• Пт. Мар 29th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Средний бронеавтомобиль

Официальное обозначение: Landsverk L-180, Landsverk L-181, Landsverk L-182

Альтернативное обозначение: отсутствовало

Начало проектирования: 1931 г.

Дата постройки первого прототипа: 1932 г.

Стадия завершения работ: построена серия из 49 машин всех модификаций.

В начале 1930-х гг. фирма Landsverk начала разработку одного из самых успешных средних бронеавтомобилей, появившихся в Европе в период между двумя войнами. Рассказывает wofmd.com Быстро убедившись (на примере L-170 и L-185) в несостоятельности теории использования двухосных коммерческих шасси, не выдерживавших большие нагрузки, шведские инженеры обратили внимание на их более выносливые трехосные аналоги.

Так была начата работа над бронеавтомобилем L-180. Появившийся в 1932 году прототип получил корпус, собираемый их листов катаной броневой стали толщиной от 5 (крыша) до 15 (лобовая часть) мм. Компоновка L-180 была классической. В передней части находилось моторно-трансмиссионное отделение, где был установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель немецкого производства Bussing-NAG мощностью 160 л.с.

Для охлаждения силовой установки были предусмотрены регулируемые жалюзи в лобовом листе капота и по его обоим бортам. За ним размещалось отделение управления: с левой стороны располагалось место механика-водителя, справа – пулеметчик. В боевом отсеке, в задней части корпуса, размещались места командира машины, артиллериста и заряжающего. Таким образом, экипаж L-180 состоял из пяти человек. Шасси бронеавтомобиля было заимствовано от трехосного грузовика Scania-Vabis с колесной формулой 6х4.

Разумеется, его взяли не в “чистом” виде, а с доработками. Была усилена конструкция рамы, установлен новый тип пулестойких протектированных шин и т.д. В наследство от бронемашин Первой Мировой войны к L-180 перешёл задний пост управления, так что в состав трансмиссии, включавшей 3-ступенчатую коробку передач, пришлось включать демультипликатор. Ёмкость топливного бака — 120 литров. В соответствии с назначением предполагалось, что разведку и огневую поддержку машина будет вести всё-таки передним ходом, а вот выход из боя будет более удобным сделать задним, при условии, что водитель будет видеть окружающую обстановку. Вооружение L-180 состояло из трех 7,92-мм пулеметов Madsen, защищенных цилиндрическими бронированными кожухами.

По одному пулемету устанавливалось в переднем лобовом и кормовом листе корпуса. Третий пулемет размещался в одноместной башне конической формы в общей установке с 20-мм пушкой Bofors. Вторая модификация L-181, появившаяся в 1933 г., отличалась немецким шасси Mercedes-Benz G 3a/P с подвеской на листовых рессорах. Такая же ходовая часть использовалась при создании немецкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.231(6 Rad), хотя и была сочтена не слишком удачной.

Также был установлен 6-цилиндровый двигатель Daimler-Benz М09 мощностью 68 л.с. и 37-мм полуавтоматическая пушка. Боезапас составил 48 снарядов и 3600 патронов. Экипаж был увеличен до 6 человек – появился водитель заднего поста управления. Единственный экземпляр L-182 был построен по заказу финской армии. Переговоры о его закупке начались ещё в 1934 г., однако велись они крайне медленно. Лишь в 1936 г., когда обе стороны сошлись на цене 69.000 шведских крон, заказ был выполнен.

На этой модификации экипаж уменьшили до 4-х человек, а вместо пушки в башне был установлен 13,2-мм пулемет. Внешне эта машина отличалась бортовыми радиаторными жалюзи, установленными горизонтально. В общей сложности было построено 49 машин всех модификаций, абсолютно большая часть которых была продана за границу. Низкий интерес шведской армии к бронеавтомобилям фирмы Landsverk было обусловлен отнюдь не низким качество продукции — просто в тот период машины линейных моделей L-180\182 не вписывались в шведскую оборонную концепцию. Гораздо больше внимания уделялось лёгким и средним танкам, а также многофункциональным бронемашинам.

