• Вт. Апр 29th, 2025

World Of Man Dreams

Мужской журнал

В 1935 году был заложен киль новейшего и крупнейшего линкора, когда-либо построенного Францией. Класс получил название «Ришелье» в честь французского священнослужителя, дворянина и государственного деятеля 17 века. «Ришелье» стал головным кораблем этого класса, за ним последовал «Жан Барт». Рассказывает wofmd.com 

Два других, хотя и так и не завершенных, должны были называться Клемансо и Гасконь. К 1932 году французские власти поняли, что им придется работать над противодействием самой сильной угрозе операциям на Средиземном море — итальянскому военно-морскому флоту, который теперь находился под властью диктатора Бенито Муссолини. Линкоры класса «Ришелье» были частью французского ответа на угрозу и служили – более или менее – образным «выстрелом через нос» против итальянского флота в регионе.

До этого момента французские конструкторы и судостроители сохраняли уважаемую традицию производства первоклассных военных кораблей на протяжении более двух столетий. «Ришелье» был построен для скорости, с хорошей броневой защитой и звуковыми технологиями, чтобы стать лучше кораблей итальянского флота и даже привлечь внимание немцев. Однако, как подписавшая Вашингтонский военно-морской договор после Первой мировой войны, Франция была обязана строить свои новые корабли в определенных заранее определенных и согласованных пределах.

Таким образом, линкор находился в пределах ограничения по тоннажу, хотя его основные орудия были калибра 15 дюймов (380 мм) — на тот момент это были самые большие и тяжелые из доступных на момент проектирования корабля в 1932 году. Единственная конструктивная особенность, которую можно было рассматривать как «сомнительную». Для своего времени все 15-дюймовые орудия устанавливались в носовой части в двух больших поворотных башнях, в каждой из которых помещалось по четыре орудия. Такой выбор конструкции был сделан для уменьшения общего тоннажа брони всего двух больших башен — в отличие от типичной конструкции, содержащей три или четыре башни.

Для уменьшения возможного повреждения счетверенной башни от одного прямого попадания между правой и левой спаркой орудий была построена бронеперегородка. Четыре орудия действовали не индивидуально, как на других современных кораблях, а парами, поэтому, если их поразить и вывести из строя, только половина 15-дюймового артиллерийского вооружения на каждой башне будет обездвижена. Французский флот считал, что «Ришелье» будет стрелять. все 15-дюймовые орудия при приближении к вражескому кораблю, что фактически представляет собой минимально возможный силуэт, позволяя «Ришелье» в полной мере использовать все свое мощное вооружение. Вспомогательное вооружение представляло собой стандартные 6-дюймовые орудия. Все девять огневых точек размещались в кормовой части конструкции через поворотные башни 3х3.

Концепция французского боевого плана, касающаяся их нового линкора, противоречила классической военно-морской стратегии «Пересечение буквы Т», в которой корабли сражались, занимая позицию для ведения полного бортового залпа по приближающимся кораблям противника. При приближении к противнику технически можно было открыть огонь только из любых передних орудий, находящихся в пределах досягаемости.

 

Для типичных линкоров того времени это означало, что можно было использовать только половину имевшегося тяжелого вооружения. Тем не менее, он также показал свою изрядную долю «текущих» сражений, в которых крупным кораблям необходимо было вести огонь из значительного вооружения и по преследующим кораблям противника. Таким образом, конструкция Ришелье, по сути, будет иметь недостаток «большой пушки» — она сможет использовать только 6-дюймовый разброс против собственного крупнокалиберного оружия противника.

Как и другие современные крупные корабли того времени, «Ришелье» был оборудован авиационной палубой и встроенным ангаром для самолетов. Это позволило иметь на борту несколько гидросамолетов для разведки и артиллерийских корректировок. Самолеты запускались с помощью двух катапульт и могли поднять в воздух до четырех гидросамолетов из кормовой части «Ришелье».

