Винтовой гребной винт был впервые использован на военном корабле французами в 1852 году, когда в составе ВМС Франции появился 90-пушечный линейный корабль «Наполеон», ставший самым первым паровым линкором с винтовым приводом в мир. До внедрения винтовых силовых установок на военных кораблях в 1850-х годах в качестве технологии использовался пар для привода гребного колеса, прикрепленного к борту военного корабля. Рассказывает wofmd.com
Такое расположение выявило несколько явных недостатков. Во-первых, размер колеса уменьшал количество орудий, которые можно было установить для залпа вдоль этого конкретного борта корабля. Во-вторых, выстрел вражеской пушки может легко вывести колесо из строя, что сделает его уязвимой целью при любой атаке. Требовалась новая технология, чтобы уберечь движущую силу военного корабля от опасности.
Именно изобретение винтовой двигательной установки наконец сделало боевые корабли с паровым двигателем практичными. Орудийный огонь не будет затруднен, а подводный гребной винт будет хорошо защищен как от выстрелов, так и от снарядов. Винтовой винт стал радикальным шагом вперед и положил начало одной из крупнейших гонок вооружений в истории военно-морского флота.
Франция и Англия были двумя крупнейшими морскими державами того времени и всегда пытались создать главное военно-морское технологическое преимущество, стремясь добиться превосходства на море друг над другом. В течение следующего десятилетия только во Франции и Великобритании было построено не менее 100 деревянных паровых линкоров. Спущенный на воду в 1850 году, «Наполеон» был головным кораблем класса из 9 линкоров, построенных в течение 10 лет под бдительным присмотром военно-морского конструктора Дюпюи де Лома.
Его длина составляла 239 футов (73 м), ширина — 55 футов (17 м), водоизмещение — 5120 тонн. Он был оснащен двумя орудийными палубами и имел бортовой залп из 45 орудий. Высота батареи над ватерлинией составляла 6 футов 4 дюйма. На всех парах и под парусами она могла развивать скорость 13 узлов (8,089 миль в час) на короткие расстояния с площадью парусов 3411 квадратных ярдов. Успех Наполеона заставил флоты мира полностью превратиться в паровой винт, таково было ее революционное начало.
Он был спущен на воду в 1850 году, а во время Крымской войны в 1852 году его конструктивное исполнение привлекло внимание всего мира благодаря использованию паровой энергии и большим запасам угля, что дало ему большую дальность полета, чем у его современников. Редуктор ее двигателя создавал проблемы с обслуживанием (обычные для большинства ранних винтовых машин), и в конечном итоге были установлены новые двигатели с прямым приводом. Это был единственный французский линейный корабль с двумя трубами.
К началу 19 века военные корабли, сделанные из дерева и приводимые в движение паровыми двигателями, были доминирующими кораблями военно-морских сил мира. В 1820-1830-х годах паровые машины впервые были опробованы на буксирах, канонерских лодках и шлюпах.
К 1840-м годам были построены двигатели большего размера, что сделало их пригодными для использования на кораблях среднего размера, таких как фрегаты. В 1850-х годах деревянные линкоры с паровым двигателем совмещали паровые машины с парусным вооружением на случай, если закончится уголь. Во многих странах не было угольных станций по всему миру.
В конце 1830-х годов гребной винт привлек внимание военно-морских сил не только Великобритании и Франции, но и Америки, где проводились эксперименты. Американский USS Princeton строился одновременно с британским HMS Rattler, оба корабля были шлюпами, и соответствующие военно-морские ведомства считали, что они выполнили свою миссию довольно хорошо. Франция вырвалась вперед в 1845 году, создав первый винтовой паровой фрегат — «Помоне». К концу десятилетия и Великобритания, и Франция строили паровые версии линейного корабля, оставив Америку несколько позади.
В 1850 году Британское Адмиралтейство решило, что больше не будет строить парусные военные корабли, и правительство выделило 100 000 фунтов на оборудование для своего нового парового боевого флота. По сути, большинство военно-морских сил мира были вынуждены последовать этому примеру. Великобритания переоборудовала 41 линейный парусный корабль в паровые и построила 18 новых. Франция отстала, переоборудовав всего 28 кораблей в паровые, и построила еще 10. Россия усвоила свой горький опыт, потеряв свой парусный флот во время Крымской войны, и построила всего 9 линейных кораблей с паровыми двигателями.