• Пт. Апр 26th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

На протяжении Великой Отечественной войны красноармейцы активно использовали реактивные минометы нескольких типов. Самыми массовыми и известными стали системы семейства БМ-13, строившиеся на базе различных шасси. Рассказывает wofmd.com Кроме того, существовало несколько аналогичных боевых машин с направляющими для 82-мм реактивных снарядов М-8. До самого конца войны советские инженеры предпринимали попытки повысить характеристики имеющейся техники и тем самым поднять их боевую эффективность.

По мере развития реактивных минометов под снаряд М-8 (БМ-8-36, БМ-8-24, БМ-8-48 и БМ-8-72) авторы проектов постепенно избавлялись от тех или иных проблем. Тем не менее, некоторые недостатки сохранялись, поскольку их ликвидация была связана с определенными трудностями. Одной из подобных проблем всех боевых машин семейства БМ-8 было сравнительно высокое рассеивание снарядов. Падая на цель, реактивные снаряды разлетались на достаточно большое расстояние от точки прицеливания, что в сочетании с невысоким могуществом их боевой части серьезно ограничивало реальные возможности техники.

Следует отметить, подобные проблемы были не только у реактивных минометов под снаряды М-8. Система БМ-13 так же не отличалась малым разлетом снарядов. Причиной таких недостатков был способ стабилизации снарядов в полете. Они вращались вокруг продольной оси за счет набора стабилизаторов, установленных под углом. Ввиду небольших отклонений при сборке стабилизаторов снаряды отличались с точки зрения аэродинамики, из-за чего летели по разным траекториям. Такая особенность боеприпасов не позволяла повысить кучность без доработок пусковой установки.

В 1944 году начались работы по совершенствованию реактивных минометов, направленные на повышение точности стрельбы. Сперва советские оружейники обновили и улучшили машину БМ-13 (модификация БМ-13-СН), а затем на московском заводе «Компрессор» началось создание проекта БМ-8-СН. Литеры «СН» в обозначении системы означали «спиральные направляющие». С целью повышения точности и кучности стрельбы было решено изменить конструкцию направляющих.

Разработка проекта БМ-8-СН началась в середине 1944 года. Приоритетной задачей конструкторов «Компрессора» было совершенствование реактивного миномета БМ-13, из-за чего создание аналогичной боевой машины под снаряд М-8 затянулось. Строительство опытного экземпляра машины БМ-8-СН началось только в начале весны 1945 года. Из-за этого новая техника не успела попасть на фронт.

Испытания первого опытного образца реактивного миномета БМ-8-СН начались в конце апреля 45-го. За несколько дней специалисты провели ряд тестовых стрельб, которые позволили проверить характеристики предлагаемой машины. Использование направляющих новой конструкции значительно повысило характеристики стрельбы. В зависимости от дальности и других параметров пуска точность попадания снарядов М-8 вырастала в 4-11 раз. Тем не менее, в ходе испытаний были выявлены некоторые недостатки, на ликвидацию которых ушло время.

Боевая машина БМ-8-СН могла строиться на любом подходящем шасси. Наиболее удобным и перспективным базовым автомобилем считался грузовик Studebaker US6, который и послужил основой для опытного образца реактивного миномета. В задней части базового шасси устанавливался набор специального оборудования: пусковая установка на поворотном основании и опускаемые домкраты-аутригеры.

Нижняя часть пусковой установки, на которой крепились направляющие, с минимальными изменениями была заимствована у БМ-8-48. В ее конструкцию внесли некоторые коррективы, связанные с направляющими и некоторыми другими агрегатами. Изменения в первую очередь были связаны с прочностью конструкции. Были усилены некоторые детали механизмов наведения и фермы пусковой установки. Кроме того, для более равномерного распределения нагрузки на раму базового автомобиля был разработан комплект деталей, который предлагалось устанавливать на шасси.

Конструкция пусковой установки позволяла вести огонь в пределах горизонтального сектора шириной 260°. Качающаяся ферма с направляющими обеспечивала углы вертикальной наводки в пределах от -3° до +47°. В поздних версиях проекта направляющие можно было поднимать на +58°. Допускалась стрельба «через кабину», однако в таком случае минимальный угол возвышения составлял +13°. Для безопасности экипажа, находящегося в кабине, предусматривался щиток для лобового стекла и набор ограничителей. Пусковая установка из-за механического ограничителя не могла опуститься на опасный угол. Кроме того, предусматривались контакты электросистемы пуска, размыкавшиеся при опасных углах возвышения.

Пусковая установка реактивного миномета БМ-8-СН получила обновленные направляющие сравнительно сложной конструкции. На поперечных балках пусковой установки крепились трубчатые ферменные конструкции с направляющими. Функции направляющих выполняли три стержня круглого сечения и один тонкий двутавровый профиль. Эти четыре детали закручивались с крутизной 307° на 2,05 м длины «ствола» и скреплялись воедино при помощи шести круглых обойм с выступающими держателями. Внутренняя часть получившегося агрегата имела калибр чуть более 82 мм и вмещала корпус реактивного снаряда. Жестко закрепленные стабилизаторы ракеты входили в зазоры между криволинейными деталями направляющей.

32 спиральные направляющие пусковой установки крепились к общей раме и устанавливались в четыре ряда по восемь штук. Вся эта конструкция, в свою очередь, монтировалась на ферме пусковой установки. На задней части рамы «стволов» предусматривались откидные устройства с набором пиропистолетов, предназначенных для запуска ракет. Перед перезарядкой пусковой установки пиропистолеты следовало откидывать, затем снаряжать пиропатронами и возвращать на место.

