• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

В феврале 2013 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) прошла международная выставка вооружений и военной техники. Рассказывает wofmd.com Она не запомнилась какими-либо крупными контрактами или уникальной выставочной программой. Несмотря на все старания организаторов, салон так и не смог достичь уровня мировых лидеров. В то же время, оборонная промышленность ОАЭ представила на выставке IDEX один проект, моментально привлекший к себе повышенный интерес. Впервые продемонстрированная реактивная система залпового огня MCL сразу же стала объектом обсуждений.

В целом, появление новых РСЗО калибра 122 миллиметра давно уже не вызывает никакой особой реакции. У многих стран есть подобные системы и каждая новая сразу же получает ярлык «еще одна». Что касается эмиратской MCL, то она имеет одну характерную особенность, определяющую ее облик и отличия от имеющихся боевых машин. Дело в том, что инженеры компании Jobaria Defense Systems (JDS) решили установить рекорд в области размера залпа. Для этого они снабдили новую РСЗО двумя с лишним сотнями трубчатых направляющих для неуправляемых ракет. Можно представить, какой эффект будет иметь всего один залп одной подобной боевой машины.

Боевая машина MCL (Multiple Cradle Launchers – «Многоопорная пусковая установка») собирается на базе автомобильного седельного тягача Oshkosh HET с колесной формулой 6х6 и пятиосного полуприцепа. Грузовик и ряд агрегатов прицепа имеют противопульное и противоосколочное бронирование, что позволяет использовать боевую машину в условиях военных действий. Тягач Oshkosh HET американского производства оснащается дизельным двигателем Caterpillar C18 мощностью 700 лошадиных сил. С такой силовой установкой тягач способен буксировать прицеп весом до 65 тонн. Исходя из этого, можно сделать некоторые приблизительные выводы об общей массе установки MCL. Вероятно, тягач HET был выбран не только ввиду возможности поставить на него броню, но и из-за своих характеристик.

По-видимому, все системы управления огнем установлены в кабине тягача. По имеющимся данным, для определения собственных координат и расчета углов наведения экипаж боевой машины располагает автоматизированным комплексом. В его состав входит инерционно-спутниковая навигационная система, баллистический вычислитель и аппаратура управления механизмами наведения. Помимо прочего, в комплексе управления огнем предусмотрена возможность стрельбы только из выбранных пакетов направляющих. Таким образом, оператор-наводчик РСЗО MCL может в достаточно широком диапазоне регулировать мощь залпа.

В передней части полуприцепа, над шкворнем седельно-сцепного устройства, располагается бронированный короб со вспомогательной силовой установкой. Насколько известно, она обеспечивает автономную работу всех электрических и гидравлических систем боевой машины. Основная часть платформы полуприцепа занята четырьмя пусковыми установками. Каждая из них смонтирована на собственной поворотной платформе и может подниматься на необходимый угол возвышения при помощи двух гидроцилиндров. Поворотно-подъемный механизм служит основой для трех блоков с направляющими для ракет. Каждый из всех 12 таких блоков машины имеет в своем составе по 19 (20) пусковых «труб». Стабилизация полуприцепа при стрельбе обеспечивается шестью аутригерами. Сам полуприцеп вывешивается на них, а тягач остается стоять на земле.

С количеством направляющих для неуправляемых ракет связана достаточно странная история. На выставке IDEX-2013 экспонировались две машины MCL. На одной из них, участвовавшей в показательных выступлениях, на всех блоках отсутствовали средние направляющие во втором снизу ряду. Из-за этого появились сведения, что машина может перевозить и применять до 228 ракет одновременно. Второй же экземпляр новой РСЗО находился в составе статической экспозиции и все направляющие были на месте. Таким образом, его боекомплект увеличился до 240 реактивных снарядов. Причины, по которым сразу 12 направляющих не устанавливались на одну из машин, до сих пор не объявлялись.

В качестве боеприпасов на РСЗО MCL используются 122-миллиметровые неуправляемые ракеты Roketsan TR-122 турецкой разработки. По имеющейся информации, компании Roketsan и JDS договорились на предмет лицензионного производства ракет в Объединенных Арабских Эмиратах. Неуправляемые ракеты TR-122 предназначены для стрельбы на дальность от 10 до 40 километров. 65-килограммовый снаряд длиной чуть менее трех метров оснащается осколочно-фугасной боевой частью с контактным взрывателем. Каждая ракета несет 6,5 килограмм взрывчатой смеси на основе гексогена и тротила, которые разрывают корпус боевой части на 2000-2500 осколков. Ракета гарантированно поражает цели в радиусе не менее 20 метров. В составе семейства ракет Roketsan TR-122 также присутствуют боеприпасы с боевой частью, оснащенной готовыми поражающими элементами (5500 металлических шариков) и с кассетной. В последнем случае каждый неуправляемый снаряд несет полсотни кумулятивно-осколочных боевых элементов и несколько зажигательных боеприпасов. Пока не известно, какие именно типы ракет семейства TR-122 поставлялись в ОАЭ и производство каких было там развернуто.

Применение турецких боеприпасов привело к появлению интересной версии относительно строения пусковой установки машины MCL. Хотя эта версия пока не подтверждена и не опровергнута, ее стоит рассмотреть. Последние модификации турецкой РСЗО T-122 Sakarya, предназначенной для применения ракет TR-122, не имеют собственных направляющих для боеприпасов. Перед стрельбой расчет комплекса при помощи крана транспортно-заряжающей машины устанавливает на боевую машину два блока с ракетами. Эти блоки имеют в своем составе по 20 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Блок заряжается на заводе, после чего герметизируется и поставляется в войска. После произведения залпа отработанный блок снимается с машины и утилизируется. Его повторное использование не предусмотрено. Применение одинаковых ракет и схожая структура пусковой установки (несколько блоков по 20 направляющих) привели к появлению версии относительно использования на MCL одноразовых блоков с ракетами. Как уже говорилось, эта информация официально не подтверждена, но при этом выглядит достаточно правдоподобной.

Для обеспечения боевой работы в состав комплекса MCL входит отдельная транспортно-заряжающая машина. Она монтируется на той же базе, что и боевая машина, но при этом оснащается подъемным краном и местами для перевозки ракет/блоков с ракетами. Утверждается, что на полную перезарядку всех 228/240 направляющих уходит не более часа, что может говорить в пользу версии об использовании готовых блоков с боеприпасами. Кроме того, косвенным доказательством этой версии можно считать представленные на выставке рекламные материалы. По уверениям представителей компании JDS, уже разработан вариант РСЗО MCL, предназначенный для стрельбы турецкими ракетами TR-300 калибра 300 миллиметров. Такие ракеты с системой коррекции траектории способны доставлять боевую часть на дальность до ста километров. Стоит отметить, при использовании ракет большего калибра боезапас машины MCL уменьшается более чем на порядок. На каждой пусковой установке комплекса при этом монтируется два блока по два транспортно-пусковых контейнера с ракетами. Таким образом, MCL может атаковать объекты противника на меньшем расстоянии, используя все 228/240 ракет, или же стрелять дальше, но при этом посылать к цели только 16 ракет одновременно.

По сообщениям журнала Jane’s Defense Weekly, реактивная система залпового огня MCL уже поступила на вооружение армии Объединенных Арабских Эмиратов. До начала выставки в Абу-Даби строевые части успели получить несколько таких комплексов. Как видим, командование армии ОАЭ видит смысл в создании и эксплуатации подобных систем. Однако эксперты и любители военного дела не склонны сильно хвалить комплекс MCL и встретили его с заметной иронией. Прежде всего, критике подверглись монструозные размеры новой боевой машины. При всех своих преимуществах в отношении грузоперевозок длинномерный полуприцеп имеет весьма специфическую проходимость. Очевидно, боевая машина MCL сможет перемещаться только по дорогам, возможно даже и по грунтовым. Пересеченная местность, в свою очередь, будет для нее непроходимой или, как минимум, очень сложной для перемещений.

Второй минус подобной концепции касается «концентрации» вооружения. Батарея обычных РСЗО при стрельбе рассредотачивается на некоторой площади. MCL, имея схожие с небольшой батареей огневые возможности, может быть выведена из строя одним-двумя попаданиями. Для уничтожения батареи «классических» систем залпового огня придется потратить гораздо больше боеприпасов, а за время ответного обстрела несколько машин гарантированно успеют уйти с позиции. Таким образом, к недостаточной проходимости добавляется низкая живучесть в боевой обстановке. Проблемы с проходимостью и живучестью могут ощутимо сказаться на способах применения новой РСЗО. Более того, они могут поставить крест на возможных экспортных поставках. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что комплекс MCL будет закупаться только армией ОАЭ.

И все же остается открытым вопрос: если РСЗО MCL не приспособлена для передвижения по пересеченной местности и имеет очень низкие шансы выжить при контрбатарейной стрельбе, то какие задачи, не считая рекламных и выставочных, будут перед ней ставиться? Судя по возможностям, новая РСЗО может успеть уйти с позиции только если у противника отсутствует серьезная современная авиация и артиллерия. Этот факт в сочетании с ходовыми качествами боевой машины прямо говорит о противопартизанском характере возможного применения MCL. В ходе ближневосточных военных конфликтов последнего времени формирования инсургентов почти не располагали серьезным артиллерийским вооружением, а все основные сражения шли в городах или рядом с ними. Таким образом, реактивная система залпового огня MCL оказывается приспособленной для обстрела позиций мятежников и уничтожения их объектов. В случае удара двумя сотнями ракет лагерь или укрепленная позиция будет полностью уничтожена, а военно-техническая отсталость противника не позволит ему вовремя нанести ответный удар или даже обнаружить, откуда система MCL вела огонь.

Таким образом, хотя MCL вряд ли сможет с достаточной эффективностью работать в условиях полноценной войны с серьезным противником, она вполне способна пойти на экспорт. В последние годы в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки произошло несколько вооруженных мятежей. Системы наподобие MCL могли бы быть полезными в таких условиях. Так что в самом ближайшем будущем новая РСЗО может пойти на экспорт. Однако коммерческие перспективы этой системы залпового огня выглядят неоднозначными, если не сказать странными. При схожей эффективности с несколькими боевыми машинами наподобие БМ-21 «Град» MLC сложнее, тяжелее и дороже. Кроме того, ее тактическая ниша невелика и поэтому потенциальный покупатель сперва должен подумать, нужна ли ему такая боевая машина и, если нужна, то в каком количестве.

В настоящее время нельзя исключать и такой вариант развития событий, при котором будет произведено всего несколько экземпляров комплекса MCL и все они останутся служить в армии Объединенных Арабских Эмиратов. В составе вооруженных сил этой страны машины станут расходовать свой ресурс, участвуя в выставках и показательных маневрах. Из-за своей специфической тактической ниши системы MCL будут полезны только в случае появления плохо организованного и плохо вооруженного противника. Будет ли у Эмиратов подобный враг? Трудно говорить с уверенностью. Вероятно, командование этой страны не исключает такой вариант дальнейших событий.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.