Официальное обозначение: T53 Gun Motor Carriage
Альтернативное обозначение: T53, T53E1
Начало проектирования: 1941 г.
Дата постройки первого прототипа: 1941 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа.
В июле 1942 года были развернуты работы над истребителем танков, оснащенным очень мощной 90-мм пушкой М3, созданной на базе зенитной арсистемы. Базой для новой противотанковой САУ стал средний танк М4, буквально только-что принятый на вооружение американской армии.Рассказывает wofmd.com Столь мощное орудие было избыточным против японских танков того периода, поскольку даже в лобовой проекции их бронирование не превышало 50 мм, при пробитии бронебойным снарядом по нормали порядка 90-96 мм на дистанции 2000 метров, однако американцы делали расчет на Европейский и Африканский ТВД, где ситуация с танками была намного более критичная. Самоходная установка получила обозначение T53 Gun Motor Carriage.
Доработки базового танка М4 свелись к демонтажу башни с вооружением и перепроектированию кормовой части корпуса, где монтировалось 90-мм орудие. Экипаж должен был состоять из 4-х человек. Для удобства работы были предусмотрены откидные панели по бортам. Вместе с тем, орудие не имело бронещита. Ходовая часть осталась без изменений и, применительно на каждый борт, включала следующие компоненты: переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо, три тележки с двумя сдвоенными опорными катками и подвеской на горизонтальных пружинных рессорах, четыре поддерживающих ролика, гусеница с одногребневыми стальными траками и резиновыми вставками.
Разработку САУ вела фирма Chrysler, а постройка первого прототипа велась на Детройтском арсенале. Надежда на новую машину была столь велика, что уже в августе 1942 года был оформлен заказ на 500 единиц. Также были расчеты на развертывание крупносерийного производство с оценочным количеством 3500 САУ. Правда, испытания Т53 прошли не столь уж гладко – размещение орудия на корме оказалось далеко не оптимальным вариантом и, кроме того, при стрельбе машина раскачивалась, сбивая наведение на цель. Таким образом, вопрос запуска в серию мог быть решен только после значительных доработок. В добавок, представители Танко-Истребительного Командования (Tank Destroyer Command) считали эту машину слишком «сырой» и всячески сопротивлялись её стандартизации.
В том же году Детройтский арсенал представил второй прототип, обозначенный как Т53Е1 Gun Motor Carriage, в конструкцию которого были внесены значительные изменения. Орудийная установка была перенесена в среднюю часть корпуса и теперь защищалась полукруглым бронещитом. В походном положении орудие было развернуто назад по ходу движения. Для стабилизации при стрельбе были введены бортовые сошники, которые монтировались над первой и третьей тележкой опорных катков по каждому борту. Предполагалось, что Т53Е1 также можно будет использовать в качестве зенитной самоходной установки.
Впрочем, предпринятые меры уже не смогли спасти общего положения. В ходе испытаний САУ показала не самые лучшие ходовые качества (при высокой центровке это было вполне ожидаемо), что сопровождалось постоянным перегревом силовой установки. Существенно улучшить стабилизацию при стрельбе также не удалось. В добавок ко всему было отмечено недостаточная защищенность орудийного расчета, что для противотанковой САУ было весьма критично.
Таким образом, ни о каком серийном производстве Т53 или Т53Е1 не могло идти и речи. Более того, параллельно с их испытаниями в серийное производство успели запустить противотанковую САУ М10 (созданную на базе среднего танка М3), которая оснащалась 76,2-мм орудием, но обладала гораздо лучшими характеристиками. Несмотря на это испытания продолжались весь 1943 год, в проект окончательно свернули только в мае 1944 года.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОХОДНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ УСТАНОВКИ
T53 Gun Motor Carriage обр.1941 г.
БОЕВАЯ МАССА | ~30000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | ~5800 |
Ширина, мм | ~2600 |
Высота, мм | ~2700 |
Клиренс, мм | |
ВООРУЖЕНИЕ | одна 90-мм противотанковая пушка М3 |
БОЕКОМПЛЕКТ | |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | щит орудия — ? лоб корпуса — 51 мм борт корпуса — 38 мм корма корпуса — 38 мм крыша корпуса — 19-25 днище — 13-25 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Continental R975C, карбюраторный, 9-цилинжровый, воздушного охлаждения, мощностью 395 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механическая типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | (на один борт) 6 обрезиненных опорных катков блокированных попарно в две тележки с пружинной подвеской, три поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков |
СКОРОСТЬ | ~40 км\ч по шоссе ~20 км\ч по проселку |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ~190 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Уклон, проц. | |
Высота стенки, м | |
Глубина брода, м | |
Ширина рва, м | |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |