• Чт. Мар 28th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Разработчик: Fairey
Страна: Великобритания
Первый полет: 1935
Тип: Истребитель

Нет, речь пойдет не о знаменитом F-4 фирмы «Макдоннел-Дуглас» и даже не о его предшественнике, тоже реактивном истребителе. Рассказывает wofmd.com Я хочу вам рассказать о «Фантоме» английском, созданном в конструкторском бюро компании «Фэйри авиэйшн» в середине 30-х годов. В 1934-м эта фирма решила поучаствовать в конкурсе на новый истребитель для бельгийских ВВС. «Фэйри» имела свой филиал в Бельгии, «Фэйри авьонс», завод которого в Госселье собирал разведчики-бомбардировщики «Фокс» и истребители «Файрфлай» II. Последние и предстояло заменить новой машиной. Заданием определялась максимальная скорость не менее 400 км/ч на высоте 5000 м, набор этой высоты за 6 мин., продолжительность полета 2 часа и посадочная скорость не более 120 км/ч. Предусматривались два варианта вооружения: четыре пулемета винтовочного калибра или два пулемета и 20-мм пушка. В соответствии с заданием конструктор М.Лобель (бельгиец по происхождению) спроектировал очень изящный биплан F-6. Самолет был полностью металлическим, лишь часть обшивки (крылья, оперение и задняя часть фюзеляжа) выполнялась из полотна.

Неразъемное верхнее крыло, несущее элероны, было немного длиннее нижнего и выносилось вперед. Стойки шасси консольного типа и колеса с пневматическими тормозами заключены в обтекатели. Конструкция самолета в целом соответствовала типичным приемам середины 30-х годов. Основа силового набора фюзеляжа — четырехгранная ферма из стальных труб, усиленная проволочными расчалками. В крыльях — лонжероны двутаврового сечения, ферменные нервюры из дюралевых труб и опять внутренние расчалки. На истребителе стоял французский 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» 12Ycrs мощностью 925 л.с. с полым валом редуктора, позволявшим установить в развале цилиндров авиапушку. Два пулемета размещались в нижнем крыле за пределами диска винта. Если орудие не устанавливалось, то к вооружению добавлялись еще два синхронных пулемета в верхней части фюзеляжа. Предусматривалась подвеска четырех бомб по 10 кг.

Приборное оборудование обеспечивало возможность летать как днем, так и ночью. Истребитель имел связную радиостанцию. Постройку опытного экземпляра F-6, получившего имя «Фантом», закончили в мае 1935 г. С учетом экспортного назначения самолета название писалось на французский лад (Fantome), а не в соответствии с английским правописанием (Phantom). В июне Крис Стэниленд на аэродроме Грэйт-Уэст совершил на «Фантоме» первый полет. Истребитель значительно превзошел требования задания. Максимальная скорость превысила 430 км/ч. «Фантом» стал вершиной семейства истребителей-бипланов, созданных Лобелем. Самолет продемонстрировали на нескольких выставках в Англии, а затем направили в Бельгию, в Эвре, где проводились конкурсные испытания. Но там его постиг жестокий удар. 17 июля при заходе на посадку после показательного полета истребитель разбился. Пилот С.Трауэр (когда-то демонстрировавший «Файрфлай» в Москве) погиб. На заводе «Фэйри» в Хейсе изготовили узлы и агрегаты еще на три самолета. В начале 1936 г. их перевезли в Госселье, планируя предложить бельгийским ВВС новые опытные образцы. «Авьонс Фэйри» даже начала готовиться к серийному производству истребителя под новым названием «Ферос» (Feroce). Но бельгийцы изменили требования задания и потеряли интерес к «Фантому».

