• Чт. Апр 25th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

До определенного времени подавляющее большинство советской бронетехники имело гусеничную ходовую часть. Активное развитие колесного направления началось только в конце пятидесятых годов, и первые его практические результаты были получены в начале следующего десятилетия. Рассказывает wofmd.com Предполагалось создавать колесные машины различного назначения, для чего было предложено разработать универсальные шасси, способные стать носителями специального оборудования. Одним из результатов этих работ стало колесное шасси «Объект 560», позднее ставшее основой для «Объекта 560У».

Старт работам по созданию перспективного универсального шасси, способного нести различную аппаратуру или вооружение, дали в 1960 году. К проектированию новой техники привлекли все ведущие организации советской автомобильной и оборонной промышленности. Так, Завод им. Лихачева запустил разработку проекта ЗИЛ-153, Горьковский автозавод продолжил развитие изделия БТР-60 и т.д. Среди прочих предприятий заказ на новый проект получило ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода.

К этому времени специалисты ОКБ-40 имели определенный опыт в области военной техники, хотя ранее им не приходилось иметь дела с колесными боевыми машинами. Тем не менее, они приступили к выполнению задания и вскоре предложили свой собственный вариант многоцелевого шасси. В соответствии с существовавшей тогда номенклатурой, проект ММЗ получил рабочее обозначение «Объект 560». Также в некоторых источниках шасси именуется как ММЗ-560. Результатом развития исходного проекта стало появление «Объекта 560У». Дополнительная литера раскрывала суть доработки.

Проект предлагал создание четырехосной многоцелевой машины с несущим броневым корпусом характерной формы, обеспечивающим возможность монтажа различных дополнительных устройств. Предлагалось использовать сравнительно мощный дизельный двигатель, соединенный с гидромеханической трансмиссией. Последняя отвечала за выдачу мощности ко всем ведущим колесам. Машина должна была перемещаться как по суше, в том числе по сложным трассам, так и по воде. Поставленные задачи были решены при помощи некоторых оригинальных идей, и за счет этого «Объект 560» имел узнаваемый внешний вид.

Основой изделия «560» являлся крупный несущий броневой корпус, облик которого максимально соответствовал предъявляемым требованиям. Его планировалось собирать из броневых листов небольшой толщины, обеспечивающих защиту только от пуль и осколков. В передней части корпуса находился обитаемый отсек, включавший отделение управления. Задний объем этого отсека предназначался для монтажа специальной аппаратуры и установки рабочих мест ее операторов. Корма корпуса отдавалась под двигатель и часть вспомогательных устройств. Отдельные элементы гидромеханической трансмиссии находились как в корме корпуса, так и над его днищем.

Передняя часть корпуса, образовывавшая достаточно крупный свес, должна была собираться из нескольких броневых деталей разных форм и размеров. Нижний изогнутый агрегат соединял лоб с днищем. Над ним находилась изогнутая деталь, помещенная с наклоном вперед. Верхние детали размещались под разными углами, придавая «Объекту 560» некоторое сходство с другими бронемашинами своего времени. Верх лба имел трапециевидную в плане форму и изготавливался из трех листов с проемами для остекления.

Борта корпуса были разделены на две основные части. На уровне деталей ходовой части корпус имел меньшую ширину при наличии вертикальных бортов. Над колесами располагались крупные и объемные ниши, за счет которых общая ширина корпуса увеличивалась. На всем протяжении машины борта располагались вертикально. Характерной чертой проекта ММЗ-560 было использование сравнительно низких бортов, на которых снизу имелись небольшие колесные арки. При этом передняя половина борта была выше задней. За счет этого крыша состояла из двух горизонтальных и одного наклонного участка. В центре корпуса или над кормой на ней можно было монтировать то или иное специальное оборудование.

В кормовой части корпуса помещался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель Д-12А. Двигатель сопрягался с гидромеханической трансмиссией. По некоторым данным, силовая установка и трансмиссия для «Объекта 560» разрабатывались на основе узлов и агрегатов специального тягача МАЗ-535. К началу шестидесятых годов эта машина прошла испытания и продемонстрировала высокие характеристики примененных агрегатов. Существующие или доработанные системы можно было использовать в новых проектах.

Гидромеханическая передача соединялась с раздаточной коробкой, при помощи которой осуществлялось распределение мощности на все агрегаты движителей. Карданные валы передавали крутящий момент на все четыре моста разрезной и неразрезной конструкции, а также на пару кормовых водометов. Валы, подходящие к колесам, соединялись с колесными редукторами. Последние заимствовали у серийного автомобиля ЗИЛ-135.

