68-фунтовая пушка — артиллерийское орудие, разработанное и использовавшееся британскими вооруженными силами в середине 19 века. Пушка представляла собой гладкоствольное дульнозарядное орудие, выпускавшееся в нескольких вариантах веса и стрелявшее снарядами массой 68 фунтов (31 кг). В 1841 году полковник Уильям Дандас разработал версию мощностью 112 центнеров, которая была отлита в следующем году. Рассказывает wofmd.com
Самый распространенный вариант весом 95 центнеров (4800 кг) датируется 1846 годом. Он поступил на вооружение Королевской артиллерии и Королевского флота и принимал участие в боевых действиях обоими родами войск во время Крымской войны. Было выпущено более 2000 экземпляров, и она завоевала репутацию лучшей гладкоствольной пушки, когда-либо созданной.
Орудие производилось в то время, когда в артиллерии начали появляться новые нарезные и казнозарядные орудия. Поначалу надежность и мощность 68-фунтовой пушки означали, что ее сохраняли даже на новых военных кораблях, таких как HMS Warrior, но со временем новые нарезные дульнозарядные орудия сделали все гладкоствольные дульнозарядные орудия устаревшими. Однако большие излишки 68-фунтовых орудий получили новую жизнь, когда их переоборудовали под нарезные снаряды; пушка оставалась на вооружении и не была признана устаревшей до 1921 года.
Дизайн
Пушка была разработана в ответ на потребность в более тяжелом вооружении по мере улучшения брони линейных кораблей. Полковник Уильям Дандас, правительственный инспектор артиллерии с 1839 по 1852 год, спроектировал пушку в 1846 году. Он был отлит на металлургическом заводе Лоу-Мур в Брэдфорде в 1847 году и вскоре после этого поступил на вооружение. Как и многие предыдущие пушки, это была чугунная гладкоствольная пушка, заряжавшаяся с дульного среза.
Производство пушки было относительно дешевым: по оценкам Королевской комиссии по обороне Соединенного Королевства, каждая пушка стоила примерно 167 фунтов стерлингов. (2010 год: 12 645 фунтов стерлингов). До 1861 года было отлито более 2000 штук, а ее исключительная долговечность, дальность и точность заслужили репутацию лучшей гладкоствольной пушки, когда-либо созданной.
Операция
Орудие было традиционным с дульным заряжанием; его нужно было заряжать с передней части ствола. Перед заряжанием канал ствола очищался губкой, после чего метательный заряд (порох в тканевом мешочке) забивался в казенную часть. За этим следовал снаряд, часто завернутый в вату. Оружие было заряжено (с помощью металлического шипа, вставленного через вентиляционное отверстие, пронизывающее заряд), и произведен выстрел с помощью капсюля (который воспламенил заряд и вытолкнул снаряд из ствола). Расчетная скорострельность этого оружия составляла от 55 до 70 секунд, хотя можно было ожидать, что скорость заряжания упадет по мере утомления экипажа.
68-фунтовая пушка имела эффективную дальность примерно 3000 ярдов (2700 м), однако при максимальном угле возвышения 15 градусов она имела максимальную дальность 3620 ярдов (3310 м) — расстояние, которое снаряд мог преодолеть за 15 секунд. С пороховым зарядом массой 16 фунтов (7,3 кг) («дальний» заряд, хотя орудие было рассчитано на заряды весом 25 фунтов) пушка произвела сплошной выстрел массой 68 фунтов (31 кг) с начальной скоростью 1579 футов/мин. с (481 м/с).
Пушка могла стрелять твердой дробью, разрывными снарядами, картечью, гильзой и «Жидким железным снарядом Мартинса» (тонкостенные снаряды, наполненные расплавленным железом, предназначенные для использования в качестве нагреваемых выстрелов). Хотя диаметр ствола пушки составлял 8,12 дюйма (20,6 см), диаметр выстрела и снарядов составлял 7,92 дюйма (20,1 см). Это позволило создать воздушный зазор вокруг снаряда в 0,1 дюйма (0,25 см); достаточно, чтобы облегчить процесс заряжания, но недостаточно, чтобы серьезно рассеять пороховые газы.
Официальный вес дроби был указан в 68 фунтов, но на самом деле он варьировался в зависимости от материала самой дроби; чугунная дробь весила 67 фунтов (30 кг), дробь из кованого железа и стальная дробь весили 72 фунта (33 кг), а охлажденная сталь весила 68 фунтов 8 унций (31,1 кг). Было подсчитано, что один 68-фунтовый выстрел имел разрушительную силу, эквивалентную пяти 32-фунтовым выстрелам. Разрывные снаряды были снаряжены 4 фунтами (1,8 кг) пороха.
Они были оснащены простыми предохранителями, которые воспламенялись от вспышки заряда – ранние деревянные предохранители были в конечном итоге заменены более надежными предохранителями, разработанными капитаном Эдвардом Боксером в 1849 году. Орудийному расчету по-прежнему приходилось выбирать наилучшую длину взрывателя для дальности стрельбы – в идеале снаряд должен взорваться непосредственно перед попаданием в цель. Чтобы снаряд не взорвался в стволе, на нем был установлен поддон, удерживающий взрыватель в стороне от заряда.
На суше для ведения огня из орудия, которое обычно устанавливалось на поворотном лафете, требовался минимальный расчет из девяти человек (обычно под командованием унтер-офицера). На борту корабля артиллерийский расчет мог быть увеличен вдвое до 18 человек, которым нужно было перемещать лафет вручную, используя ручные шипы и веревочные тали. Дополнительный экипаж был вызван тем, что парусные корабли обычно стреляли из пушек только с одной стороны палубы.
В том маловероятном случае, если обе стороны начнут действовать одновременно, девять человек будут выделены для укомплектования орудия напротив. В обоих случаях орудие поднималось с помощью деревянных клиньев, которые грубой силой вгоняли под казенную часть ствола. Он был нацелен с использованием усовершенствованного шестиугольного прицельного механизма, отмеченного высотой на одной стороне и дальностью стрельбы (в зависимости от веса зарядов патронов) на других пяти сторонах.
Служба
Пушку использовали как на суше, так и на море. Он был установлен на многочисленных военных кораблях Королевского флота разных размеров, таких как HMS Queen, Odin, Victor Emmanuel, Sepoy и линейных кораблях класса Conqueror. Некоторые из этих кораблей участвовали в боях во время Крымской войны, где 68-фунтовая пушка широко использовалась во время осады Севастополя. Вместе с 32-фунтовыми орудиями и ланкастерскими орудиями они были сняты с корабельных установок и перетащены к осадным батареям военно-морской бригады, откуда в течение следующего года регулярно обстреливали русские позиции. Пушки также в больших количествах устанавливались на броненосные плавучие батареи класса «Этна», хотя на ход войны они не оказали большого влияния.
В частности, 68-фунтовая пушка устанавливалась на броненосцы класса Warrior и Black Prince. Первоначально предполагалось разместить сорок 68-фунтовых орудий, в основном на одной орудийной палубе, но во время постройки эта спецификация изменилась, и в конечном итоге они были оснащены двадцатью шестью 68-фунтовыми орудиями (по 13 с каждого борта). Наряду с этим корабли были оснащены новыми нарезными казнозарядными орудиями Армстронга двух типов; 7 дюймов и 40 фунтов.
Хотя орудия Армстронга представляли собой новое направление в артиллерии, механизм заряжания с казенника означал, что они были не в состоянии выдержать взрыв тяжелого патрона. Поэтому требовались патроны меньшего размера, и в результате начальная скорость орудия ухудшалась. По иронии судьбы, орудия Армстронга оказались неспособны пробить броню кораблей класса Warrior, в то время как 68-фунтовая пушка (с ее высокой начальной скоростью) смогла. Еще в 1867 году новые артиллерийские корабли типа «Пловер» планировалось оснастить 68-фунтовыми орудиями, но вместо этого они были укомплектованы 7-дюймовой пушкой RML и 64-фунтовой пушкой RML мощностью 64 центнера.
На суше 68-фунтовая пушка широко использовалась в британской береговой обороне, построенной в 1850-х годах, особенно в таких фортах, как Гомер и Элсон, защищавших Портсмут, а также в фортах Виктория, Альберт и Пресноводный редут, защищавших проход Иглс. Королевская комиссия 1859 года предусмотрела вооружение предложенных ею многочисленных новых фортов 68-фунтовыми пушками и соответственно оценила их стоимость. Появление пушки Армстронга первоначально заставило многих думать, что вместо нее будет использоваться оружие, но пока строились форты, слабые места пушки Армстронга выявились, и военные вернулись к использованию дульнозарядного оружия. Однако преимущества нарезов и кованой конструкции Армстронга были сохранены, что привело к созданию новой конструкции артиллерийского орудия – нарезных дульно-зарядных устройств.
Переоборудование в нарезное дульно-зарядное устройство
Появление нарезных дульно-зарядных устройств (также классифицируемых как RML) сделало гладкоствольные ружья в значительной степени устаревшими. Однако 68-фунтовые и другие гладкоствольные орудия все еще существовали в большом количестве, и предпринимались различные попытки адаптировать орудия для стрельбы новыми снарядами. В конце концов капитан Уильям Паллизер запатентовал метод растачивания ствола орудия и установки нарезной гильзы из кованого железа.
Это позволило производить стрельбу нарезными выстрелами и снарядами из старой гладкоствольной пушки, а эксперименты показали, что это сделало их еще более мощными, чем раньше. Представленные в 1872 году адаптированные таким образом 68-фунтовые орудия имели калибр 6,29 дюйма (16,0 см) и были известны как 68-фунтовые орудия RML или официально как 80-фунтовые орудия RML массой 5 тонн. С пороховым зарядом массой 10 фунтов (4,5 кг) они могли выстрелить снарядом массой 80 фунтов (36 кг) с начальной скоростью 1240 футов в секунду (380 м/с). Они использовались в качестве береговой обороны и гарнизонной артиллерии по всей Британской империи и оставались на вооружении до тех пор, пока в 1921 году их не объявили устаревшими.
По крайней мере, две 68-фунтовые пушки были переоборудованы в орудия RML длиной 7 дюймов (18 см) и длиной 6,55 тонны (6,66 т; 7,34 коротких тонны), стреляющие двойными выстрелами массой 115 фунтов (52 кг) или 150 фунтов (68 кг).