Тем не менее, все три самолета собрали — заказчики нашлись. Две машины в декабре 1935-го заказал Советский Союз. По документам завода в Хейсе самолеты значатся под номерами F2264 и F2265. В Госселье им присвоили другие, принятые бельгийским филиалом — AF8001 и AF8002. Их и нанесли на хвостовых частях «Фантомов». Оба истребителя облетал в Госселье летчик Стэниленд в ноябре 1936 г. Затем самолеты опять расстыковали, упаковали и через Антверпен морем отправили в СССР. 20 августа 1936-го пароход «Товарищ Сталин» увез их в Ленинград. В конце этого же года они прибыли в НИИ ВВС. «Наши» «Фантомы» отличались необычным вооружением, фактически комбинировавшим оба бельгийских варианта — 20-мм пушка Эрликон S9, выпущенная фирмой «Испано» во Франции, (с 60 снарядами) и четыре пулемета «FN-Бра-унинг» (два в нижнем крыле с запасом 300 патронов на ствол и два в фюзеляже с 500 патронами на каждый). Это значительно утяжелило машину и понизило ее летные данные. Госиспытания проводились только на одном истребителе, AF8002. Самолет собрали и установили на лыжном шасси. Пока неизвестно, заказывали ли лыжи специально в Англии или Бельгии, или приспособили комплект от одного из отечественных истребителей. Ни в британских, ни в бельгийских ВВС лыжами не пользовались, летая круглый год на колесах.

Как бы то ни было, «Фантом» совершил первые полеты в нашей стране на лыжах. К 10 марта провели уже семь полетов. Ведущим летчиком был старший лейтенант В.Евсеев, но в облете истребителя участвовали также П.Стефановский, Петров, Федрови, Алтынов, А.Никашин, А.Николаев. Всего совершили 59 полетов (из них 35 на лыжах) общей продолжительностью 26 часов 25 минут. Испытания закончились к июню 1937 г. Летные данные истребителя оказались куда ниже, чем замеренные на заводских испытаниях первого опытного образца. Скорость, даже на колесах, была меньше примерно на 60 км/ч, а практический потолок — на 2000 м. Частично это можно отнести за счет большего полетного веса (примерно на 200 кг), а также снятия обтекателей колес. Общий вывод отчета НИИ ВВС звучал так: «Самолет «Фэйри-Фантом» по своим летно-техническим данным является уже устаревшим истребителем по сравнению с современными однотипными опытными истребителями, имеющимися в иностранных ВВС». В то же время советские летчики высоко оценили взлетно-посадочные и пилотажные качества «Фантома», вполне доступного пилотам средней квалификации. В отличие от своего предшественника, «Файрфлая», новый истребитель Лобеля не имел тенденции к срыву в штопор при перетягивании ручки на вираже.

Отметили хороший обзор из кабины, удобные и надежные пневматические тормоза. Вообще конструкция самолета и его оборудование вызвали гораздо больший интерес у наших специалистов, нежели летные данные «Фантома». В отчете записано: «Конструкция всех деталей самолета и винтомоторной группы обеспечивает им продолжительную и безотказную работу». Особо указали на удачную компоновку и размещение оборудования и вооружения, легкосъемные капоты, конструкцию силового набора крыла. В отечественных самолетах было предложено использовать конструкцию креплений межкрыльных стоек и лент бипланной коробки, стоек шасси, механизма управления рулями и элеронами, тормозов колес, крепления полотна к фюзеляжу. В отличие от советских истребителей, на «Фантоме» агрегаты мотоустановки крепились на самом двигателе и мотораме, обеспечивая, при необходимости, быстрый демонтаж всего узла. Заинтересовал размещенный в тоннеле радиатор. С системой охлаждения «Фантома» у нас поэкспериментировали, пытаясь заставить ее работать на воде вместо штатного этиленгликоля, но оказалось, что такая замена проходит только при температуре у земли не выше 10╟. Дальше мотор перегревался, потому что вода, при том же объемном расходе, не могла унести все необходимое тепло — ведь ее теплоемкость примерно в 1,5 раза ниже. Специалистам понравились английские гибкие бензопроводы-шланги «супер-флекс», кислородная система с электрообогревателем, удобная подсветка приборов.

