• Пт. Мар 29th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

На протяжении нескольких десятилетий прошлого века существовал риск того, что плохие отношения двух ведущих держав мира перерастут в полномасштабный вооруженный конфликт, основным полем боя для которого станет Европа. Рассказывает wofmd.com Все потенциальные участники такой войны готовились к возможным боям, создавая и выпуская новые образцы оружия и техники. По понятным причинам, новые виды оружия и боевых машин, имея высокие характеристики, должны были отличаться дешевизной и простотой производства. Одной из самых интересных попыток создать максимально эффективный образец бронетехники с минимально возможной стоимостью стал американский проект RDF/LT.

По мере совершенствования конструкции и получения все более высоких характеристик танки Советского Союза и Соединенных Штатов становились сложнее и дороже. Как следствие, создание парка техники требуемых размеров было связано с дополнительными тратами, являвшимися поводом для многочисленных споров. При этом армии нуждались в большом количестве новой техники, из-за чего вопрос стоимости стоял особенно остро. В конце семидесятых Пентагон предложил разработать новые виды боевых машин, имеющие приемлемое соотношение стоимости и эффективности.

Перспективный танк должен был отличаться сравнительно малой боевой массой, в пределах 15-17 т. Следовало использовать существующие или перспективные орудия с оптимальным соотношением характеристик и стоимости. В конструкции танка требовалось применить максимально возможное число серийно выпускаемых узлов и агрегатов. Танк должен был отличаться высокой подвижностью на поле боя и иметь возможность транспортировки существующими самолетами. Выполнение подобных требований позволяло армии получить дешевый, но эффективный легкий танк, обладающий возможностью быстрой переброски в район боевых действий.

Предполагалось, что решение поставленных задач заметно повысит боеспособность сухопутных войск и танковых подразделений Корпуса морской пехоты. В случае начала полномасштабного вооруженного конфликта промышленность могла бы в кратчайшие сроки запустить массовое производство новой техники, а военно-транспортная авиация была бы способна быстро перебрасывать танки в Европу.

К работам по созданию перспективной бронетехники привлекли несколько компаний оборонной промышленности. Одним из участников программы стала компания AAI Corporation, уже имевшая определенный опыт в создании боевых машин. Проект от AAI получил рабочее название RDF/LT – Rapid Deployment Force / Light Tank («Силы быстрого развертывания / легкий танк»). Иные обозначения перспективной машине не присваивались. Традиционное для американской бронетехники название с литерой «M» так и не появилось.

Предъявленные заказчиком требования привели к формированию оригинального облика перспективной бронемашины. Предлагалось использовать имеющийся опыт в деле создания боевых машин, однако скорректировать основные идеи в соответствии с условиями технического задания. Так, конструкция танка должна была сочетать в себе простоту, дешевизну и приемлемые характеристики. Кроме того, планировалось использовать агрегаты существующих серийных машин. Основными «донорами» комплектующих стали легкий плавающий танк M551 Sheridan и бронетранспортер M113. Обе машины активно эксплуатировались американскими вооруженными силами, что могло в определенной мере упростить создание и применение новой техники.

Несмотря на сравнительную сложность поставленных задач, компания AAI достаточно быстро завершила проектирование. Конструкторская документация по танку RDF/LT была подготовлена летом 1980 года, а в октябре заказчику представили первый опытный образец новой машины. Впоследствии прототип вывели на испытания, по результатам которых осуществлялась доработка и доводка существующей конструкции.

ребования о сокращении боевой массы накладывали определенные ограничения на конструкцию танка. В частности, они не позволяли использовать сравнительно мощное бронирование, отличающееся соответствующей массой. Тем не менее, вопрос защиты экипажа был решен с выполнением всех имеющихся требований. Корпус и башню танка предлагалось изготавливать из алюминиевой брони со стальными вставками. С точки зрения характеристик защиты корпус танка RDF/LT должен был соответствовать боевой машине пехоты M2 Bradley. Обеспечивалась всеракурсная защита от стрелкового оружия и осколков. Лобовая проекция могла защитить от малокалиберной артиллерии. Защитой от мощных танковых орудий должны были стать малая заметность и высокая подвижность.

