• Чт. Апр 25th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: М7 Medium Tank
Альтернативное обозначение: T7 Light Tank
Начало проектирования: 1940 г.
Дата постройки первого прототипа: 1942 г.
Стадия завершения работ: построен один прототип и семь серийных танков М7.

 

История лёгкого танка Т7 стала очередным примером того, как можно загубить, в целом, неплохой проект, постоянно изменяя требования к нему. Рассказывает wofmd.com А ведь начиналось всё довольно прозаически. В январе 1941 года Артиллерийская Техническая Служба (АТС) сформулировала требования к лёгкому танку, который должен был заменить как морально устаревшие М2А4, так и недавно принятые в серийное производство М3. Обладая высокими эксплуатационными качествами эти танки, тем не менее, имели далеко не рациональную форму корпуса и слабую бронезащиту. Соответственно, проект T7 Light Tank должен был привести к созданию боевой машины, избавленной от этих недостатков.

В техническом задании, помимо прочего, определялось три основных параметра: боевая масса не более 14 «коротких» тонн (то есть, около 13,8 «обычных» тонн), лобовое бронировании 38,1 мм. В качестве основного вооружения предусматривалась всё та же 37-мм пушка и спаренный с неё пулемет, которые размещались бы в башне с силовым поворотным приводом и гиростабилизатором. Кроме того, сохранялись курсовые 7,62-мм пулеметы в корпусе и зенитный пулемет. Техническим заданием также предусматривалась скорость 12 миль\час (19,31 км\ч) по грунту с уклоном 10% и особые требования к силовой установке – двигатель должен был запускаться при 40-градусном морозе, а от системы охлаждения требовалось обеспечение бесперебойной работы двигателя при температуре до 51,6.

Все эти положения были закреплены в документе ОСМ 16582 и работа закипела. Поскольку проект предполагалось развивать в нескольких направлениях, в феврале 1941 года была инициирована постройка двух прототипов – на них предстояло отработать новые технические решения, которые затем были бы применимы на серийных танках. В мае 1941 года эти проекты получили официальные индексы Т-серии:

Т7 – сварной корпус; литая башня; 5-скоростная гидравлическая трансмиссия; независимое подрессоривание, подвеска на спиральных пружинах и гусеничными траками шириной 384 мм;

Т7Е1 – клёпаный корпус; башня прессованная из листа гомогенной стали; преобразователь крутящего момента; подвеска с горизонтальными спиральными пружинами; гусеница шириной 36.195 см с резиновыми блоками.

Исходя из представленных требований специалисты Арсенала в Рок-Айленде, которым была поручена работа над новым танком, сделали собственные выводы. По их мнению Т7 должен был представлять некое подобие М3 с усиленным бронированием и башней нового типа. Рассмотрение полноразмерного деревянного макета, собранного силами отдела Самоходного Оборудования, Артиллерийский Подкомитет провел 11-го июля 1941 года. Уже тогда стало ясно, что при текущих условиях вписаться в 14 «коротких» тонн будет невозможно и лимит был поднят до 16 тонн. Но это были ещё «цветочки». Оказалось, что обеспечить функционирование силовой установки при критически низких температурах не удастся, в результате чего пришлось повысить этот предел до -28,8 С. Кроме того, новые требования включали максимальную скорость 35 миль\ч (56,32 км\ч) при движении по грунту с уклоном 3. Пересмотрев проект в АТС пришли к выводу, что трех опытных танков будет маловато и в августе 1941 года к ним дополнительно заказали ещё два:

T7E2 – литая верхняя часть корпуса; литая башня, преобразователь крутящего момента Warner Gear, двигатель Wright R-975;

T7E3 — сварной корпус; сварная башня; автоматическая трансмиссия Detroit Gear, спарка дизельных двигателей Hercules DRXBS.

T7E4 – сварной корпус; сварная башня, спаренные двигатели Cadillac, две трансмиссия Hydromatic и два вала, одно запасное автоматическое 2-скоростное передаточное устройство.