Несмотря на то, что “ландсверки” по уровню защищенности и вооружению находились на уровне легких танков того же периода (вспомнить хотя бы советский Т-26 или британский Light Tank Mk.VI), а по скоростным качествам даже превосходили их, с ходовыми качествами у шведских машин дела обстояли намного хуже. Фактически, L-180\L-181 могли нормально двигаться только по грунтовым дорогам, поскольку попытки передвижения по мягкому грунту или пересеченной местности могли закончиться для них плачевно. Это была одна из многих причин, по которой шведская армия на спешила принимать “ландсверки” на вооружение.

Переговоры между армейскими представителями и фирмой Landsverk закончились относительным успехом. Всего было поставлено пять бронеавтомобилей модификации L-180, получившие номера 946-950 и обозначение Pansarbil m/41. Все машины поступили в распоряжение 42-го бронеавтомобильного эксадрона 3-го танкового полка. В 1944 году это подразделение находилось на острове Готланд, выполняя охранные задачи. С вооружения L-180 были сняты только в начале 1960-х гг. Впрочем, наибольший успех и признание шведский бронеавтомобиль заслужил за рубежом.

Иностранные заказчики оказались не столь привередливы, тем более, что выбор среди бронемашин среднего класса был тогда совсем небольшой. Одними из первых интерес к новому “ландсверку” проявили датчане. Несмотря на приобретение не слишком удачного двухосного бронеавтомобиля L-185 вера в шведское качество оставалась ещё сильна. Переговоры о поставке двух машин модификации L-181 начались в 1936 г. и в скором времени Landsverk предоставила заказчику два бронеавтомобиля. Общая стоимость поставленных L-181, которым было присвоено армейское обозначение PV M36 (номера FP7 и FP8), оценивалась в 200.000 датских крон.

До начала войны с Германией датские “ландсверки” использовались только на маневрах и в учебных целях. После оккупации страны немецкими войсками оба L-181 были включены в состав вермахта и были включены в состав охранных подразделений. В начале 1937 г. делегация из Ирландии начала переговоры о закупке двух образцов L-180 для испытаний по цене 6.000 фунтов за штуку. Первые два из них (с номерами ZC 757 и ZC 758) прибыли в 1938 году, а в апреле 1939 года были заказаны ещё шесть машин (номера ZC 5837 — ZC 5842). Прибыв в Ирландию бронеавтомобили были сразу включены в состав 1-го бронеавтомобильного эскадрона (1st Armoured Car Squadron) дислоцированного в Керрахе.

После войны L-180 подвергли частичной модернизации, целью которой была унификация основных агрегатов с другими армейскими машинами. Например, в 1956-1957 гг. двигатель заменили на американский Ford V8, а в 1974 году установили 20-мм авиационную пушку Hispano-Suiza и новый пулемет. Служба ирландских L-180 протекала достаточно мирно и завершилась в начале 1980-х гг. (!) Иногда встречаются данные о посылке нескольких “ландсверков” в Конго в начале 1960-х гг., но они не соответствуют действительности.

В настоящее время по крайней мере один бронеавтомобиль этого типа поддерживается в состоянии “на ходу” и время от времени принимает участие в военных парадах. В 1935 году правительство Литвы заключило договор на поставку шести бронеавтомобилей L-181, оснащенных одной 20-мм пушкой Oerlikon и двумя 7,92-мм пулеметами. В течении следующего года все машины были распределены между тремя кавалерийскими полками.

Пополнение пришлось как раз вовремя – на протяжении почти всего межвоенного периода литовская армия располагала всего шестью бронемашинами (один русский “Фиат-Ижора” и четыре немецких импровизированных “зондервагена”, которые часто именуют как Ehrhardt\Daimler-Befehlswagen), прошедших неоднократный ремонт и модернизацию. Устарелость этих машин была очевидна уже в середине 1920-х гг., но тогда средств на приобретение новой техники не нашлось. На протяжении всего срока службы в литовской армии L-181 (номера К.А.М.6 – К.А.М.11) ни разу не использовались в боевых действиях. Однако, после того как Литва вошла в состав СССР, “ландсверки” были поставлены на службу РККА и использовались в боях с немецкими войсками в июне-июле 1941 г. Об их боевом применении сохранилось лишь одно упоминание участника тех событий. По всей видимости, действия разворачивались 23-24 июня на границе Литвы и Беларуси. “Я оглянулся назад, посмотреть, не горит ли мой замаскированный в лесу “Комсомолец”? Нет ли рядом наших бойцов? Тягач вроде бы не горел. В это время к нему подъехал наш литовский бронеавтомобиль (разумеется, без литовской атрибутики). Из башенки наполовину высунулся комиссар из школы молодых командиров.