Для наведения на цель в составе боевой машины БМ-8-СН изначально предлагался коллиматорный прицел МП-41. Тем не менее, испытания показали несовершенство этого изделия, вследствие чего его заменили панорамным прицелом от орудия ЗИС-3. Соответствующим образом доработали консоль для его установки.

В кабине базового автомобиля размещался пульт управления пуском. Как и ранее, система управления запуском снарядов использовала электрический ток и пиропатроны. Управление пуском осуществлялось при помощи специального маховика, связанного с контактами. За один оборот маховика производился запуск двух снарядов (предлагался вариант с запуском одного). Таким образом, в зависимости от скорости вращения маховика на запуск всех 32 снарядов уходило от 7 до 10 секунд.

Пусковая установка реактивного миномета БМ-8-СН снаряжалась 32 неуправляемыми ракетами М-8. Эти боеприпасы представляли собой незначительно доработанный вариант авиационного снаряда РС-82. Изделие длиной около 600 мм с диаметром корпуса 82 мм весило порядка 7,9 кг и несло боевую часть массой 2,8 кг с зарядом 0,6 кг. При помощи твердотопливного ракетного двигателя с зарядом из нескольких пороховых шашек реактивный снаряд разгонялся до 310-315 м/с и летел на дальность до 5500 м. Мощности боевой части хватало для гарантированного поражения живой силы в радиусе до 3-4 м.

Испытания первого прототипа боевой машины БМ-8-СН начались в конце апреля 1945 года и продолжались до середины мая. По результатам этих испытаний в конструкцию реактивного миномета были внесены некоторые изменения, направленные на повышение прочности конструкции и других характеристик. На ликвидацию выявленных недостатков ушло несколько месяцев. Доработанный вариант реактивного миномета появился в конце осени того же года.

Второй этап испытаний стартовал 10 декабря и продолжался 16 дней. Поскольку основные недостатки предлагаемой техники к этому времени были исправлены, целью декабрьских испытаний было определение реальных характеристик машин, их эксплуатационных качеств и т.д. Кроме того, планировалось оценить перспективы нового реактивного миномета в качестве вооружения для артиллерийских частей, а также определить его преимущества перед предыдущей техникой семейства БМ-8.

По результатам вторых испытаний был сформирован список новых выявленных недостатков, которые в скором будущем были исправлены. 10 мая 1946 года дважды доработанную технику передали на войсковые испытания. В течение месяца на Софринском артиллерийском полигоне проводились тестовые стрельбы и заезды по трассам. С целью определения реальных преимуществ перед существующей техникой в испытаниях параллельно использовались прототип БМ-8-СН и серийная машина БМ-8-48 на аналогичном шасси.

В ходе сравнительных испытаний были выявлены достаточно высокие характеристики нового реактивного миномета. Так, при стрельбе на максимальную дальность (угол возвышения 45°) площадь рассеивания у БМ-8-СН была в 2,5 раза меньше, чем у БМ-8-48. При стрельбе батарея БМ-8-СН показывала вчетверо меньшее рассеивание снарядов. При этом необходимо учитывать разницу в количестве запускаемых ракет: 32 против 48 на одной машине. За счет повышения точности и снижения рассеивания осколочное действие снарядов со сравнительно легкой боевой частью (по живой силе) было приемлемым.

Тем не менее, не обошлось без проблем. Новая боевая машина получилась достаточно сложной в эксплуатации. Наведение затруднялось из-за больших усилий на рукоятках. Кроме того, ремонт поврежденных направляющих в полевых условиях был невозможен и требовал замены пакета из нескольких «стволов», для чего нужно было привлекать мастерскую. Также имели место несходы снарядов с пусковой установки. На направляющих регулярно оставалось некоторое количество реактивных снарядов. В одном из испытательных батарейных пусков на машинах осталось 45% ракет.

Комиссия, проводившая испытания, отмечала преимущества БМ-8-СН перед существующей техникой. Новый реактивный миномет рекомендовали к принятию на вооружение, однако перед этим требовалось исправить все имеющиеся недостатки. Учитывая темпы работ по проекту, можно было ожидать, что к концу 1946 года обновленная машина БМ-8-СН вновь выйдет на испытания, покажет высокие характеристики и будет принята на вооружение. Тем не менее, этого не случилось.

Реактивные минометы со спиральными направляющими имели значительно более высокую точность и кучность огня в сравнении с «рельсовой» техникой. В дальнейшем в нашей стране было создано несколько новых систем этого класса с подобной конструкцией пусковой установки. Однако развитие реактивных минометов, рассчитанных под снаряд М-8, завершилось в 1946 году. Дело в том, что предложение об использовании ракет М-8/РС-82, появившееся во второй половине тридцатых годов, было вынужденной мерой.

Красная Армия нуждалась в большом количестве реактивных минометов, но возможности промышленности не позволяли освоить производство снарядов М-13 и боевых машин для них. Выходом из этой ситуации стала разработка минометов под доработанную авиационную ракету. В ходе Великой Отечественной войны подобная техника, несмотря на относительно малое количество, показала свои боевые качества. Строительство реактивных минометов семейства БМ-8 в некоторой мере облегчило ситуацию на фронте, что, однако, не сказывалось на самой сути подобной техники.

После окончания войны наша страна получила возможность ставить во главу угла не только массовость производства и дешевизну, но и боевые характеристики. Как следствие, промышленность смогла сосредоточиться на реактивных минометах со сравнительно высокими характеристиками. Боевая машина БМ-8-СН, уступавшая по боевым характеристикам всем системам семейства БМ-13, в таком случае не имела перспектив. Несмотря на рекомендацию комиссии, эта техника не была принята на вооружение. Проект БМ-8-СН оказался последней разработкой в области реактивных минометов под снаряд М-8.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.