Танк RDF/LT получил корпус характерной формы, способной обеспечить максимально возможную защиту при минимальной массе. Лобовая проекция корпуса защищалась двумя наклонными листами, образующими клиновидную структуру. Как верхний, так и нижний лобовые листы размещались под большим углом к горизонтали, что увеличивало их приведенную толщину. На верхний лобовой лист приходилось около трети общей длины корпуса. Позади него располагалась горизонтальная плита крыши с погоном для установки башни. Кормовая часть крыши была поднята над центральной из-за необходимости размещения крупных агрегатов силовой установки. Танк получил борта, состоящие из нескольких деталей. Так, в лобовой и центральной частях корпуса использовались вертикальные борта небольшой высоты, соединенные с крышей при помощи наклонных деталей. Кормовой отсек получил более высокие бортовые листы. Имеющиеся борта могли дополняться экранами большой высоты.

Танк строился по традиционной схеме, однако компоновка была доработана в соответствии с особенностями технического задания и примененными идеями. Передняя часть корпуса вмещала двухместное отделение управления. Центральный отсек отдавался под боевое отделение, а корма предназначалась для силовой установки и трансмиссии.

Для сокращения размеров лобовой проекции в проекте RDF/LT была предложена башня оригинальной конструкции, отличавшаяся уменьшенными габаритами. Ее основой был литой купол с заваленной назад лобовой частью. В ее центре имелась амбразура для монтажа качающейся артиллерийской части, причем цапфы частично находились за пределами купола и размещались на соответствующих вертикальных листах. В кормовой части башни, имеющей полукруглую в плане форму, находилось рабочее место одного из членов экипажа. Также был разработан альтернативный вариант башни. Основой такой конструкции являлся полусферический купол с амбразурой в лобовой части и надстройкой-башенкой в корме. Имея иную форму, такая башня могла вмещать все те же устройства и приборы, что и изделие первого типа.

В кормовом отсеке корпуса предлагалось устанавливать дизельный двигатель Detroit Diesel 6V53T мощностью 350 л.с. Там же имелись топливные баки емкостью 100 галлонов (378 л). Машина получила гидромеханическую автоматическую трансмиссию Allison X200. Для облегчения обслуживания и ремонта двигатель и трансмиссия были объединены в силовой блок. Для выполнения тех или иных операций силовой блок мог выдвигаться из кормового отсека. Также это облегчало замену вышедших из строя агрегатов: при необходимости можно было сменить весь блок сразу.

Танк получил ходовую часть на основе пяти сдвоенных обрезиненных опорных катков на каждом борту. Использовалась индивидуальная торсионная подвеска. Из-за специфической формы лобовой части корпуса бронемашина получила увеличенные балансиры передней пары катков: торсион L-образной детали находился примерно на уровне оси переднего направляющего колеса и оснащался дополнительным амортизатором. Все прочие катки имели подвеску традиционной конструкции. Кроме того, первые между первыми тремя парами катков имелся увеличенный промежуток. Ведущие колеса поместили в корме. Над третьим опорным катком помещался небольшой поддерживающий ролик. В составе ходовой части легкого танка использовались детали бронемашины M551. Гусеница без значительных изменений заимствовалась у бронетранспортера M113.

В качестве основного оружия для легкого танка RDF/LT была выбрана 75-мм пушка высокой баллистики ХМ274 ARES, обеспечивающая повышенную начальную скорость снаряда. Это орудие разрабатывалось в качестве основного вооружения для перспективной бронетехники легкого класса. Отличаясь от иных систем большего калибра сокращенными боевыми качествами, такая пушка должна была обеспечить эффективную борьбу с целями иных типов. Длинноствольная пушка устанавливалась на качающемся основании в лобовой части башни. При этом казенник орудия с некоторыми его механизмами находился внутри прямоугольного кожуха-маски. Перед такой маской имелся дополнительный кожух с перфорацией. Оригинальная конструкция башни с частично вынесенным размещением пушки позволяла изменять угол возвышения от -15° до +40°. Последнее давало определенные возможности в контексте борьбы с воздушными целями.

В рамках проекта RDF/LT компания AAI разработала новые модели унитарных 75-мм снарядов. Для сокращения габаритов выстрела и соответствующего увеличения боекомплекта было предложено использовать телескопическую схему. В таком выстреле снаряд полностью утапливается внутрь гильзы, что дает определенный выигрыш в габаритах. По такой схеме строились новые осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный снаряды. Внутри боевого отделения легкого танка удалось разместить укладки на 60 выстрелов.

Для экономии места внутри боевого отделения, уменьшения массы машины и сокращения экипажа танк решили оснастить автоматом заряжания. Это устройство, по команде наводчика, должно было самостоятельно извлекать из механизированной укладки выстрел нужного типа и отправлять его в камору орудия. Следует отметить, что конструкция автомата заряжания позволяла не просто исключить участие человека, но и значительно повысить огневую мощь танка. Механизмы боевого отделения обеспечивали скорострельность на уровне 70 выстрелов в минуту.

Калибр 75 мм накладывал определенные ограничения на огневую мощь, однако орудие ARES все же имело возможность эффективной борьбы с различной бронетехникой потенциального противника. 75-мм снаряды без проблем могли поражать легкую бронетехнику. Танки устаревших моделей так же не являлись сложной целью. Современные основные танки с мощным комбинированным бронированием лобовой проекции могли поражаться только в борт или корму.

В качестве дополнительного вооружения танк RDF/LT мог нести два 7.62-мм пулемета M240 и дымовые гранатометы. Спаренный с пушкой пулемет помещался внутри броневой маски, зенитный – на крыше башни. Дымовые гранатометы так же располагались на башне в составе двух разнесенных комплектов. Боезапас пулеметов определялся в 2600 патронов, гранатометов – 16 выстрелов.

В исходном проекте компания AAI предлагала использование развитого комплекса бортовой оптико-электронной и вычислительной аппаратуры, необходимой для повышения огневых характеристик. На крыше башни предлагалось размещать поворотный кожух с набором различных оптических систем. Там могли помещаться дневной и ночной прицел, а также лазерный дальномер. Данные с прицела, датчиков метеоусловий и т.д. поступали к приборам цифровой системы управления огнем. Последняя контролировала работу систем наведения и двухплоскостного стабилизатора. Для вывода видеосигнала использовались экраны на рабочих местах наводчика и командира. В дальнейшем не исключалось изменение состава СУО и прицельного комплекса в соответствии с пожеланиями заказчика.

Экипаж танка RDF/LT состоял из трех человек. Водитель и командир находились в передней части корпуса и располагали собственными люками с оптикой. Рабочее место наводчика поместили в корме башни под люком в крыше. Имея полный комплект органов управления башенным вооружением, наводчик мог искать и опознавать цели, а также вести по ним огонь. Кроме того, в обязанности наводчика входило использование зенитного пулемета.

Перспективный легкий танк «упрощенной конструкции» имел корпус длиной 5,6 м, (длина с пушкой вперед – 8,2 м), ширину 2,5 м и высоту всего 2,2 м. Боевая масса составляла 14,8 т. Удельная мощность превышала 23,6 л.с. на тонну. Скорость на шоссе достигала 65 км/ч, запас хода – 480 км. Без подготовки танк способен преодолеть брод глубиной около 1 м.

За счет малых габаритов и веса танк RDF/LT мог перевозиться почти всеми военно-транспортными самолетами Соединенных Штатов. Так, C-130 мог взять на борт одну бронемашину, C-141 – две. За счет установки дополнительной палубы транспортник C-5A мог сразу перевозить до восьми танков, по четыре на каждом «этаже» грузовой кабины. Также танки могли перевозиться транспортными судами, в таком случае транспорт мог взять на борт до нескольких десятков бронемашин.

Первый прототип танка AAI Rapid Deployment Force / Light Tank был представлен в октябре 1980 года. Машину отправили на испытания, в ходе которых определялись реальные характеристики подвижности и огневой мощи. Следует отметить, что в ходе программы испытаний опытный танк несколько раз дорабатывался, в том числе с заменой существующих агрегатов. Так, изначально танк нес башню с полусферическим куполом. В дальнейшем ее заменили новым агрегатом, использующим наклонные лобовые листы. Позже выполнили еще одну замену башни с целью проверки некоторых новых идей.

Особый интерес представляют поздние модификации башни, строившиеся по лафетной компоновке. Вместо полноценной башни на погоне корпуса монтировалась круглая платформа с креплениями для качающейся орудийной установки. На последней размещалась стойка с оптико-электронными приборами. Весь экипаж при этом находился внутри корпуса. По некоторым данным, при разработке такой башни было решено отказаться от наводчика, передав его функции командиру. Последний по-прежнему находился в переднем отсеке корпуса и должен был контролировать боевой модуль при помощи систем дистанционного управления.

Изначально лафетная башня несла только пушку ХМ274 ARES в собственном броневом корпусе. Позже ее дополнили ракетным вооружением. По бокам от орудийного агрегата предлагалось монтировать две прямоугольные бронированные пусковые установки M6 Linebacker с четырьмя направляющими для зенитных ракет на каждой. Предварительная наводка ракет в горизонтальной плоскости должна была осуществляться поворотом всей башни, вертикальная – при помощи гидравлики, синхронизированной с приводами пушки. В такой конфигурации танк мог бороться как с наземными, так и с воздушными целями.