«Ришелье» еще не был введен в строй, но к середине апреля 1940 года его считали годным для дополнительных испытаний. Шла Вторая мировая война, подготовленная многочисленными немецкими завоеваниями в Польше, Голландии и Бельгии, и 10 мая немцы официально вторглись в соседнюю Францию. , 1940 г. — предпринимаются согласованные усилия по сильному прижатию армии к французскому побережью, чтобы противостоять ответным действиям французского флота.

«Ришелье» находился в море, проходя артиллерийские тренировки и скоростные испытания с мая по середину июня, когда он вернулся в западный портовый город Брест для необходимого ремонта, плановой смены экипажа и приема дополнительных запасов. По мере продвижения немецкой армии французское правительство стало очень обеспокоено тем, что их ценный линкор может быть захвачен в порту, поэтому 18 июня было принято решение отправить часть французского флота (включая «Ришелье») из порта приписки в Бресте и направляйтесь в порт французской провинции Дакар, Западная Африка. Ришелье пришлось оставить большую часть ожидаемых запасов, некоторые из которых все еще находились в ожидании в доках. Она также ушла, имея на борту всего 250 х 15-дюймовых снарядов и, что еще хуже, всего 48 зарядов пороховых мешков для ее 15-дюймовой главной батареи; Короче говоря, она не была готова к бою.

Ришелье прибыл в Дакар 23 июня, на следующий день после капитуляции Франции. Французские власти были вынуждены подписать капитуляцию с Германией, и, несмотря на горечь, оставшуюся после перемирия, завершившегося Первой мировой войной десятилетия назад, Адольф Гитлер потребовал использовать тот же пассажирский вагон, которым немцы подписали свою капитуляцию перед Тройственной Антантой.

Ришелье и его прикрытие из двух эсминцев сочли политику в Дакаре неблагоприятной из-за неопределенности капитуляции французского правительства, и поэтому ушли с прикрытием на буксире, направляясь в сторону Касабланки 25-го числа. Капитан «Ришелье» также опасался, что его судно также может застрять в порту или, что еще хуже для француза, быть захвачено британской военно-морской эскадрой, которая следила за его передвижениями. Тем не менее, уход Ришелье был недолгим, поскольку она вернулась в Дакар 28-го числа.

Перемирие, подписанное между Францией и Германией, вынудило Великобританию прийти к выводу, что французский флот перейдет под контроль Германии и, по слухам, даже будет сражаться за двигатели Оси, что делает ее очевидной и серьезной угрозой. В состав союзников того времени входили силы Соединенного Королевства и Содружества, а также силы «Свободной Франции» — Соединенные Штаты еще не вступили в войну. Итак, 2 июля британцы начали операцию «Катапульта» по захвату французских кораблей в любой точке британских вод с приказом потопить или интернировать французские крупные корабли в портах Мерс-эль-Кебир и Александрия в Африке.

В ночь с 7 на 8 июля HMS Hermes послал команду спецназа, чтобы заминировать Ришелье и потопить его. Однако при срабатывании эти мины не взорвались. Затем британцы запустили торпедоносцы-бипланы Swordfish с палубы HMS Hermes, которые затем приступили к торпедированию Richelieu ниже ее ватерлинии и бронепалубы. Было подсчитано, что одна из торпед попала в неразорвавшуюся мину и образовала 40-футовую рану в кормовой части, ниже ватерлинии, которая вывела из строя гребной вал правого борта.

Затем из-за наводнения ее корма опустилась на дно залива. Полузатонувший линкор был откачан за несколько дней и снова приведен в мореходное состояние на случай, если ему понадобится сбежать или защитить гавань Дакара от дальнейшего нападения. Находясь в порту, 15 июля 1940 года он был назначен французским правительством Виши, марионеточным режимом, установленным нацистской Германией для управления своими французскими владениями.

Союзники решили захватить порт Дакар, сначала попытавшись провести переговоры под руководством генерала Шарля де Голля, лидера Сил Свободной Франции, базирующихся в Англии. Если это не удастся, судно будет захвачено силой. Несколько самолетов «Свободной Франции» были запущены с авианосца HMS Ark Royal и приземлились на аэродроме Дакара. Однако эти пилоты были взяты в плен, а их самолеты конфискованы. Переговоры не увенчались успехом, и французские коллаборационисты Виши продолжили сражаться на стороне нацистов против Свободной Франции и союзных сил — пятно крови на той чести, которую Франция еще сохраняла. Трехдневная битва за Дакар началась 23 сентября. В состав сил союзников входили 2 линкора — HMS Резолюция и HMS Barham, 1 авианосец — HMS Ark Royal, 5 крейсеров, 10 эсминцев и 8000 солдат вторжения. Французские силы Оси Виши состояли из 1 линкора «Ришелье», 2 крейсеров, 4 эсминцев, 3 подводных лодок и береговых артиллерийских огневых точек.

Флот союзников сначала обстрелял береговую оборону, а силы Виши открыли ответный огонь по флоту союзников. Ришелье был поражен двумя 15-дюймовыми снарядами линкора HMS Barham, в результате чего одна из его 15-дюймовых пушек вышла из строя. На «Ришелье» это оказался ее первый день, когда она в гневе стреляла из главных орудий, и это было против британских кораблей.

Результаты оказались неутешительными, когда орудия «Седьмая» и «Восьмая» вышли из строя в башне № 2 при выстреле первых снарядов соответственно. Причиной оказалось использование неправильных метательных зарядов, из-за чего 380-мм снаряд застревал в стволе, а образовавшийся газ «выбрасывался обратно» в башню, в результате повреждая затворный механизм. Тогда было решено использовать меньшее количество метательного заряда, но это лишь привело к значительному снижению дальности и точности 15-дюймовых снарядов, что было не слишком хорошим началом для гордости французского флота.

За два дня Ришелье произвел всего 24 выстрела и не попал ни в один корабль союзников. Все ее артиллерийские расчеты не присутствовали на борту, а были приписаны к береговым батареям, и именно здесь французы добились определенных успехов в попадании по кораблям союзников. Продолжающаяся битва вынуждает союзников отступить и потерять порт. Была большая обеспокоенность по поводу того, что французы убивают французов. Ремонт поврежденного «Ришелье» продолжался в порту Дакара, а также были установлены дополнительные зенитные установки с поврежденного французского эсминца «Одасье» и других судов.

К этому времени он оставался лишь частично мореходным и мог развивать скорость только 14 узлов из-за повреждений, полученных в результате действий в Мерс-эль-Кебире, где он потерял четвертый гребной винт. К апрелю 1941 года он патрулировал африканское побережье и получил свою первую радиолокационную установку, а также три гидросамолета «Луара». Он оставался в африканских водах до ноября 1942 года, когда союзники официально вторглись в Северную Африку. Успех союзников в кампании привел к тому, что некоторые из оставшихся сил Виши присоединились к своим братьям из Свободной Франции на стороне союзников на время войны. В конце концов «Ришелье» попал в руки союзников.

«Ришелье» был официально проверен военно-морскими инженерами союзников и признан непригодным к эксплуатации. Было принято решение переоборудовать ее на Бруклинской военно-морской верфи в Нью-Йорке, США. Прежде чем она смогла проплыть под Бруклинским мостом, ее самую высокую антенну пришлось снять. Зная, что требуется замена 15-дюймовых стволов, «Свободная Франция» сняла четыре ствола со своего родственного корабля «Жан Барт».

В сухом доке заменили четвертый винт и вал, что теперь позволяет ему развивать скорость 30,2 узла. Авиационный ангар и краны были сняты, чтобы освободить место для дополнительных зенитных батарей. Также были сняты 13,2-мм крупнокалиберные пулеметы и 37-мм артиллерийские установки. На смену им пришли зенитные орудия калибра 48х20 мм в одиночных установках. Ее довольно упрощенный радар был заменен. новейший воздушный и надводный радар.

Ее задняя мачта была укорочена, что позволило ей проходить под Бруклинским мостом, а на фок-мачте были установлены два новых и улучшенных дальномера. Дополнительные орудия и изменения в надстройке привели к увеличению ее надводного водоизмещения на 3000 тонн. к этому времени ограничения Вашингтонского военно-морского договора ушли в прошлое. «Ришелье» настолько плохо работал в качестве артиллерийской платформы, что ее новые снаряды и энергетические заряды теперь доставлялись из Соединенных Штатов.

14 октября 1943 года «Ришелье» отплыл с Бруклинской военно-морской верфи на британскую военно-морскую базу в Скапа-Флоу. Он оставался в составе Британского флота метрополии до марта 1944 года и участвовал в операциях у норвежского побережья. Вскоре после этого он был переведен в состав Британского Восточного флота и использовался для замены, когда другие линкоры находились в сухом доке на ремонте. Затем она участвовала в ряде операций британского флота на Дальнем Востоке против Японской империи.

В апреле 1944 года ее отправили на Цейлон, где она присоединилась к оперативной группе 65 для операции «Кокпит» — бомбардировки двумя военно-морскими силами союзников 19 апреля японского порта и нефтяных объектов на острове Сабанг у Суматры. В мае 1944 года оперативная группа (включая Ришелье) приступила к операции «Транцум» — бомбардировке японских военно-морских и воздушных целей в Сурабае и вокруг нее американскими и британскими самолетами, которая должна была быть проведена 17 мая 1944 года. Что касается целей в этом районе, силы атаковали Педал в июне, а затем на Сабанг и Суматру в рамках операции «Багровый» в середине июля 1944 года.

В сентябре Ришелье был отправлен в Касабланку для капитального шестимесячного ремонта. Получив пополнение запасов и перевооружение, он был переведен в состав Британского Ост-Индского флота на базе союзников в Тринкомали и прибыл туда 20 марта 1945 года. В апреле он был направлен в оперативную группу 63 как раз вовремя для бомбардировок Сабанга и Никобарских островов. до начала мая. Поскольку снаряды и порох почти исчерпаны, ей потребовался еще один ремонт, на этот раз в Дурбане до августа.

На обратном пути на свою базу в Тринкомали японцы официально сдались союзным державам, тем самым формально завершив боевые действия во Второй мировой войне. В сентябре 1945 года Ришелье остался под британским командованием и поддержал повторную оккупацию Британской Малайи. На обратном пути она наткнулась на магнитную мину, из-за чего ей потребовался мелкий ремонт. Тем не менее, она смогла представлять Францию ​​на капитуляции Японии в Токийской гавани во время «Демонстрации силы» и официального подписания капитуляции.

После капитуляции Франция приказала Ришелье сопровождать конвой французских войск в Индокитай, чтобы восстановить французское колониальное господство. Он оставался в водах Индокитая (Вьетнам) для поддержки французских войск и бомбардировки береговых целей во время французской войны в Индокитае. Нуждаясь в пополнении запасов, он отплыл во Францию ​​в феврале 1946 года и был отправлен показывать флаг во время заходов в порты Португалии и Великобритании, выступая в качестве президентского корабля, доставляющего Шарля де Голля в Африку.

Она вернулась во французские воды 30 января 1956 года, единственный раз в своей карьере, и весь день маневрировала вместе со своим однотипным кораблем «Жан Барт». Вскоре после этого он использовался в качестве учебного корабля для будущих кандидатов в ВМС Франции, затем в качестве жилого корабля, пока, наконец, в 1958 году он не был переведен в резерв. Он оставался в этом статусе до января 1968 года и был переименован в «Q432», прежде чем, наконец, сдается на слом в Генуе в сентябре 1968 года. В настоящее время от крупнейшего линкора, построенного во Франции, осталась только одна из его мощных 15-дюймовых орудий, стоящих в гавани Бреста.

Ришелье служил как войскам Оси, так и союзников во время Второй мировой войны, но не потопил ни одного вражеского корабля. Будучи проектом линкора, которого очень боялись, он в той или иной степени провалился в отношении своей основной цели.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.