• Пт. Мар 29th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: Marmon-Herrington Armored Car Mk.III

Альтернативное обозначение: Marmon-Herrington Reconnaissance Armoured Car, South African Reconnaissance Car Mk.III

Начало проектирования: 1938 г.

Дата постройки первого прототипа: 1941 г.

Стадия завершения работ: серийно выпусался с 1941 по 1942 год.

Среди первых южноафриканских бронеавтомобилей разработанных фирмой Marmon-Herrington наиболее удачной и многочисленной оказалась модификация Armored Car Mk.III.Рассказывает wofmd.com Сравнительно с более ранним вариантом, который получил полноприводное шасси с минимальными доработками корпуса, изменения носили более радикальный характер. Новая модификация оснащалась ходовой частью с укороченной до 2985 мм базой.

Все колёса были одинарными с пулестойкими пневматическими шинами размером 9,75х18 дм и подвеской на листовых рессорах. Силовая установка осталась прежней — на машине устанавливался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Ford мощностью 95 л.с с жидкостной системой охлаждения и баком на 151 литр горючего. Соответственно, в значительной мере была изменена форма корпуса, который стал зметно короче и приобрел более угловатые очертания.

Условия работы экипажа повысили за счет увеличения высоты боевого отделения и установки кормового бронелиста под меньшим углом наклона. Кормовая дверь были ликвидирована, а бортовые двери стали большего размера. Ещё одни новшеством стала установлена башня новой конструкции – граненая с небольшой кормовой нишей вместо конической. Состав вооружения изменился и теперь включал не только противотанковое ружьё Boys и 7,71-мм пулемет Vickers, но и зенитный пулемет Bren того же калибра.

Учитывая недостаточное охлаждение двигателя вместо лобовых щитков на модификации Mk.III ME применили регулируемое трехсекционное жалюзи, что повлекло за собой перенос фар в бронированные кожухи на крылья колес. В то же время модификация Mk.III MFF сохранила «клиновидную» лобовую часть капота, состоявшую из двух бронещитков. Связь обеспечивалась радиостанцией №19 с штыревой антенной.

Производство Marmon-Herrington Mk.III началось в мае 1941 года и продолжалось до августа 1942 года включительно. За этот период было собрано 1780 машин модификации MFF, 798 машин модификации МЕ и ещё 52 машины были доработаны под требования LAD (Light Aid Detachment). Таким образом, общее количество Mk.III всех модификаций составило 2630 единиц.

Боевое крещение Marmon-Herrington Mk.III прошли в Северной Африке, где южноафриканские соединения действтвовали в интересах 8-й британской армии. В основном их использовали по прямому назначению, однако уже с 1942 года «мармоны» начали переводить во вторую линию, где они несли патрулирование захваченных территорий, сопровождали автоколонны и несли общие охранные функции.

Как и в случае с модификацией Mk.II новые «мармоны» частично переоснащались трофейным вооружением — вместо противотанковых ружей устанавливались 20-мм немецкие или итальянские полуавтоматические пушки . По меньшей мере один Mk.III был переоборудован в бронедрезину — эта машина применялась для патрулированию по железным дорогам Египта и Ливии. Не остались в стороне союзники англичан и колониальные силы.

По заморским владениям различных государств бронемашины разошлись в следующих количествах: «Свободная Франция» (Северная Африка) – 48 Mk.III MFF – применялись в 1941-1943 гг. в боях с немецкими и итальянскими войсками на территории Ливии, Алжира и Туниса; «Свободная Франция» (Центральная Африка) – 10 Mk.III MFF, использовались для патрулирования и охранения во Французском Конго; Британская Западная Африка – 60 Mk.III MFF, использовались для патрулирования и охранения; Индия – 255 Mk.III MFF, в течении 1941-1944 гг. принимали участие в боях с японскими войсками как на индийской территории, так ив Бирме.