Но и это было ещё не всё. В скором времени была получена рекомендация от Заместителя Начальника Штаба американской армии, согласно которой предстояло учесть новый перечень изменений. По всей видимости, оценив опыт боевых действий в Европе, было выдвинуто требование сделать борта башни с наклоном 22,5, а в кормовой части башни сделать нишу для радиостанции. Для предотвращения заклинивания башни, при попадании осколков и снарядов в зазор между ней и корпусом, вокруг основания надлежало добавить защитный бортик. Относительно трех последних прототипов предлагалось установить открытые прицелы, уменьшить углы вертикального наведения 37-мм пушки, а также уменьшить силуэт и увеличить наклон лобовой брони.

 

Первый прототип Т7 был также построен Рок-Айлендским Арсеналом и представлен заказчику в январе 1942 года. Конструкция танка, в целом, напоминал значительно переработанный М3, что было совсем недалеко от истины. Корпус, изготовленный из неброневой стали, был сварным и сбирался из нескольких больших элементов. Компоновка корпуса была унаследована от более ранних американских лёгких танков. Спереди размещалась 5-скоростная трансмиссия Hydromatic.

Интересной особенностью конструкции всех танков Т7 была возможность быстрой замены двигателя и трансмиссии. Конструкция предусматривала наличие съёмных деталей в кормовой и лобовой частях корпуса, причем оба компонента выкатывались на рельсах. Разработчики утверждали, что данный процесс не будет занимать более 40 минут, но в ходе практических занятий однажды удалось уложиться в 20 минут!

За трансмиссией располагалось отделение управления. С левой стороны находилось место водителя, а справа – установка подвижного 7,62-мм курсового пулемета. Ещё два аналогичных пулемета монтировались неподвижно в лобовой части бортовых ниш. В средней части корпуса размещалось боевое отделение, на крыше которого устанавливалась двухместная сварная башня. В лобовом листе башни монтировалась общая маска для 37-мм орудия и 7,62-мм пулемета М1919А4. Предусматривалась установка зенитного пулемета, но на прототипе он отсутствовал. В кормовой части корпуса находилась силовая установка, основу которой составлял бензиновый двигатель Continental W-670.

Ходовая часть танка Т7, применительно на один борт, состояла из двух тележек с двумя опорными катками каждая, двух поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса цевочного зацепления и заднего направляющего колеса опущенного на грунт. Использовалась крупнозвенчатая гусеница шириной 384 мм набранная из стальных траков с резиновыми вставками.

Одновременно с Т7 был почти готов корпус для Т7Е1, но повышенный приоритет танков со сварной конструкцией привел к отказу от продолжения работ по этим машинам. В результате, этот опытный образец так и не был достроен, а его узлы и агрегаты использовали для других проектов этой же серии.

Больший успех сопутствовал улучшенным проектам. Осенью 1941 года заказчику был представлен полноразмерный деревянный макет, который сравнивался с прототипом Т7. Относительно первой модели высота корпуса была уменьшена на 17,78 см, а ширина внутри увеличилась со 152.4 см до 190.5 см. Представители Танковых Войск одобрили нововведения и потребовали, чтобы проведенные доработки были внедрены на опытных образцах от Т7Е2 до Т7Е4 включительно.

Ещё одним вопросом стала силовая установка. Вначале на Т7Е1 предполагалось поставить дизель Guberson T-1071 и автоматическую трансмиссию Livermore, но проект аннулировали и идея осталась не воплощенной в жизнь. Далее от военных поступило также предложение использовать для Т7Е2 дизель Cummins, но его так и не установили на танк. Пришлось остановиться на проверенном двигателе Wright R-975 радиального типа.

Не менее щепетильно американцы отнеслись к событиям на Африканском фронте, где выявилась невысокая эффективность британских 2-фунтовых (42-мм) и американских 37-мм танковых пушек. Проанализировав полученные данные и сопоставив их с имеющимися ресурсами представители от армии пришли к заключению, что танк необходимо оснастить 57-мм пушкой, являвшейся копией британкой 6-фунтовой пушки Mk.III. Соответствующая инструкция, составленная генералом Бернсом, появилась ещё в июле 1941 года.