В базовой версии «Объект 560» имел восьмиколесное полноприводное шасси, построенное на мостах отличающейся конструкции. Две передние оси, оснащенные управляемыми колесами, имели независимую подвеску. Два задних моста отличались неразрезной конструкцией. Колеса большого диаметра соединялись с централизованной системой регулировки давления.

Для перемещения по воде универсальное шасси получило пару водометов. Их поместили в корме корпуса, по бокам от двигателя. Заборные отверстия находились на днище, а выброс воды осуществлялся через окна в корме. Как и другие плавающие бронемашины, ММЗ-560 получила волноотражательный щиток. В походном положении он лежал на лобовой броне, в рабочем – поднимался и устанавливался с наклоном вперед.

В передней части корпуса помещались рабочие места механика-водителя и командира. Им предлагалось попадать внутрь машины через пару люков в крыше. Проект предусматривал заметное улучшение обзора в сравнении с рядом бронемашин того времени. В верхней лобовой детали предусматривался крупный проем с остеклением. По бокам от него, в скошенных скуловых листах корпуса, имелись еще два окна, отличавшиеся максимально возможной площадью. В боевой обстановке все стекла закрывались подвижными броневыми крышками. В таком случае водитель и командир могли следить за дорогой при помощи смотровых приборов, установленных на их люках в крыше.

Конфигурация люков и других устройств на прочих частых корпуса должна была определяться в соответствии с предназначением шасси. При этом, вне зависимости от типа и задач устанавливаемого дополнительного оборудования, машина должна была иметь люки для посадки операторов или для обслуживания внутренней аппаратуры. Их размещение зависело от особенностей установки внутренних и внешних устройств.

По своим габаритам «Объект 560» мало отличался от других колесных шасси, разрабатывавшихся в одно время с ним. Общая длина машины не превышала 7-7,5 м, ширина – порядка 2,5-3 м, высота по крыше корпуса – чуть более 2 м. В зависимости от состава и конфигурации специального оборудования, полная масса машины могла достигать 15-16 т. При этом конструкторы рассчитывали на получение высоких ходовых характеристик. Максимальная скорость на шоссе могла достигать 70-80 км/ч, на воде – 8-10 км/ч. Колесное шасси могло обеспечить высокую проходимость на всех ландшафтах.

Разработка технической документации по проекту «560» продолжалась до 1961-62 годов, после чего Мытищинский машиностроительный завод начал сборку опытного образца. В ходе первых проверок были изучены ходовые качества машины на разных трассах и местностях. Было установлено, что шасси, несмотря на различные мелкие недочеты, в целом соответствует предъявляемым требованиям и может использоваться в качестве базы для специальной или военной техники.

Уже на этом этапе был определен примерный круг модификаций «Объекта 560». Это шасси могло стать базой сразу для нескольких ракетных комплексов разного назначения. На нем предлагалось монтировать радиоэлектронную аппаратуру и пусковые установки зенитных ракет «Эллипс» / «Оса» или «Круг». Также ММЗ-560 мог стать носителем оперативно-тактической ракеты «Ястреб». Во всех случаях внутри корпуса следовало установить средства управления вооружением, а на крыше планировалось поместить антенные посты или пусковые направляющие.

К примеру, в проекте «Ястреб» передняя часть крыши, над второй осью, предназначалась для монтажа собственной РЛС. В корме планировалось установить подъемную пусковую направляющую. Кроме того, в центральном промежутке между колесами и в корме корпуса должны были появиться гидравлические домкраты для горизонтирования перед стрельбой.

«Объект 560» в качестве носителя «Ястреба» заинтересовал заказчика, что привело к старту соответствующих испытаний. На крыше корпуса появился весовой имитатор антенного устройства. Также балласт мог быть установлен внутри корпуса. В такой конфигурации шасси прошло новые проверки и показало свой потенциал. Однако на этом работы фактически остановились. В середине шестидесятых годов военные решили закрыть проект «Ястреб». Разрабатывавшее его МКБ «Факел» должно было передать все материалы коломенскому КБ Машиностроения. На основе имеющихся наработок вскоре был создан комплекс 9К79 «Точка», однако в этом проекте использовалось новое многоколесное шасси.

К сожалению, шасси «Объект 560» не смогло стать и носителем будущего комплекса «Оса». На стадии сравнения нескольких перспективных машин было установлено, что оно проигрывает конкурентам по грузоподъемности. Кроме того, оно вряд ли смогло бы справиться с аппаратурой комплекса, которая к этому времени заметно потяжелела и вышла за расчетные рамки. Победителем сравнения стало специальное шасси «Объект 1040» разработки Кутаисского автомобильного завода. Именно эту машину вскоре оснастили необходимыми устройствами и привлекли к испытаниям всего ЗРК в сборе.

Впрочем, ОКБ-40 ММЗ не прекратило работы по своему шасси. Конструкторы учли претензии заказчика и переработали имеющийся проект. Теперь военным планировалось представить «Объект 560У». Новая литера означала «удлиненный» и указывала на измененную конструкцию корпуса.

Для повышения характеристик грузоподъемности модернизированное шасси получило дополнительную ось. Неразрезной мост, дополнительные механизмы трансмиссии и т.д. установили на новой секции корпуса. Последнюю буквально вставили между третьей и четвертой осями базовой машины. При этом третье и четвертое колесо каждого борта теперь помещались под общим крылом. Такая доработка привела к известному росту габаритов и снаряженной массы шасси. Одновременно с этим увеличились доступные объемы и площади для установки специального оснащения. Выросла и грузоподъемность.

Следует отметить, что многоцелевое шасси «Объект 560У» стало первой отечественной машиной с колесной формулой 10х10. До него подобные машины не разрабатывались и не строились. Впоследствии такое направление получило развитие, в результате чего армия получила целый набор «длинных» образцов с большим количеством осей.

В 1963 году на испытания вышел опытный «Объект 560У». Строилась ли эта машина с нуля или была переделана из имеющегося прототипа – неизвестно. Точные сведения на этот счет отсутствуют, равно как неизвестны совместные фотографии двух машин. Впрочем, методы изготовления нового опытного образца вряд ли могли оказать влияние на дальнейшую судьбу проекта.

По известным данным, ММЗ-560У вновь предложили использовать в качестве базы для зенитного комплекса «Оса». Но и улучшенная машина не устроила заказчика. После доработки она соответствовала требованиям ЗРК в части грузоподъемности, а также имела некоторый запас на случай дальнейшего роста массы аппаратуры. Однако вместе с грузоподъемностью выросла и масса машины. Ее снаряженный вес перевалил за 19 т, что не могло устроить заказчика.

В соответствии с техническим заданием, комплекс «Оса» должен был иметь возможность переброски по воздуху с использованием военно-транспортного самолета Ан-12. Последний мог поднять груз массой до 20 т. При составлении требований к «Осе» военные ограничили ее максимальную массу 19 тоннами, создав определенный запас. Зенитный ракетный комплекс на пятиосном шасси не укладывался в эти требования и потому не мог получить одобрение.

По всей видимости, после отказа в рамках проекта «Оса» многоцелевое шасси «560У» осталось без будущего. В теории его можно было бы использовать в качестве носителя тех или иных технических средств, но во всех случаях существовал риск выхода за допустимые рамки по массе. Таким образом, любой новый образец техники на базе «Объекта 560У» рисковал повторить судьбу неудавшегося варианта «Осы».

После второй неудачи с поиском подходящего специального оборудования проект ММЗ-560/560У закрыли. При всех своих преимуществах, такое шасси в существующей ситуации не имело реальных перспектив. Кроме того, существовало несколько более удачных колесных бронемашин, способных полноценно выполнять функции носителей аппаратуры или вооружения. Проект не стали перерабатывать во второй раз и попросту закрыли.

Опытный образец (или образцы) «Объекта 560» после завершения испытаний мог быть отправлен на разборку. В отличие от ряда других интереснейших машин того времени, такая техника не сохранилась. Теперь обе опытные машины можно увидеть только на немногочисленных сохранившихся фотографиях. Кроме того, известна киносъемка с испытаний машины в качестве носителя тактической ракеты.

Программа разработки перспективных колесных шасси, способных нести то или иное оборудование либо вооружение, с самого начала подразумевала, что одни образцы пойдут в серию, а другие так и не выйдут из стадии испытаний. Так и произошло. Новые образцы военной и специальной техники стали строить на основе наиболее удачных шасси, а от «Объекта 560» и «Объекта 560У» отказались. Насколько известно, ОКБ-40 Мытищинского машиностроительного завода после этого не разрабатывало колесные машины военного назначения.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.