• Пт. Дек 6th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

До сих пор в бронетанковых частях Южной Кореи можно найти раритетную технику: танки M48A3 и M48A5 Patton американского производства. Для своего времени это были хорошие машины, но их производство завершилось полвека назад и теперь эти танки нельзя назвать современными даже с очень большой натяжкой.Рассказывает wofmd.com  Можно представить, каковы боевые перспективы этих танков, даже в столкновении с устаревшими северокорейскими бронемашинами. Командование южнокорейских вооруженных сил поняло это еще в начале восьмидесятых годов и приняло соответствующие меры. В результате на данный момент количество старых «Паттонов» сократилось до 800-850 единиц, что составляет менее трети от общей численности танков в южнокорейской армии.

Возможности собственной промышленности позволяли Южной Корее строить танки, но в стране не было соответствующей конструкторской школы. Поэтому для разработки перспективной бронемашины пришлось обращаться к зарубежным инженерам. В 1979 году министерство обороны Республики Корея заключило контракт с американской компанией Chrysler, в то время занимавшейся подготовкой к серийному производству основного танка M1 Abrams. Вероятно, южнокорейские военные надеялись, что американские конструкторы применят в новом проекте наработки, полученные в ходе создания ОБТ для американской армии, благодаря чему перспективный танк не будет уступать ведущим мировым образцам.

Разработка нового танка, получившего корейское обозначение «Тип 88» и американское XK1 ROKIT (Republic of Korea Indigenious Tank – «Танк, приспособленный для условий Южной Кореи»), заняла считанные месяцы. Уже в 1981 году заказчику продемонстрировали макет будущей машины. Однако в следующем году по ряду причин экономического и производственного характера «Крайслер» передал всю конструкторскую документацию компании General Dynamics. Она завершила все необходимые работы и помогла корейцам наладить производство нового танка.

Расчет южнокорейских военных на использование наработок по проекту M1 оправдался. «Тип 88» в значительной мере напоминал американский танк. Сходство в первую очередь сказалось на внешнем виде и некоторых особенностях конструкции. Новый танк XK1 ROKIT имел классическую компоновку с отделением управления в передней части бронекорпуса, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в кормовой. Характерной чертой танка стала сравнительно небольшая высота. По требованию заказчика, этот параметр стал одним из основных. В результате готовый танк «Тип 88» оказался почти на 20 сантиметров ниже американского «Абрамса» и на 23 см ниже немецкого Leopard 2. Одним из факторов, благотворно сказавшихся на удаче «понижения» нового танка, считается относительно небольшой средний рост корейцев. Даже в невысоком танке корейские бойцы чувствуют себя хорошо и способны выполнять все задачи. Тем не менее, экономия места вынудила разработчиков применить новую для того времени компоновку рабочего места механика-водителя. Как и на американском M1, при закрытом люке он должен был сидеть полулежа.

Согласно американскому проекту, в качестве лобовой защиты была выбрана броня Chobham, установленная под большими углами. По некоторым оценкам, лобовые детали танка «Тип 88» имели защиту от кумулятивных боеприпасов, эквивалентную 600 мм гомогенной брони. Толщина лобовых пакетов «Чобхэм», а также бортовых и кормовых листов корпуса не оглашалась. Вероятно, борта и корма защищали только от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии. Для дополнительной защиты на надгусеничных полках подвесили противокумулятивные экраны.

В корме бронированного корпуса разместились двигатель и трансмиссия. В качестве основы силовой установки инженеры «Крайслера» выбрали немецкий дизель жидкостного охлаждения MTU MB-871 Ka-501 мощностью 1200 лошадиных сил. В едином блоке с двигателем выполнили гидромеханическую трансмиссию модели ZF LSG 3000 с четырьмя передачами переднего хода и двумя заднего. При боевой массе танка в 51,1 тонны такая силовая установка давала танку приемлемую удельную мощность: около 23,5 л.с. на тонну веса. Благодаря этому «Тип 88» имел неплохие ходовые качества. На шоссе он мог разгоняться до 65 километров в час и до 40 км/ч по пересеченной местности. Собственных топливных баков хватало на марш длиной до 500 километров.

Как и при проектировании бронированного корпуса, при создании ходовой части «Типа 88» применялись имеющиеся наработки. Поэтому новый корейский танк получил по шесть опорных катков и по три поддерживающих ролика на борт. Интересна подвеска танка. Первый, второй и шестой катки с каждого борта имели гидропневматическую подвеску, остальные – торсионную. Примечательно, что механик-водитель мог управлять давлением в цилиндрах подвески и тем самым регулировать продольный наклон корпуса. При помощи такого ноу-хау угол склонения пушки увеличился до 10°. Подобную возможность предусмотрели для расширения боевых возможностей бронемашины в горных условиях.

Башня танка «Тип 88»/XK1 также делалась с учетом предыдущего опыта, но в итоге получила форму, отличную от обводов башни «Абрамса». Конструкция бронированной башни напоминает конструкцию корпуса: лобовая защита из Chobham и бронепанели бортов, кормы и крыши. Внутри боевого отделения располагаются рабочие места трех членов экипажа. По образцу американских танков на «Типе 88» наводчик и командир находятся справа от орудия, заряжающий – слева. В башне размещаются все приборы управления огнем и боекомплект из 47 снарядов.