 

Более высокий приоритет проекта Т7Е2 отрицательно сказывался на ходе работ по другим машинам. В ходе постройки прототипов на Т7Е3 бензиновые двигатели Hercules заменили на дизельные, а на Т7Е4 был уже практически готов для баллистических испытаний – тем не менее, оба опытных образца не достроили и в скором времени разобрали. Вместе с тем, Т7Е2 имел боевую массу почти 27 тонн, что превосходило показатели некоторых зарубежных танков среднего класса (достаточно вспомнить Т-34 образца 1940-1941 гг). Вдобавок к этому, на испытаниях, проводимых в 1942 году, прототип был переоснащен новым лафетом для американской 57-мм пушки.

К этому времени было принято решение о постройке прототипа Т7Е5, который должен был стать эталонным образцов для серии. В документе ОСМ 18582 от 6 августа 1942 он был стандартизирован как Medium Tank М7. Более того, 6-фунтовой пушки уже казалось недостаточно и теперь танк предстояло оснастить 75-мм пушкой М3 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом М1919А4 на лафете М47. Модернизированная башня, толщина лобовой брони которой была доведена до 63,5 мм, оснащалась силовым приводом поворота, а орудие стабилизировалось в вертикальной плоскости. В целях улучшения снарядостойкости были удалены пистолетные бойницы в бортах башни (на «пилотном» танке их просто заварили). Другие доработки включали ручное переключение автоматической трансмиссии Spicer, смещение регулировки натяжения гусеницы вперёд на 50 мм и удаление пулеметов из бортовых ниш корпуса. Экипаж танка состоял из пяти человек. Спереди находились места водителя и его помощника, над головами которых находились люки с поворотными перископами непрямого обзора. В лобовом бронелисте, перед каждым водителем, находились отверстия для прямого обзора с защитными закрывающимися бронезаслонками. Одним из преимуществ Т7Е2 являлась дублированная система управления. В левом борту корпуса, за местом водителя был эвакуационный люк. Рабочее место наводчика находилось слева от 75мм пушки, перед командиром танка. Заряжающий помещался справа от орудия. Наводчик имел перископический прицел на крыше башни и телескопический прицел на левой стороне лафета М47. Командир и наводчик имели в своём распоряжении вращающийся перископ на крыше башни перед двустворчатыми люками. Единственный жёстко закреплённый перископ стоял за командирским люком для обзора заднего вида.

На танке, в нише башни, могли устанавливаться радиостанции SCR 508, 528 или 538 со штыревой антенной. Командир располагал собственной радиостанцией SCR 506 установленной в правом спонсоне корпуса. Электрическая система имела в своём составе основной 24-вольтный и дополнительный 30-вольтный генераторы (оба по 50 Ампер). На серийных танках М7 предполагалась установка двигателей Continental R-975 C1.

 

Пока проходили испытания Т7 американская армия начала боевые действия на Тихом океане. Новые танки были нужны в больших количествах и для выпуска серийных М7 выделили предприятие фирмы International Harvester Corporation на Танковом Арсенале (Квод Сити, Беттендорф, штат Айова). В конце августа поступил заказ на поставку 3000 танков, что было абсолютно не реально в режиме только начавшегося «раскачивания» американской танковой промышленности. Планировалось, что первые серийные машины будут получены в декабре, но уже к 5 октября 1942 года были готовы три первых танка М7 с американскими 57-мм пушками, которые можно было отнести к установочной серии. Первый доставили Рок Айленд Арсенал, второй в Форт Нокс, а затем в Индио (штат Калифорния) для испытаний в разных погодных условиях. Третий танк отправили для тестов на полигон General Motors для ходовых испытаний. Соответственно, остальные танки оснащались уже 75-мм орудием и лафетом М47. Впоследствии, 4-й серийный танк был отправлен в Канаду, где его подвергли испытаниями в холодных климатических условиях, а серийные танки с номерами 5, 6, 7, 9, 10 и 11 передали в Форт Нокс, где их испытывало Танковое Управление. Восьмой танк, переданный Абердинскому полигону, предназначался для огневых стрельб.