Надо сказать, что комплектация оборудования поставленных в СССР «Фантомов» не совпадала с первоначальной. Установили, что на машине предусматривался монтаж кодовых трехцветных огней, подогрева пулеметов и трубки Пито, но все это отсутствовало. Очень большой интерес вызвало вооружение. Пулеметы испытать не удалось. Они имели не советский калибр 7,62 мм и не английский 7,69 мм, а принятый в Бельгии 7,65 мм. Таких патронов у нас не нашлось, а заказать их вместе с самолетом, видимо, не догадались. А вот пушку отстреляли в тире. На девятом выстреле снаряд «Эрликона» взорвался в затворе. Повреждения получили затвор, магазин и сам самолет. Более пушку не ремонтировали. Оружейники указали, что эксплуатация ее сложна и неудобна. Постановка вооружения на боевой взвод и спуск пулеметов и пушки осуществлялись пневмосистемой. Летчик легко и просто передергивал все затворы. На наших истребителях применялись тросовые механизмы, и спуск четырех пулеметов требовал значительных усилий, не говоря уже о передергивании затворов. Даже привод синхронизатора на «Фантоме» был не механическим, а пневматическим. Испытания закончились учебными боями с советскими самолетами. В качестве противников выступали истребитель И-16 с мотором М-25, опытный разведчик Р-9 и бомбардировщик ЦКБ-30 (ДБ-3). «Фантому» с ними пришлось тяжело — все эти новые машины превосходили его по скорости. Ни И-16, ни Р-9 он не мог навязать бой. И-16 обладал инициативой, он мог выбирать — атаковать или уходить, свободный сделать и то, и другое. «Фантом» немного выигрывал у него на горизонталях за счет меньшего радиуса разворота, но в вертикальном маневре оказался совершенно беспомощен.

С Р-9 английский истребитель пытался сражаться на виражах, но тот, дав газ, просто ушел от него. Даже ДБ-3 мог уклониться от боя с «Фантомом». Единственным способом навязать ему бой оказалось заблаговременное занятие исходной позиции. При этом «Фантом» мог атаковать ильюшинский бомбардировщик в лоб, но делал при этом всего один заход — догнать его повторно «англичанину» было не по силам. Пилоту «Фантома» оставалось уповать на то, что мощное пушечно-пулеметное вооружение позволит сбить противника с единственной атаки. После завершения испытаний провели демонстрацию английского истребителя на ряде заводов, чтобы ознакомить конструкторов и производственников с наиболее интересными узлами и агрегатами «Фантома». Продолжилось также изучение вооружения и оборудования машины. Дальнейшая судьба двух советских «Фантомов» не известна. Четвертый и последний самолет этого типа приобрело министерство авиации Великобритании. Заказ был оформлен в мае 1937 г. В ноябре английский летчик Ф.Диксон поднял этот «Фантом» в воздух в Госселье. Через неделю он же перегнал машину через Ла-Манш в Хестон, там на нее оформили таможенные документы. Затем истребитель перелетел на аэродром Грейт-Уэст, где специалисты фирмы «Фэйри» подготовили его к испытаниям в исследовательском центре RAE в Фарнборо. Туда он прибыл в декабре.

После нескольких полетов машину вернули фирме, рекомендовав доработать оборудование. В январе следующего года «Фантом» опять перегнали в RAE. Чуть позже, истребитель передали другой научно-исследовательской организации — ААЕЕ в Мартлшеме. Там он испытывался до июня 1939-го. В основном интересовались вооружением, в первую очередь системой пневмоперезарядки. Мотор-пушка у английских специалистов интереса не вызвала — королевские ВВС тогда ориентировались на схему «единого» калибра, обеспечивая вес секундного залпа большим количеством пулеметов. Пушку с самолета сняли, и он испытывался без нее. Какова судьба этого последнего «Фантома» — тоже не известно. То ли его просто списали в лом, то ли он погиб под немецкими бомбами. На этом история «Фантома» Лобеля закончилась. Фирма «Фэйри» больше бипланов не строила. Да и вообще век бипланов завершился. Королевские ВВС оснащались скоростными монопланами «Харрикейн» и «Спитфайр». Лишь один истребитель-биплан был принят на вооружение в Англии в конце 30-х годов — Глостер «Гладиатор». Последующие истребители «Фэйри» — «Фульмар» и «Файрфлай», созданные уже во время войны, являлись монопланами.

Модификация   Fantome
Размах крыла, м   10.52
Длина, м   8.41
Высота, м   3.45
Площадь крыла, м2   27.22
Масса, кг  
  пустого самолета   1134
  нормальная взлетная   1869
Тип двигателя   1 ПД Hispano-Suisa 12Ycrs
Мощность, л.с.   1 х 925
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   434
  у земли   360
Крейсерская скорость , км/ч   349
Продолжительность полета, ч   2
Практический потолок, м   10997
Экипаж, чел   1
Вооружение:   одна 20-мм мотор-пушка Oerlikon и
два синхронных 7,7-мм пулемета Browning,
до 50 кг мелких бомб
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.