Основное оружие серийных танков «Тип 88» – 105-мм нарезная пушка KM68A1, закрытая защитным кожухом. Это орудие представляет собой американскую версию английской пушки L7, произведенную в Южной Корее. Пушка стабилизирована в двух плоскостях при помощи электрогидравлической системы. В боекомплект KM68A1 вошли бронебойные подкалиберные, кумулятивные, бронебойно-фугасные и дымовые унитарные снаряды корейского производства. На одних агрегатах с пушкой был смонтирован спаренный пулемет M60 калибра 7,62 миллиметра. В короб этого пулемета помещалось до 7200 патронов. Второй M60 с боезапасом в 1400 патронов предусмотрели над люком заряжающего. Наконец, перед небольшой командирской башенки установили крепления для 12,7-мм пулемета K6 (корейская лицензионная версия M2HB) с коробкой на 2000 патронов. На передних гранях башни, рядом с бортами, имелись два дымовых гранатомета по шесть стволов каждый.

Головным предприятием по разработке прицельного комплекса для танка ROKIT была компания Hughes Aircraft. Она осуществляла координацию действий нескольких сторонних организаций, занималась сопряжением готовых систем, а также разработала несколько приборов. Основой комплекса стал баллистический вычислитель разработки компании Computing Device. На танках «Тип 88» первых серий на рабочем месте наводчика устанавливались комбинированные двухканальные (дневной и ночной) перископические прицелы со встроенными лазерными дальномерами, созданные на фирме «Хьюз». Позже, в соответствии с обновленными требованиями южнокорейского Минобороны, их заменили на приборы Texas Instrument GPTTS с тепловизионным каналом. GPTTS представлял собой модернизацию прицела AN/VSG-2, произведенную специально для использования на танках «Тип 88» со 105-мм орудием KM68A1. После обновления прицельного оборудования возможности наводчика ощутимо возросли. Тепловизионный канал нового прицела обеспечивал обнаружение и атаку целей на дальности до двух километров, а встроенный лазерный дальномер позволял работать с объектами на расстоянии до восьми. В качестве запасного прицела наводчик имел телескопический оптический прибор с восьмикратным увеличением. На танках всех серий рабочее место командира оснащалось прицелом SFIM VS580-13 французского производства.

Для обеспечения точной стрельбы танк «Тип 88» получил комплекс датчиков, собиравших данные о внешних условиях: скорости и направлении ветра, температуре снаружи и внутри боевого отделения, параметрах движения машины и изгибе ствола. Полученные данные передавались на баллистический вычислитель танка и учитывались при расчете поправок. Быстродействие прицельного комплекса позволяло проводить полную подготовку к выстрелу за 15-17 секунд. Таким образом, при благоприятных условиях практическая скорострельность ограничивалась лишь физическими возможностями заряжающего. Для связи между собой и другими танками экипаж «Типа 88» получил переговорное устройство AN/VIC-1 и радиостанцию AN/VRC-12, также разработанные в США.

В 1983 году новый разработчик танка «Тип 88» – General Dynamics – построила два опытных образца, которые вскоре прошли испытания на Абердинском полигоне. В ходе поездок по танкодрому и пробных стрельб были выявлены некоторые недостатки конструкции. Тем не менее, их ликвидация не заняла много времени – на танке «Тип 88»/ROKIT широко использовались уже освоенные в производстве комплектующие, поэтому доводка была сравнительно простой. После испытаний на Абердинском полигоне прототипы нового танка отправились в Южную Корею, где их проверили в местных условиях. В это же время американские специалисты прибыли на завод концерна Hyundai, где должны были помочь южнокорейским машиностроителям освоить производство нового танка. В конце осени 1985 года из цеха вышел первый танк «Тип 88» корейской сборки.

В течение следующих полутора лет южнокорейские промышленники продолжали освоение технологий и сборку новых танков. Кроме того, в соответствии с дополнительными соглашениями, американские предприятия предоставили Южной Корее документацию по большинству электронных приборов. Таким образом, почти все агрегаты новых боевых машин могли производиться южнокорейскими промышленниками. Вскоре после окончания строительства предсерийной партии новый танк был принят на вооружение под обозначением «Тип 88». Кроме того, к этому же времени относится первое появление другого названия, образованного от индекса проекта – K1. В настоящее время используются оба этих названия, а кодовое имя проекта ROKIT осталось в прошлом.

Производство основного танка «Тип 88»/K1 продолжалось до 1998 года. В течение этого времени данные о количестве изготовленных бронемашин не разглашались, но позже они все же стали достоянием общественности. Всего было собрано чуть более 1000 танков. Одновременно с серийным производством и передачей войскам танков K1 производилось постепенное снятие с вооружения имеющихся машин M48. В результате новый «Тип 88» стал самой массовой моделью танка в вооруженных силах Южной Кореи. На базе танка были разработаны мостоукладчик K1 AVLB и бронированная ремонтно-эвакуационная машина K1 ARV.

В 1997 году Малайзия выказала желание приобрести не мене двух сотен танков K1 с условием их доработки в соответствии с выставленными требованиями. Проект модернизации получил название K1M. В итоге, исходя из экономических соображений, в 2003 году малазийские военные приобрели менее дорогие польские танки PT-91M. Проект K1M был закрыт и более не возобновлялся.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.