Он ехал на броневике из Сморгони. Фамилия его стерлась из памяти. Комиссар картинно, как какой то Наполеон, через бинокль наблюдал за полем развернувшейся неподалеку битвы – туда, где стреляли танки. Я подумал, что это может плохо кончиться – печальный опыт уже был. Я не ошибся. К броневику незаметно подкрался невесть откуда взявшийся немецкий танк. Орудие было направлено в спину комиссара. Немцам достаточно было крикнуть “Хенде Хох”, но они безжалостно выстрелили…” Самая большая партия “ландсверков” была отправлена в Нидерланды. Правительство этой небольшой европейской страны, предчувствуя ещё большее осложнение политической и военной обстановки в Европе, в 1936 году одобрило программу модернизацию армии и флота, одной из пунктов которой была закупка техники за рубежом. По мнению начальника штаба голландской армии Исаака Рейндерса (Isaak Reynders) основной упор должен был делаться на бронетанковую технику, которая на тот момент имелась в единичных экземплярах.

Прежде всего, решили обратиться к ближайшим соседям. В 1937 году начались переговоры с фирмой Landsverk о поставке 36 средних бронеавтомобилей L-181, которым уже присвоили обозначение Pantserwagen М36. Планировалось, что эта первая партия из 12 бронеавтомобилей послужит основой для формирования одного эскадрона. Затем, в ближайшее время, должны были поступить ещё 24 машины, 2 из которых предназначались для использования в качестве штабных, 12 – распределить между четырьмя пехотными корпусами и остальные 10 использовать для обучения экипажей и как источник запасных частей. Выполнить этот план удалось лишь частично. Все машины, независимо от модификации, были оснащены 37-мм пушкой и тремя 7,92-мм пулеметами. Вторая партия бронемашин относилась к модификации L-180 (Pantserwagen М38) и была принята в период между 16 марта и 11 ноября 1938 года.

Однако уже тогда возобладало мнение, что Голландии попала в слишком сильную зависимость от иностранных поставщиков и от дальнейших закупок следует отказаться. Вместо недостающего количества “ландсверков” армия должна была получить отечественные бронемашины DAF M39, в конструкции которых использовалась башня от М36, а по ходовым качествам они заметно опережали шведские аналоги. Во время немецкого вторжения в Нидерланды в боях принял участие только 3-й бронеавтомобильный эскадрон, оснащенный 12 машинами. В середине мая 1940 г. голландские M38 участвовали в тяжелых боях под Гаагой и к северу от Роттердама. После капитуляции Голландии немцы захватили около десятка “ландсверков” из которых сумели восстановить восемь. Ещё один Landsverk 180 в 1937 г. продали в Эстонию. В отличии от остальных стран эстонцы использовали бронеавтомобиль исключительно в полицейских функциях. До лета 1940 г. Landsverk 180 применялся полицейским подразделением в Таллине. Трофейные “ландсверки”, захваченные немецкой армией, в течении 1940-1943 гг. использовались большей частью на оккупированных территориях Западной Европы в полицейских целях. Несколько бронемашин этого типа служили и на бывшей советской территории. Есть данные, что по крайней мере один L-181 находился под Псковом, где и был подбит. Не менее интересно сложилась судьба единственного экземпляра L-182. Прибыв 27 июля 1936 года в Лаппенранту бронеавтомобиль был доведен до боеспособного состояния и отправлен служить в кавалерийскую бригаду. Полное вооружение L-182 состояло из 13,2-мм пулемёта L-35/36 и 7,62-мм пулемётов L-33/36 в башне, а также ещё одного пулемета L-33/36 в лобовом листе корпуса.

