• Пн. Мар 17th, 2025

World Of Man Dreams

Мужской журнал

SMS Königsberg был головным кораблем класса легких крейсеров Königsberg, построенным для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) во время Первой мировой войны. Он взял название более раннего Königsberg, который был разрушен во время битвы при дельте Руфиджи в 1915 году. Новый корабль был заложен в 1914 году на верфи AG Weser, спущен на воду в декабре 1915 года и вступил в состав Флота открытого моря в августе 1916 года. Вооружённый восемью 15-см орудиями SK L/45, корабль имел максимальную скорость 27,5. кн (50,9 км / ч; 31,6 миль в час). Рассказывает wofmd.com 

В Кенигсберге участвовала II Скаутская группа; в сентябре 1917 года она участвовала в операции «Альбион» — крупной десантной операции против балтийских островов в Рижском заливе. Два месяца спустя он подвергся нападению британских линейных крейсеров во Второй битве при Гельголандской бухте. Ее сбил линейный крейсер HMS Repulse, что вызвало сильный пожар и значительно снизило ее скорость. Однако ей удалось скрыться под прикрытием двух немецких линкоров.

Он должен был принять участие в вылазке всего Флота открытого моря с целью атаковать Великий британский флот в последние дни войны, но вспыхнули беспорядки, которые вынудили отменить этот план. Корабль доставил контр-адмирала Хьюго Мёрера в Скапа-Флоу для переговоров по плану интернирования Флота открытого моря. Однако Кенигсберг не был интернирован, поэтому он избежал затопления немецкого флота и вместо этого был передан Франции в качестве военного трофея. Он был переименован в Мец и служил в ВМС Франции до 1933 года, а затем был списан в 1936 году.

Проектирование крейсеров класса «Кёнигсберг» началось до того, как началось строительство их предшественников класса «Висбаден». Новые корабли во многом были похожи на более ранние крейсеры, с незначительными изменениями в расположении некоторых компонентов, в том числе передних бортовых орудий, которые были подняты на уровень, чтобы уменьшить их склонность к размыванию в сильном волнении. Они также были оснащены боевыми рубками большего размера.

Кенигсберг имел общую длину 151,4 метра (496 футов 9 дюймов), ширину 14,2 м (46 футов 7 дюймов) и осадку 5,96 м (19 футов 7 дюймов) вперед. Водоизмещение 5440 т (5350 длинных тонн) в нормальном режиме и до 7125 т (7012 длинных тонн) при полной нагрузке. Ее силовая установка состояла из двух комплектов паровых турбин, приводимых в движение десятью угольными и двумя мазутными водотрубными котлами морского типа. Они обеспечивали максимальную скорость 27,5 узлов (50,9 км/ч; 31,6 миль в час) и дальность полета 4850 морских миль (8980 км; 5580 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). Экипаж корабля состоял из 17 офицеров и 458 рядовых.

Корабль был вооружен главной батареей из восьми 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/45 в одиночных тумбовых установках. Две из них были размещены рядом в носовой части бака, четыре — в миделе корабля, по две — по бокам, а две были расположены в виде суперстрелковой пары в кормовой части. Им было поставлено 1040 патронов по 130 снарядов на ствол. Кенигсберг также нес две 8,8-см зенитные пушки SK L/45, установленные по средней линии позади воронок. Он также был оснащен парой торпедных аппаратов диаметром 50 см (19,7 дюйма) с восемью торпедами в поворотных палубных пусковых установках на миделе корабля. Она также несла 200 мин. Корабль был защищен ватерлинийным бронепоясом толщиной 60 мм (2,4 дюйма) на миделе. Боевая рубка имела борта толщиной 100 мм (3,9 дюйма), а палуба была покрыта бронелистом толщиной 60 мм.

История службы

«Кёнигсберг» был заказан под контрактным названием «Эрзац Газель» и был заложен на верфи AG Weser в Бремене 22 августа 1914 года, менее чем через месяц после начала Первой мировой войны. Он был спущен на воду 18 декабря 1915 года без помпы, после какие работы по отделке начались. Он был введен в состав Флота открытого моря 12 августа 1916 года, а 29 октября присоединился ко II разведывательной группе в качестве ее нового флагмана. На следующий день Kapitän zur See (KzS — капитан в море) Людвиг фон Ройтер поднял свой флаг на борт корабля, после чего корабль участвовал в патрулировании береговой обороны в Немецкой бухте.