Испытания показали, что все серийные танки перегружены. Их боевой вес составлял около 29 тонн при полной загрузке, что отрицательно влияло на ходовые качества и работу силовой установки. Анализ, проведенный военными специалистами, привел к неутешительным выводам – проблема заключалась в использовании литых деталей, толщина которых превышала требуемые значения. Было рекомендовано подвергнуть шесть танков доработке, использовав для них максимально облегченные детали и модернизировав силовую передачу. В частности, был улучшен конвертор, изменено передаточное отношение в бортовом редукторе с 2.5:1 на 2.685:1, а 13-зубый венец поменяли на 14-зубый. Подобную доработку прошел только один танк, который в некоторых документах обозначался как М7Е2. Несмотря на то, что его сухой вес удалось снизить до 50000 фунтов (22697 кг), а боевой вес составлял уже 53950 фунтов (24471 кг), от дальнейших работ над ним отказались.

Это был один из немногочисленных случаев, когда сама АТС закрыла проект. Причина, помимо чисто технических аспектов, была довольно тривиальной – в 1942 году американская промышленность и службы снабжения не могли позволить себе два танка одинакового типа, но совершенно разных по конструкции. Тем более, что ходовые качества М7 были даже хуже, чем у среднего танка М4А3. В итоге, после выпуска 13 танков производство прекратили. Шесть машин числились прототипам, а остальные семь приняли, как средний танк М7. Таким образом, в актах приёмки серийных машин значится всего семь средних танков М7.

Последняя попытка провести модернизацию танка состоялась в середине войны. В ходе продолжавшихся исследований, направленных на поиск альтернативной силовой установки, был предложен бензиновый двигатель Ford GAN, использовавшийся на средних танках. Инициатива нашла поддержку, поскольку установка данного двигателя позволила бы устранить выступ в верхнем люке моторного отделения. Был изготовлен макет двигателя Ford GAN, который установили в моторное отделение М7. Опыт можно было бы признать удачным, если бы не повышение массы на 1500 фунтов (680 кг), чего категорически старались избежать разработчики. Несмотря на то, что в феврале 1943 года был одобрен выпуск шести танков, оснащенных данной силовой установкой (машина получила обозначение М7Е1), ни одного из них так и не построили.

Окончательно проект был закрыт только 20-го января 1944 года, когда Артиллерийский Комитет определил эти танки в ранг устаревших. Ни один из них так и не был принят на вооружение армии США, по сути, оставшись на стадии опытных машин.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА 
M7 образца 1942 г.

БОЕВАЯ МАССА 22697 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5334 (с орудием)
5232
Ширина, мм 2845
Высота, мм 2362
Клиренс, мм 406
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка М3, три 7,62-мм пулемета М1919А4 и один 11,43-мм пистолет-пулемет Thompson M1928A1
БОЕКОМПЛЕКТ 71 выстрел
4500 патронов калибра 7,62-мм
450 патронов калибра 11,43-мм
12 ручных гранат
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прибор М55
телескопический прибор М38
перископический прибор М4
перископический прибор М6
индикатор азимута М19
квадранты М1 и М9
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 38 мм
борт корпуса – 32 мм
корма корпуса – 25 мм
крыша корпуса — 19 мм
днище — 13-25 мм
щит орудия — 64 мм
лоб башни — 51 мм
борт башни — 38 мм
корма башни — 38 мм
крыша башни — 19 мм
ДВИГАТЕЛЬ Continental R-975, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощностью 350 л.с. при 2400 об\мин, запас топлива 522 литра
ТРАНСМИССИЯ механического типа: трехскоростная КПП (три скорости вперед и одна назад)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 4 опорных катка сблокированных в две тележки, два поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница из 142 стальных траков шириной 420 мм и шагом 152 мм
СКОРОСТЬ 48 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 160 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Уклон, проц. 50%
Высота стенки, м 0,61
Глубина брода, м 0,91
Ширина рва, м 1,98
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанции SCR 508\528\538 и SCR 506 со штыревой антенной
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.