Несколько машин из состава 3-го кавалерийского полка, в различном состоянии (можно говорить о количестве порядка 10 единиц), было захвачено противником. После восстановления трофейные «мармоны» использовались против бывших владельцев; Малайя – 175 Mk.III MFF, вместе с более старыми бронеавтомобилями Lanchester Mk.II течении декабря 1941 — февраля 1942 года они принимали участие в боях с японскими войсками; Мозамбик – 6 Mk.III MFF, бронемашины были получены португальской колониальной армией для патрулирования и охранения; Южная Родезия – 24 Mk.III MЕ, первоначально применялись только для патрулирования и охранения. После войны часть машин передали полиции, подвергнув соответствующим доработкам.

С «мармонов» снималась башня и заменялась неподвижной рубкой. Полицейские бронеавтомобили использовались до конца 1970-х гг. Не совсем обычно сложилась карьера «мармонов», попавших в 1941 году в Голландскую Ост-Индию. Этот факт далеко не везде освещен в полной мере, поэтому на нем стоит остановиться подробнее. Собственно историю можно начать с мая 1940 года, когда армия метрополии неожиданно быстро капитулировала перед немцами. Тем временем в далекой Голландской Ост-Индии события разворачивались совсем иным образом.

Колониальная администрация совершенно не намеревалась отдавать свои владения в руки японцев и, разорвав связи с коллаборационистами, решила заручиться поддержкой союзников. Армейское командование фактически получило карт-бланш – для нужд KNIL допускались закупки любой техники в разумных пределах. Благодаря этому в течении второй половины 1940 – 1941 гг. удалось существенно повысить обороноспособность колонии.

Отдельное внимание уделялось бронетехнике. Волей судьбы основная масса танков и бронемашин пришлась на изделия фирмы Marmon-Herrington. Дело заключалось в том, что перед войной был подписан большой контракт на поставку армейских машин этого изготовителя, так что с запасными частями и техническим обслуживанием проблем не возникало. В итоге, оценив опыт использования бронемашин в Северной Африке, KNIL решило купить партию из 49 Marmon-Herrington Mk.III MFF.

Отличия этой модели заключались в отсутствии башни и открытом боевом отделении. Машины были далеко не новыми – перед отправкой заказчику их даже не чистили, так что большинство «мармонов» прибыло вместе с «запасами» африканского песка. В качестве основного вооружения был выбран тяжелый пулемет Vickers, перевозимый в укладке боевого отделения. Поскольку техническое состояние машин оставляло желать лучшего до начала японского вторжения удалось ввести в строй 27 из 49 «мармонов».

Это дало возможность частично укомплектовать два независимых бронеавтомобильных эскадрона. Первый из них дислоцировался в Бандонге и имел в своём составе 14 «мармонов», 6 «виллисов», 6 мотоциклов (BMW и Harley Davidson), а также неустановленное количество грузовиков. Бронемашины разделили на три отделения (по 4 машины в каждом) и ещё два «мармона» были приданы штабу эскадрона.

В период боёв на острове Батавия машины 1-го эскадрона вели патрулирование и не часто имели контакты с японскими войсками, что позволило вплоть до февраля 1942 года избежать больших потерь. Полностью оснастить «мармонами» не удалось 2-й эскадрон – к началу января 1942 года было получено всего 10 бронемашин без какой-либо другой техники. Более того, в ходе боёв эскадрон лишился отделения из трех машин. В таком ослабленном составе «мармоны», в течении 4-го марта 1942 года, пытались сдержать наступление японцев по дороге на Тжайтен (Tjiaten), что в 20 км от Бандонга.

Когда стало ясно, что рубеж удержать не удастся, командир эскадрона организовал прорыв с применением всех оставшихся машин. Однако, японцы вполне ожидали такого поворота событий и утром 5-го марта голландская атака завершилась полным провалом. Первой жертвой японцев стал командир эскадрона, а в скором времени на поле боя осталось ещё две подбитые бронемашины. Оставшиеся силы отошли к Лембангу, переиодически подвергаясь атакам авиации противника. Починив повреждения своих машин 2-й эскадрон начал готовиться к повторной атаке. Тем временем несколько бронемашин из 1-го эскадрона, оставшиеся в Бандонге, совершили разведывательный рейд на передовую.