В состав II разведывательной группы в то время входили также легкие крейсера «Пиллау», «Франкфурт», «Грауденц» и «Регенсбург». Перед кораблями в первую очередь ставилась задача поддерживать оборону немецкого побережья Северного моря, поскольку командующий флотом визеадмирал (VAdm — вице-адмирал) Рейнхард Шеер к тому времени отказался от наступательных операций надводным флотом в пользу кампания подводных лодок. В 1917 году патрульная служба была прервана индивидуальной и групповой подготовкой на Балтийском море с 22 февраля по 4 марта и снова с 20 мая по 2 июня. Кенигсберг отправился на верфь в Вильгельмсхафене на ремонт с 16 августа по 9 сентября.

Операция Альбион

После завершения ремонтных работ Кенигсберг отправился на Балтику, чтобы принять участие в операции «Альбион» — высадке десанта на острова в Рижском заливе после того, как немецкая армия захватила город во время Рижской битвы месяцем ранее. Кроме того, немецкий флот стремился уничтожить российские военно-морские силы в Рижском заливе, которые все еще угрожали немецким войскам в городе. Адмиралштаб (Главное командование ВМФ) планировал операцию по захвату балтийского острова Эзель и, в частности, российских артиллерийских батарей на полуострове Сворбе.

Корабль присоединился к оперативной группе в Киле 23 сентября; ей и остальной части II разведывательной группы было поручено сопровождать транспорты с войсками, а Кенигсберг также стал флагманом IV транспортной группы для этой операции. Генерал-лейтенант (генерал-лейтенант) Людвиг фон Эсторф, командир 42-й дивизии, поднялся на борт корабля во время похода из Киля. Флот вторжения остановился в Либаве 25 сентября для последних приготовлений, а 11 октября немцы начали поход к Персидскому заливу.

Операция началась утром 12 октября, когда Мольтке и корабли III эскадры вступили в бой с российскими позициями в заливе Тагга, а IV эскадра обстреляла русские артиллерийские батареи на полуострове Сворбе на Сааремаа. Кенигсберг находился в заливе Тагга, где Эсторф координировал действия немецкой пехоты, которая быстро подавила русское сопротивление. 18–19 октября Кенигсберг и остальная часть II разведывательной группы прикрывали тральщики, работавшие у острова Даго, но из-за нехватки тральщиков и плохой погоды операция была отложена.

19-го числа «Кенигсберг», его однотипный корабль «Нюрнберг» и крейсер «Данциг» были отправлены на перехват двух русских торпедных катеров, которые, как сообщалось, находились в этом районе. Рейтер не смог обнаружить суда и поэтому прекратил операцию. К 20 октября острова находились под контролем Германии, а российские военно-морские силы были либо уничтожены, либо вынуждены отступить. Адмиралштаб приказал военно-морскому компоненту вернуться в Северное море. 28 октября Кенигсберг вернулась в Либаву и двинулась обратно в Северное море, чтобы возобновить там свои охранные обязанности вместе с остальной частью II разведывательной группы.

Вторая битва при Гельголандской бухте

17 ноября в Кенигсберге произошла Вторая битва при Гельголандской бухте. Вместе с тремя другими крейсерами 2-й разведывательной группы и группой миноносцев «Кенигсберг» сопровождал тральщики, расчищающие пути в минных полях, заложенных англичанами в районе Хорнс-Рев. В дальней поддержке стояли линкоры-дредноуты «Кайзер» и «Кайзерин». Рейтер отправил Нюрнберг вперед, а сам остался дальше с кораблями II Minensuchflotille (флотилия тральщиков). 1-я британская эскадра крейсеров и 6-я эскадра легких крейсеров при поддержке 1-й эскадры линейных крейсеров отправились в атаку на операцию. После того, как британцы открыли огонь, Рейтер попытался использовать свои корабли, чтобы отвлечь британцев от тральщиков, одновременно установив дымовую завесу, чтобы прикрыть их отход. Он также надеялся привлечь британские крейсеры к двум дредноутам.

