Высота, мм | ~2000 |
Клиренс, мм | |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 75-мм гаубица М1А1; один 7,62-мм пулемет Browning M2HB |
БОЕКОМПЛЕКТ | 61 выстрелов 3600 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — лоб корпуса (низ) — борт корпуса (верх) — борт корпуса (низ) — корма корпуса — крыша корпуса — |
ДВИГАТЕЛЬ | Continental W-670, карбюраторный, 7-цилинжровый, воздушного охлаждения, мощностью 260 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | гидравлического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 4 обрезиненных опорных катка блокированных попарно в две тележки с пружинной подвеской, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | ~40 км\ч по шоссе ~20 км\ч по проселку |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ~160 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Уклон, проц. | |
Высота стенки, м | |
Глубина брода, м | |
Ширина рва, м | |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |