• Пт. Мар 29th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

MBT-70 (англ. Main Battle Tank [for the] 1970s; нем. KPz 70  — рус. Основной боевой танк для 1970-х) — совместный американо-немецкий проект по созданию перспективного основного боевого танка для вооружения армий обоих государств. Рассказывает wofmd.com Проект относится ко второй половине шестидесятых годов двадцатого века, основной целью проекта стало создание замены танку M60, способной превзойти перспективный основной танк СССР (англ. Future Soviet TankFST), которым впоследствии оказался танк Т-64. В MBT-70 было воплощено множество оригинальных для своего времени технических решений, таких как низкий силуэт с расположением механика-водителя в башне танка, регулируемая гидропневматическая подвеска, применение комбинированной брони, дистанционно управляемая станция вспомогательного вооружения, и (на американском варианте) совмещённая с пусковой установкой управляемых противотанковых ракет 152-мм танковая пушка. Поскольку MBT-70 создавался как превосходящая система оружия (англ. superior tank system), его комплекс вооружения был рассчитан на поражение всех перспективных бронированных целей с обеспечением беспрецедентных (на 1965 год), в расчете на перспективу, показателей бронепробиваемости по гомогенной стальной броне: 250 мм/60°/2000 м — при стрельбе бронебойным оперенным подкалиберным снарядом (БОПС); и 600 мм/0° — при стрельбе ПТУР «Шилейла».

Несмотря на относительную успешность проекта, в сентябре 1969 года Министерство обороны США пересмотрело своё отношение к этой совместной программе, в основном по причине её высокой стоимости. В результате, 20 января 1970 года совместный проект был прекращён, разделившись на две независимые национальные программы, американскую XM803 и германскую Leopard II.

История создания

Принципиальная компоновка танка MBT-70 с разнесенной броней лобовой проекции корпуса, лобовой и бортовых проекций башни и характерным низким силуэтом.

Начало работ по проекту MBT-70 связано с завершением в 1960 году американской программы разработки перспективного среднего танка T95. Танк T95 не был принят на вооружение, вместо этого были проведены работы по адаптации 105-мм орудия M68 на танк M48, танк с таким орудием был стандартизован как M60, и стал основным боевым танком американской армии. Разработка же нового ОБТ началась «с чистого листа».

В 1957 году в Америке началась разработка лёгкого танка, имеющего в качестве основного вооружения крупнокалиберное 152-мм гладкоствольное орудие с низкой начальной скоростью снаряда, являющееся также пусковой установкой для противотанковых ракет «Шилейла». Разработанный по данной программе танк получил название «Шеридан», а его КУРВ (Комплекс Управляемого Ракетного Вооружения) предполагалось также использовать на перспективном ОБТ. Программа разработки нового ОБТ получила рабочее название MBT(MR). В рамках этой программы была проведена начальная разработка многих систем перспективного танка, таких как гидропневматическая подвеска, совмещённое боевое отделение и отделение управления, и т. д.

В 1962 году между США и ФРГ было достигнуто соглашение о совместной разработке основного боевого танка. Это соглашение имело целью создание общего для армий обеих стран образца к 1970 году, причём соглашение предусматривало прекращение самостоятельных разработок по данному направлению. Считалось, что объединение конструкторских, финансовых и производственных ресурсов обеих стран даст возможность достаточно быстро и относительно дёшево создать ОБТ, воплощающий все наиболее передовые разработки в данной области. Кроме того, в перспективе это упрощало вопросы обслуживания, обучения и снабжения. Одной из существенных причин этого соглашения стало появление в СССР нового ОБТ Т-64, серьёзно превосходящего по своим характеристикам современные танки стран НАТО

Для обеспечения контроля за ходом работ было создано Объединенное конструкторское управление (Joint Engeneering Agency, JEA), в которое вошли представители обеих стран. В это управление входила совместная группа разработки (Joint design Team, JDT), в котором были объединены конструкторские команды основных исполнителей проекта, фирм Allison (отделение General Motors Corporation) с американской стороны, и German Development Corporation с немецкой. Кроме того, в проекте принимала участие фирма Lockheed Martin. Участие сторон было равноправным. Тактико-технические требования к новому танку были сформулированы обеими сторонами в начале 1964 года.

Американский и немецкий варианты

KPz 70 со 120-мм гладкоствольной пушкой в танковом музее г. Кобленц. Боевая масса танка 50,6 т.

С самого начала работ проявилась разница в требованиях немецкой и американской стороны. Американцы были склонны придерживаться первоначальных требований, и настаивали на вооружении MBT-70 пусковой установкой ракет «Шилейла». Немцы занимали более консервативную позицию, предпочитая видеть в качестве вооружения танка обычное гладкоствольное орудие с высокой начальной скоростью снаряда. Кроме того, немецкая сторона в первую очередь ориентировалась на условия Западной Европы, что наложило определённый отпечаток на их требования к перспективному танку, например, немцы имели более жёсткие весовые ограничения. В результате был достигнут определённый компромисс:

  • Американский вариант MBT-70 должен быть вооружён 152-мм пушкой XM150, которая могла вести огонь ПТУР «Шилейла».
  • Немецкий вариант KPz 70 предполагал установку 120-мм гладкоствольного орудия.

Предполагалось, что основным вооружением нового танка станет XM150, но некоторое количество танков немецкого производства получит 120-мм орудие, по желанию немецкой стороны.

В результате этого компромисса, каждая сторона занималась изготовлением и подготовкой собственного прототипа, сконструированного с учётом национальных требований. Итоговый вариант должен был быть выбран на основе сравнительных испытаний, и включать в себя черты как одного, так и другого прототипа.

Ход разработки

Выработка требований к новому танку затянулась до 1966 года, что не в в последнюю очередь было вызвано трудностями в обеспечении совместной работы двух равноправных команд разработчиков. Помимо того, что работы велись одновременно в Детройте и Аугсбурге, существовало также множество других препятствий, таких как языковой барьер, разница в инженерной практике американцев и немцев, разные системы измерения (немцы использовали метрическую, а американцы английскую), разница требований военных ведомств, и т. д. В результате основные противоречия удалось преодолеть, договорившись, что каждая группа будет работать над своим вариантом, используя привычные методики разработки, систему измерения и язык документации, при этом все системы двух вариантов должны были быть взаимозаменяемы, а описания промежуточных узлов и соединений должны были использовать метрическую систему и английский язык.

После того, как основная документация была разработана, в США и в ФРГ началась разработка первых опытных образцов MBT-70, и в 1967 году начались их испытания.

На американском опытном образце были установлены преимущественно американские системы, на немецком — немецкие. Такими различными системами были, в первую очередь:

  • Основные орудия
  • Автоматы заряжания
  • Двигатели
  • Гидропневматические подвески

Существовали также незначительные отличия в проектной документации корпусов и башен танков. Многие установленные системы были одинаковыми.

Первые опытные образцы предназначались в основном для ходовых испытаний, были выполнены из обычной конструкционной стали, и не имели приборов и систем, отвечающих за управление огнём. В 1969 году на испытания поступили полностью комплектные опытные образцы, с установленным комплектами СУО. В общей сложности было изготовлено 14 опытных образцов, по 7 каждой стороной проекта.

Окончание программы

Разработка MBT-70 сопровождалась многочисленными проблемами технического порядка, в частности, возникли проблемы с доводкой как американской, так и немецкой версии автомата заряжания. Кроме того, американцы столкнулись с недостаточной мощностью двигателя (она была впоследствии увеличена), а также с недостаточной производительностью системы разворота башни. Немцы испытывали проблемы с доводкой собственной системы СУО. Но наиболее значительной проблемой стало превышение на 4 тонны установленного весового лимита. Немецкая сторона, ограниченная требованиями существующей логистики, потребовала внесения изменений в конструкцию, направленных на снижение веса танка, американцы не были склонны пойти навстречу этим требованиям.

В сентябре 1969 года аппаратом Министра обороны США был затребован и проведён полный анализ программы MBT-70. Анализ выявил, что первоначальный бюджет программы был превышен в 5 раз, и что окончание разработки и начало серийного производства потребуют дополнительных затрат в 544 миллиона долларов, что давало конечную стоимость одного танка в 1,2 млн. долларов. Это оказалось неприемлемым для немецкой стороны, и ФРГ объявила о своем выходе из проекта. Американцы также посчитали дальнейшие работы по MBT-70 нецелесообразными, и 20 января 1970 года проект был закрыт. Тем не менее, работы по данной теме в США были продолжены, в рамках разработки упрощённой версии XM803. В ФРГ, тем временем, начались работы по новому танку Leopard II.

Описание конструкции

Компоновка танка MBT-70.

MBT-70 имел необычную компоновку. В переднем отделении танка размещался топливный бак, отделенный от боевого отделения герметичной бронеперегородкой. Весь экипаж располагался в башне танка, причём водитель был размещен в отдельной вращающейся капсуле, размещенной внутри башни. Моторно-трансмиссионное отделение располагалось сзади и имело увеличенные по высоте и длине размеры. Танк не имел отдельного отделения управления. Из-за увеличенной кормовой части, в которой должен был размещаться механизм заряжания, башня отличалась большой длиной. Крепление пушки выдвинуто вперед, цапфы вынесены из забронированного пространства и размещены в специальных щеках.

Корпус и башня танка

Броневая защита танка – противоснарядная. Корпус танка – сварной из катаных листов, для увеличения объема и размещения погонного устройства большого диаметра он был снабжен надгусеничными нишами. Углы наклона лобовых листов составляли 60°. Башня приплюснутой формы с большим углом наклона бортов также была выполнена сварной. ВЛД была собрана из внутренней литой детали и наружного броневого листа из катаной брони, представляя собой, таким образом, разнесенную бронепреграду. В целом по машине, по разнесенной (двухпреградной) схеме бронирования выполнены: верхняя лобовая деталь бронекорпуса, лобовая часть башни, её борта, а также боковые стенки ниши.

Характеристики бронирования МВТ-70 и спустя 40 лет после прекращения проекта, остаются закрытыми грифом. В общем виде известно, что бронирование МВТ-70 было рассчитано на обеспечение защиты от современных бронебойных кумулятивных и бронебойных подкалиберных снарядов танковых пушек в диапазоне значений курсовых углов обстрела ±30° на дальности 500…1000 м. И для защиты лобовой проекции башни танка была использована двухпреградная система брони из стали повышенной противоснарядной стойкости. Также известно, что ни на одном из 14 опытных образцов МВТ-70 проектная бронезащита не устанавливалась и в составе объекта не испытывалась.

По имеющимся данным, опубликованным за прошедшие десятилетия в зарубежных и отечественных изданиях, бронирование танка МВТ-70 ‒ разнесенное. Известно, однако, что разнесенное бронирование оказывается эффективным от оперенных подкалиберных снарядов (БОПС) с длинными корпусами в результате действия на них изгибающих моментов, вызванных асимметрией сопротивления их внедрению[2]. Вместе с тем, с учетом приоритета защиты МВТ-70 от кумулятивных средств поражения (кумулятивных снарядов и ПТУР), бронепробивная способность последних в рассматриваемый период составляла 400…450 мм стали, а на перспективных образцах, типа ПТУР «Шилейла» достигала 600 мм, одно лишь разнесение преград из стали не дает необходимого эффекта по комплексной защите от БОПС и кумулятивным снарядам. И одним из решений является наличие наполнителя (вставок) с более высокой, чем у воздуха, струегасящей способностью.

По данным работы М.В. Павлова, опиравшимся на исследования и архивы ВНИИтрансмаша, бронекорпус МВТ-70 выполнен из комбинированной брони (сталь + алюминий + стеклопластик), см. схему броневой защиты.

Лишь в последние годы (45 лет спустя) появилось на сайте, связанном с артиллерийским музеем сухопутных войск США (Абердин) краткое упоминание о планировавшейся для предсерийных образцов МВТ-70 разнесенной бронезащиты, у которой внешним (лицевым) слоем являлась комбинированная преграда «сталь + вольфрамовый сплав + сталь» — очевидно, прообраз тяжелой «урановой брони», реализованной в 1988 году на танке M1A1HA.

Проектный уровень защиты лобовой проекции МВТ-70 от боеприпасов с кумулятивной боевой частью (в эквивалентных толщинах гомогенной стальной брони) составлял порядка 400 мм стали (вероятно лоб башни). При том, что бронепробивная способность кумулятивного снаряда «3БК4» 115-мм пушки У-5ТС «Молот» составляла 440 мм/0° на любой дальности, а оперённого подкалиберного снаряда со стальным корпусом «3БМ3» — 300 мм/0°/1000 м.

Верхний и нижний лобовые листы устанавливались под наклоном, борта и корма корпус имели вертикальное бронирование. Задняя часть корпуса, в месте расположения МТО, имела большую высоту, чем передняя.

Башня танка представляла собой сварную конструкцию из литой внутренней детали, дополнительного разнесенного бронирования из катаной гомогенной брони в передней части башни с наполнителем, и развитой сварной ниши. Передняя часть башни имела форму усеченного конуса, ниша имела трапециевидную форму. Поскольку в башне размещался весь экипаж, она имела относительно большие размеры.

Башня имела закрытую цилиндрическую корзину, фактически, представляющую собой боевое отделение танка. За пределами корзины башни, в танке не было обитаемых отделений. В днище корзины по центру имелся эвакуационный люк, совпадающий с эвакуационным люком в днище корпуса.

На крыше башни с правой стороны размещался люк наводчика, командирская башенка, круглый вырез для верхней части капсулы водителя (с левой стороны), а также порты для панорамного и ночного прицелов. Кроме того, с левой стороны башни за капсулой водителя имелся цилиндрический наплыв, в котором располагалась станция дистанционного управляемого вспомогательного вооружения. Верхняя часть ниши башни представляла собой двустворчатую вышибную панель.

Внутри башни находилась вертикальная цилиндрическая капсула для водителя, заканчивающаяся с верхней части куполом наблюдения с двустворчатым люком. Капсула была установлена на крыше башни на подшипниковом подвесе, гидравлический привод капсулы обеспечивал её контр-вращение относительно башни танка таким образом, чтобы капсула всегда была ориентирована вдоль продольной оси танка, или с отклонением в 50 градусов в ту, или другую сторону. Позиция с отклонением использовалась для того, чтобы водитель мог использовать для вождения боковой перископ купола, в случае повреждения переднего. Кроме того, капсула имела фиксированное положение, развернутое на 180 градусов относительно продольной оси башни, такое положение использовалось тогда, когда башня была развернута по походному. Внутренняя часть капсулы могла гидравлически регулироваться по высоте, для того, чтобы обеспечить управление при открытом люке водителя.

Вооружение

Вооружение MBT-70 состояло из основного орудия XM150, Комплекса Управляемого Ракетного Вооружения (КУРВ) «Шилейла» и набора вспомогательного дистанционно управляемого вооружения.

В качестве основного вооружения на MBT-70 использовалась нарезная 152-мм танковая пушка XM150E5, являющаяся одновременно пусковой установкой для ПТУР «Шиллейла». Предполагалось, что такое относительно короткое орудие большого калибра имеет преимущество в могуществе осколочно-фугасных и кумулятивных снарядов, а малая начальная скорость компенсируется тем, что на больших дистанциях для борьбы с бронетехникой противника вместо снарядов будут применяться ПТУР.

XM150E5 представляла собой удлинённую до 30 калибров модификацию орудия, использовавшегося на легком танке M551 «Шеридан», а также на танке M60A2.

Орудие XM150E5 нарезное, калибра 152 мм, длина ствола 30,5 калибра, шаг правых нарезов 43,5. Для обеспечения правильного положения ракеты в нижней части ствола по всей длине имелась продольная проточка, с которой входил в зацепление специальный выступ на ракете. Затвор поршневой, полуавтоматический, с электрическим приводом. Орудие имело систему экстракции пороховых газов после выстрела, заимствованную у танка «Шеридан», впоследствии её заменили на систему принудительной продувки ствола сжатым воздухом.

Орудие стабилизировалось в двух плоскостях.

В нише башни находился автомат заряжания. Изначально предполагалось оснастить все танки немецким АЗ фирмы Rheinmetall, но из-за трудностей с доводкой последнего поздние американские прототипы оснащались американским АЗ фирмы General Motors, автоматы заряжания имели незначительные отличия. Магазин АЗ конвейерного типа, на 26 выстрелов, доступ к АЗ и заряжание производилось через люк, расположенный в нижней части ниши башни (для обеспечения доступа башня разворачивалась на 90 градусов). Кроме того, магазин АЗ можно было пополнять через лючок в бронеперегородке между нишей и БО танка, а также снаружи, через лючок в задней части ниши башни. Механизм досылателя имел цепной привод, размещённый внутри стационарной трубы досылателя, имеющей телескопический трубчатый удлинитель.

Заряжание происходило следующим образом:

  • Конвейерный магазин осуществлял выбор и подачу нужного типа боеприпаса
  • Орудие отсоединялось от системы стабилизации, и приводилось в нейтральное положение
  • Электропривод открывал затвор, и выстрел подавался в орудие через выдвинутый удлинитель досылателя АЗ
  • Затвор закрывался электроприводом, и орудие приводилось в своё исходное положение, соединяясь с системой стабилизации

Так как XM150 использовало унитарные выстрелы с полностью сгораемой гильзой, экстракции гильзы не требовалось. Была заявлена скорострельность около 10 выстрелов в минуту при использовании обычных боеприпасов. Возможно было также ручное заряжание, в этом случае декларировалась скорострельность 4 выстрела в минуту.

Кроме магазина АЗ, боеприпасы располагались также в нескольких дополнительных вертикальных боеукладках. Одна из них на 8 выстрелов располагалась в нише корпуса между боевым и моторно-трансмиссионным отделением, для доступа к этой боеукладке использовался специальный люк в корзине башни в районе расположения водителя. Кроме того, 12 выстрелов располагались спереди и сзади капсулы водителя внутри башенной корзины. Общий боезапас составлял 46 выстрелов пяти различных типов.

Боекомплект пушки XM150E5 включал те же типы выстрелов, что и боекомплект орудия танка «Шеридан», кроме того, с учетом увеличенной длины ствола для него арсеналом Пикатинни был разработан выстрел типа БОПСангл. APFSDS со сгораемой гильзой, индекс выстрела ХМ578Е1. Полётная часть (бронебойный сердечник) последнего был выполнен из нового, на вторую половину 1960-х годов, вольфрамового сплава, содержащего 97,5% вольфрама, массовая плотность сплава составляла 18,5 г/см3. Поддон четырёхсекторный из пластмассы. Оперение полётной части — стальное. Бронепробиваемость выстрела ХМ578Е1 составляла 220…250 мм стальной брони на дальности 2000 м при угле соударения (от нормали) 60°. После прекращения проекта наработки арсенала Пикатинни по выстрелу ХМ578 с оперённым подкалиберным снарядом были использованы при создании 105-мм выстрелов ХМ735 и ХМ774 для танка ХМ-1, принятых на снабжение[7].

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.