По мере развития боя к действию присоединились британские линейные крейсеры HMS Courageous, Glorious и Repulse. Как только Кайзерин и Кайзер прибыли на место происшествия, Рейтер начал контратаку, в ходе которой Repulse поразил Кенигсберг снарядом калибра 38 см (15 дюймов) в 10:58. Снаряд опрокинул все три ее воронки и вызвал пожар, в результате чего ее скорость значительно снизилась до 17 узлов (31 км/ч; 20 миль в час). Рейтер перебралась в Пиллау, а Кенигсберг отступил, чтобы ее команда могла тушить пожар; после подавления огня она снова присоединилась к немецкой эскадре. Присутствие немецких линкоров заставило англичан прекратить атаку. Дальнейшие немецкие подкрепления прибыли, в том числе линейные крейсеры «Гинденбург» и «Мольтке» в 13:30 и дредноуты «Фридрих дер Гроссе» и «Кёниг Альберт» в 13:50.

Собрав эти силы, командир IV боевой эскадры на борту «Фридриха дер Гроссе» ваадмистр Вильгельм Сушон провел поиск всех оставшихся британских кораблей, но не смог найти ни одного. В 15:00 немецкие корабли вышли из этого района, а в 19:05 «Кенигсберг» бросил якорь на рейде Шиллиг. В ходе боя Кенигсберг потерял двадцать три человека, восемь из которых погибли. Командующего «Кайзерина» Курта Грасхоффа позже раскритиковали за то, что он не смог вмешаться достаточно быстро, что привело к разработке новых руководящих принципов по размещению линкоров ближе к группам тральщиков в будущем. С 19 ноября по 15 декабря «Кёнигсберг» находился на верфи в Вильгельмсхафене на ремонте.

Более поздние операции

Рейтер вернулся на борт своего флагмана, и 17 декабря Кенигсберг возобновил патрулирование в Немецкой бухте. 20 января 1918 года Рейтера сменил КзС Магнус фон Левецов. II разведывательная группа провела учения на Балтике с 21 января по 7 февраля, после чего вернулась в Северное море. Они приняли участие в неудавшейся операции флота 23–24 апреля по нападению на британские конвои в Норвегию. I разведывательная группа и II разведывательная группа вместе со Второй флотилией торпедных катеров должны были атаковать хорошо охраняемый британский конвой, направлявшийся в Норвегию, при поддержке остального флота открытого моря. Отправляясь от маяка Утсира на юге Норвегии, Мольтке попала в серьезную аварию со своим оборудованием, из-за чего Шеер прекратила операцию и вернулась в порт.

С 10 по 13 мая «Кенигсберг» и остальная часть II разведывательной группы сопровождали минный заградитель «Сента», в то время как последний корабль установил оборонительное минное поле, чтобы блокировать действия британских подводных лодок, действующих в Немецкой бухте. Корабли провели дополнительные тренировки на Балтике с 11 по 12 июля. Левецов покинул подразделение позже в июле для участия в совещаниях, которые привели к формированию Seekriegsleitung (SKL — Морское военное командование); в этот период обязанности командира группы выполнял командир Карлсруэ. Левецов вернулся 5 августа, хотя на следующий день его заменил КзС Виктор Хардер, который также использовал Кенигсберг в качестве своего флагманского корабля.

В октябре 1918 года Кенигсберг и остальная часть II разведывательной группы должны были возглавить последнюю атаку на британский флот. Кенигсберг, Кёльн, Дрезден и Пиллау должны были атаковать торговые суда в устье Темзы, в то время как Карлсруэ, Нюрнберг и Грауденц должны были бомбардировать цели во Фландрии, чтобы отвлечь Великий британский флот.

Шеер, получивший звание гросс-адмирала и назначенный руководителем SKL, и новый командующий флотом адмирал Франц фон Хиппер намеревались нанести как можно больший ущерб британскому флоту, чтобы обеспечить лучшую позицию Германии на переговорах, чего бы это ни стоило. флот. Утром 29 октября 1918 года был отдан приказ на следующий день отплыть из Вильгельмсхафена. Начиная с ночи 29 октября моряки Тюрингии, а затем и нескольких других линкоров подняли мятеж. Беспорядки в конечном итоге вынудили Хиппера и Шира отменить операцию. Узнав о ситуации, кайзер заявил: «У меня больше нет военно-морского флота».

В то время как беспорядок охватил большую часть флота, коммодор Андреас Микельсен организовал группу для нападения на любую попытку британцев воспользоваться беспорядком на флоте. Он собрал группу из примерно шестидесяти кораблей, включая «Кенигсберг» и несколько других легких крейсеров. 9 ноября сообщения об активности британцев в Немецкой бухте побудили «Кёнигсберг» и несколько эсминцев провести зачистку. После того как сообщения оказались ложными, флотилия вернулась в Боркум, где узнала об отречении кайзера.

После заключения перемирия, положившего конец боевым действиям, Кенигсберг отправил контр-адмирала Хьюго Мёрера в Скапа-Флоу для переговоров с адмиралом Дэвидом Битти, командующим Великим флотом, о месте интернирования немецкого флота. Корабль прибыл в Скапа-Флоу 15 ноября под белым флагом. Принятая договоренность заключалась в том, что флот открытого моря встретится с объединенным флотом союзников в Северном море и проследует к заливу Ферт-оф-Форт, а затем перейдет в Скапа-Флоу, где они будут интернированы.

Большинство кораблей Флота открытого моря, в том числе однотипные корабли Кенигсберга «Карлсруэ», «Эмден» и «Нюрнберг», были интернированы на британской военно-морской базе в Скапа-Флоу под командованием Рейтера. Вместо этого Кенигсберг остался в Германии, вернув Мёрера с переговоров с Битти к тому времени, когда флот отправился на интернирование.

Служба в ВМС Франции

После затопления немецкого флота в Скапа-Флоу в июне 1919 года союзные державы 1 ноября потребовали сдачи пяти крейсеров, включая «Кёнигсберг», взамен затонувших судов. «Кенигсберг» был исключен из военно-морского реестра 31 мая 1920 года и 14 июля покинул Германию в компании крейсеров «Пиллау», «Штральзунд» и «Страсбург» и четырех торпедных катеров. Они прибыли в Шербур, Франция, 19–20 июля.

Он был передан Франции как «А» и 6 октября был переименован в Мец для службы во французском флоте. На французской службе он не претерпел существенных модификаций, основным изменением стала замена ее 8,8-см орудий на 75-мм (3 дюйма) зенитных орудия. С нее также удалили подводные торпедные аппараты, а надводные аппараты заменили на версии диаметром 60 мм (2,4 дюйма).

После вступления в строй в ноябре 1921 года «Мец» был направлен в Атлантическую легкую дивизию, но прослужил здесь недолго, прежде чем в начале 1922 года был переведен во французский Средиземноморский флот. Здесь он служил вместе с другими бывшими немецкими крейсерами «Мюлуз» и «Страсбург», а также бывший австро-венгерский Тионвиль в 3-й легкой дивизии (которая в декабре 1926 года была переименована во 2-ю легкую дивизию).

В октябре 1922 года она отвезла Генри Франклина-Бульона в Турцию, чтобы принять участие в переговорах, которые привели к заключению Лозаннского договора, который окончательно завершил Первую мировую войну для Турции, которая породила турецкую войну за независимость 1919–1922 годов. В середине 1920-х годов она участвовала в Рифской войне. 7 сентября 1925 года он вместе с линкором «Париж» и еще одним бывшим немецким крейсером «Страсбург» поддержал высадку французских войск в Северной Африке. Три корабля оказали десантным войскам мощную артиллерийскую поддержку.

В 1927 году «Мец» был передан французскому Атлантическому флоту, однако прослужил здесь лишь до 1928 года, когда вся дивизия бывших немецких крейсеров была расформирована и размещена в Бресте; это совпало с вводом в строй новых легких крейсеров типа Дюге-Труэн. Находясь там, Мец снял кормовые трубы и главную мачту. В 1929 году корабль был переведен в Ландевеннек и все еще находился в резерве. Он был исключен из военно-морского реестра 18 августа 1933 года и продан разборщикам судов в 1934 году. В декабре того же года, находясь на верфи, «Мец» загорелся. Работы по утилизации были завершены к 1936 году в Бресте.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.