Как удалось выяснить, продвижение японцев на этом участке фронта временно удалось сдержать, однако на обратном пути бронемашины были замечены самолётами противника. В следующем бою между Тжайтеном и Собангом голландцы потеряли оставшиеся 7 «мармонов». Лишившись материальной части 2-й эскадрон прекратил существование как боевая единица. Две другие уцелевшие бронемашины, пытавшиеся провести разведку местности, были атакованы и сожжены японскими самолётами.

В последние дни сопротивления в Бандонге остались два «мармона» и несколько бронетранспортеров типа «овервалваген». Первая бронемашина была уничтожена в ходе прорыва в горный район, а вторая приняла участие в уличных боях и впоследствии была захвачена японцами. В общей сложности в руки пртивника попало, по меньшей мере, два десятка «мармонов». Часть машин была восстановлена (благо, запасных частей было достаточно) и в течении 1942-1945 гг. использовалась для патрулирования и охранных функций.

Когда война закончилась и власть попытались захватить индонезийские националисты «мармоны» были вновь переданы голландской колониальной администрации. Всего удалось ввести в строй 12 бронемашин, которые вплоть до 1948 года находились в состав Pantserautopeleton (независимых бронеавтомобильных взводов). Кроме «мармонов» взвод включал один бронеавтомобиль М3А1, два «колонимальных» БТР, два «виллиса» и три грузовика. В основном взвод принимал участие в боях на острове Яве.

После ухода колониальных сил практически вся бывшая голландская техника быстро пришла в негодность из-за плохого обслуживания. Тем не менее, единичные «мармоны» использовались индонезийскими подразделениями в конце 1940-х гг. Использование голландцами Marmon-Herrington Mk.III MFF нельзя назвать удачным сразу по нескольким причинам. Прежде всего, сказывался большой вес машины, что при высокой центровке и одинарных колесах сильно влияло на проходимость по индонезийским дорогам, проложенным в джунглях. Низкой оказалась маневренность этих машин.

Достаточно сказать, что полный радиус разворота «мармона» составлял 14 метров. Но боле важным было отсутствие пушечного вооружения и полной бронезащиты. Учитывая то, что голландцы на завершающем этапе боёв использовались разведывательные бронемашины вместо танков, это привело к вполне закономерным трагическим последствиям. В настоящее время два отреставрированных Mk.III находятся в музеях ЮАР и ещё две машины полицеского варианта представлены на открытых музейных площадках в Зимбабве. Несколько «мармонов» также было перекуплено частными владельцами, но их дальнейшая судьба неизвестна.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Marmon-Herrington Armored Car Mk.III образца 1941 г.

БОЕВАЯ МАССА 5339 кг (пустого) 5675 кг (боевая)

ЭКИПАЖ, чел. 3

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм 5309 Ширина, мм 2299 Высота, мм 2502 Клиренс, мм 279 Колесная база, мм 2896

ВООРУЖЕНИЕ одно 13,97-мм противотанковое ружьё Boys, один 7,71-мм пулемет Vickers и один 7,71-мм пулемет Bren

БОЕКОМПЛЕКТ ?

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный прицел БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 12 мм борт корпуса — 12 мм корма — 12 мм крыша — 6 мм днище — ? башня — 12 мм

ДВИГАТЕЛЬ Ford V-8, 8-цилиндровый, бензиновый, мощностью 95 л.с., запас топлива — 151 литр

ТРАНСМИССИЯ механического типа: ручная 4-ступенчатая КПП (4 скорости вперед и 1 назад), карданный вал, механические тормоза

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 4х4: колёса одинрые, шины пневматические пулестойкие размером 9,75х19 дм, подвеска на листовых рессорах

СКОРОСТЬ 88,5 км/час по шоссе

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 322 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Угол подъёма, град. ? Высота стенки, м ? Глубина брода, м 0,457 Ширина рва, м ?

СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция №19 с штыревой антенной

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.