Опытный танк RDF/LT вышел на испытания в конце 1980 года. В течение нескольких лет машина работала на полигонах, дорабатывалась и вновь проверялась. Кроме того, по мере сбора новых данных и получения опыта производилась модернизация боевого модуля. Подобные работы продолжались в течение нескольких лет и завершились в середине восьмидесятых. Анализ характеристик и возможностей перспективной машины позволил заказчику вынести окончательное решение. При всех своих преимуществах, машина не устроила военных. Проект был закрыт.

Предлагавшийся легкий танк имел ряд положительных особенностей. В первую очередь, он выгодно отличался от другой бронетехники малыми размерами и массой, благодаря которым достигалась высокая стратегическая мобильность. Также имелись заметные преимущества в виде относительной простоты производства и возможности изменения комплектации в соответствии с требованиями заказчика. Все это позволяло быстро наладить массовый выпуск легких танков и в течение угрожаемого периода быстро перебросить достаточное количество техники в район возможных боев.

Кроме того, удалось получить высокую подвижность на поле боя, способную стать дополнительным средством защиты и повышения общих характеристик. В боевом отделении располагался автомат заряжания с высокими характеристиками, при помощи которого достигалась уникальная для танков скорострельность. В существующем виде машина RDF/LT могла использоваться в различных условиях для борьбы с разными целями. За счет высокой подвижности и малых размеров танк мог неплохо показать себя в общевойсковом бою, атакуя бронетехнику и даже авиацию противника. 75-мм высокоэнергетическая пушка могла стать эффективным средством борьбы с легкими и средними машинами противника. Цели с более высоким уровнем защиты, соответственно, оставались для основных танков.

Специфические требования потребовали использовать в проекте ряд компромиссов, что привело к появлению некоторых неоднозначных особенностей и даже недостатков. Прежде всего, танк RDF/LT не удалось оснастить мощным бронированием. Комбинированная алюминиево-стальная броня защищала только от малокалиберной артиллерии, что соответствующим образом могло сказаться на живучести машины. Еще одной проблемой могли считаться характеристики орудия. Пушка ARES имела возможность поражать современные танки только в борт или в корму. При этом первый же ответный выстрел мог стать фатальным для легкой бронемашины.

Применение сложной автоматики заряжания и современной системы управления огнем привело к определенному росту стоимости техники, из-за чего этот параметр вышел за планировавшиеся рамки. Как следствие, программа массового производства бронетехники могла быть связана с неприемлемо большими затратами.

С самого начала можно было предполагать, что специфические требования к проекту RDF/LT в итоге приведут к появлению машины с неоднозначными характеристиками и возможностями. Именно так и произошло. Компания-разработчик, в целом, успешно выполнила поставленные задачи, однако готовый образец не смог устроить заказчика. Как следствие, в середине восьмидесятых годов амия и Корпус морской пехоты решили отказаться от будущей закупки легких танков. В будущем планировалось обходиться имеющимися основными танками и другой бронетехникой.

Получив отказ Пентагона, компания AAI Corporation не сразу прекратила работы по проекту. Была предпринята попытка предложить легкий танк зарубежным странам. Соответствующие документы получил ряд стран Южной Америки. Кроме того, некоторые потенциальные заказчики даже получили опытную бронемашину для проведения собственных испытаний. Тем не менее, даже при помощи испытаний на зарубежных полигонах разработчику не удалось найти новых клиентов. Вскоре проект RDF/LT был окончательно закрыт ввиду отсутствия реальных перспектив. Опытную бронемашину, оставшуюся без дела, отправили на консервацию.

Легкий танк AAI RDF/LT пополнил список многообещающих, но не дошедших до серии боевых машин. Уже после того, как авторы проекта успешно решили все поставленные задачи, военное ведомство США поняло, что заказанная им боевая машина не имеет заметных перспектив в контексте современного полномасштабного вооруженного конфликта. Отказ стартового заказчика и отсутствие новых потенциальных покупателей привели к остановке проекта. Впоследствии военно-политическая ситуация в мире изменилась и фактически исключила начало крупной войны в Европе. Как следствие, новые бронемашины, подобные танку RDF/LT, уже не были нужны американской армии.

 

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.