Работы по установке вооружения проводились на заводе VKT. 1 февраля 1937 года “ландсверк” был включен в состав единственного бронеотряда Pans.Os./ Rv Pr, сформированного при кавбригаде, где большую часть времени использовался для обучения экипажей и в качестве самоходной мишени. В 1939 году отряд был переформирован в бронеэскадрон Er.Pans.Esk., который помимо L-182 включал три грузовика и два мотоцикла, а осенью единственный “ландсверк” отправили в состав моторизованного отряда кавбригады (Moot. Os/ Rv.Pr.), сформированного большей частью из личного состава Er.Pans.Esk. В связи с приближающейся войной 6 октября 1939 года отряд был переброшен на Карельский перешеек. Спустя три недели Moot. Os/ Rv.Pr. подчинили штабу отдельного бронебатальона и направлен в Уусикирко – в это время экипаж “ландсверка” включал 5 человек: командир ст.сержант В.Савикурки (позже он стал лейтенантом), наводчик ст.сержант В.Хелломо, шофёр сержант Й.Лахти и капрал В.Пиетиля, а также стрелок мл.сержант М.Салонена. В войну L-182 вступил уже утром 30 ноября, открыв зенитный огонь по советским бомбардировщикам.

Эта стрельба, кроме бессмысленного расхода патронов, никаких результатов не принесла. Спустя три дня бронеавтомобиль решили задействовать при обороне города Каукиярви, где экипаж пополнился лейтенантом Хонканеном. Однако это благое дело едва не закончилось трагически. Из-за поломки вооружения L-182 принять участие в бою не смог, после чего среди экипажа началась драка и ст.сержант Хелломо получил легкое ранение. После этого, 5 декабря, броневик направили в Перкьярви, где успешно поддержал отход спешенной кавалерийской части. Отступая вместе с кавалеристами экипаж “ландсверка” подобрал ещё четверых раненых, однако ночью на пути к г.Хотакка случилась новая оказия. Как только L-182 стал догонять своих среди отступающих финских частей началась паника — в виду быстрого продвижения советских частей быстро распространился слух о том, что сзади колонну настигают русские танки. К счастью, стрельбы по своим тогда удалось избежать. В период с 6 по 23 декабря бронеавтомобиль в боевых действиях не участвовал, находясь в это время в г.Перо. Хотя его боевая ценность оказалась небольшой, командование решило задействовать L-182 для контрнаступления.

Вместе с кавбригадой машина 26 декабря отправилась в Тайпале, откуда её сразу пришлось отправить на ремонт в Выборг. Хотя неисправность была быстро устранена, в боях L-182 больше не участвовал, находясь в оперативном резерве. А 5-го января 1941 года последовал приказ о расформировании моторизованной части кавбригады, так как общее количество трофейных танков и бронемашин уже тогда превысило 100 единиц. В итоге для L-182 окончательно определили роль учебной бронемашины и отправили в центр обучения в Хяменлинна. Окончательно из состава армии “ландсверк” был выведен только после войны. В настоящее время сохранилось всего 4 машины модификации L-180: в Дублине (музей Howth Castle, Ирландия), в Амерсфоорте (Museum Nederlandse Cavalerie, Нидерланды), в Аксвалле (Шведский Музей Бронетехники) и ещё один бронеавтомобиль находится на реставрации в частных руках в Ирландии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ Landsverk L-180 образца 1932 г.

БОЕВАЯ МАССА 7825 кг ЭКИПАЖ, чел. 5

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ Длина, мм 5860 Ширина, мм 2240 Высота, мм 2285 Клиренс, мм ?

ВООРУЖЕНИЕ одна 20-мм \ 37-мм пушка Bofors и три 7,92-мм пулемета Madsen

БОЕКОМПЛЕКТ 48 снарядов и 3600 патронов

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический пулеметный и телескопический орудийный прицел

БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 9 мм борт корпуса — 9 мм корма корпуса — 9 мм башня — 15 мм крыша — 5 мм днище — 5 мм

ДВИГАТЕЛЬ Bussing-NAG V8, карбюраторный, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 160 л.с., ёмкость бака — 120 литров

ТРАНСМИССИЯ механического типа: 3-ступенчатая коробка передач, демультипликатор, карданный вал, механические тормоза

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колёса одинарные, задние колеса сдвоенные, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах

СКОРОСТЬ 80 км\ч по шоссе

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 288 км

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ Угол подъёма, град. ? Высота стенки, м ? Глубина брода, м ? Ширина рва, м ?

СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.