• Чт. Апр 25th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Плавающий бронеавтомобиль

 

Вслед за неудачей плавающего бронеавтомобиля БАД-2 сотрудники КБС Эммануилов (инженер-конструктор), Григорьев (заместитель начальника) и Померанцев (начальник бюро) приступили к созданию значительно улучшенной машины, известной далее как ПБ-4.Рассказывает wofmd.com Конструкцию бронеавтомобиля нельзя было назвать новаторской, поскольку советские конструкторы решили избежать многих недочетов, присущих предыдущей машине – громоздкость, плохие ходовые качества, неудачная (в технологическом плане) форма корпуса и так далее.

Прежде всего изменения коснулись корпуса, который стал безрамным и несущим, а отдельные его элементы были заимствованы от серийного БА-3. Передний и задние мосты монтировались снаружи и приваривались к специальным кронштейнам. Карданный вал также выводился наружу через специальный сальник в редане днища корпуса.

Компоновка ПБ-4 практически полностью соответствовала БА-3. Экипаж, состоявший из 4-х человек мог совершать посадку в машину через люк в крыше отделения управления или через два люка в крыше башни. Сама башня цилиндрической формы тоже была заимствована от БА-3, но кормовая ниша на ней отсутствовала. В результате возникшего дисбаланса её полный поворот требовал значительных усилий на маховиках, а при крене 10-11° приходилось крутить обеими руками.

Доступ к двигателю происходил через открываемую вперед крышу моторного отсека, закрываемую 10 хомутиками. Для слива собиравшейся в корпусе воды имелось 5 пробки в днище корпуса. Кроме того, было предусмотрено два лючка для слива масла из картера двигателя и демультипликатора.

Вооружение ПБ-4 состояло из 45-мм пушки 20К и спаренного пулемета ДТ в башне, а также одного ДТ в лобовом листе корпуса справа от места водителя. Боекомплект состоял из 2268 патронов (36 дисков) для пулеметов и 52 снарядов. Диски с патронами размещались в боевом отделении корпуса и башни. Снаряды имели следующую укладку: 12 штук по бортам башни и по 20 штук слева и справа в корме корпуса. Для ведения огня из пушки использовались стандартные прицелы — телескопический ТОП и перископический ПТ-1

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 емкостью 80 А•ч и генератор мощностью 100 Вт. Карбюраторный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с., вместе с “газовской” КПП и демультипликатором, без изменений заимствованный от грузовика. Как и в случае с БАД-2 трехлопастный гребной винт был установлен на удлиненном червяке дифференциала заднего моста, поэтому при движении по шоссе винт постоянно вращался, а на плаву вращались колеса задних мостов. Запасные колеса, установленные на кронштейне по бортам, не имели жесткого закрепления и должны были помогать бронеавтомобилю преодолевать неглубокие рвы и канавы. С целью улучшения проходимости по мягкому грунту и пересеченной местности вдоль бортов укладывались съёмные вездеходные цепи “Оверолл”, надеваемые на задние колеса.

Плавучесть ПБ-4 была увеличена за счет применения деревянных поплавков обитых 1-мм железными листами. В корме корпуса, между снарядными стеллажами, находилась укладка с четырьмя спасательными жилетами для экипажа. Откачка попавшей в корпус воды осуществлялась при помощи ручной помпы “Альвейер”, обладавшей производительностью 20 литров в минуту.

Как видим, инженеры КБС сделали очень многое в плане устранения недостатков, ранее присущих БАД-2, однако на деле ПБ-4 не получил существенных преимуществ.

 

Тем не менее, на начальном этапе заинтересованность армии в новом плавающем бронеавтомобиле, по целому ряду показателей не уступавшему легкому танку, была столь высока, что сразу был выдан заказ на три машины. Их сборку Ижорский завод завершил в сентябре 1933 года, а в октябре начались ходовые испытания ПБ-4. После подведения итогов у военной комиссии сложилось противоречивое мнение о плавающем бронеавтомобиле. На плаву ПБ-4 держался хорошо, но его подвижность вне дорог оставляла желать лучшего. Кроме того, было выявлено немало конструктивных недостатков, в числе которых отмечалось большое количество трещин в местах сварных швов бронекорпусов. В таком виде ПБ-4 не мог быть рекомендован к серийному выпуску. Представитель военной приёмки на Ижорском заводе принял эти машины только условно, а УММ РККА отказался оплачивать затраты на их производство, тем более что испытательный цикл был пройден не полностью.

В декабре 1933 года инженерами КБС, совместно с заведующим сектором НТО УММ РККА Азбукиным был проведен целый ряд доработок, которые планировало ввести в конструкцию следующих машин. На этот раз Управление механизации и моторизации оказалось более благосклонно, что позволило в начале 1934 года заключить договор с Ижорским заводом на постройку 10 предсерийных бронемашин. Работы продвигались довольно быстро – в феврале собрали первые три модернизированных ПБ-4 и уже в марте передали их на испытания пробегом. Результаты оказались относительно удачными: во время испытаний на плаву, проведенных 13 апреля длительностью 1 час 7 минут, бронеавтомобиль развивал скорость 6-8 км\ч, но при этом наблюдался перегрев двигателя как на воде, так и на суше. По мнению военпреда Ижорского завода Корихина требовалось доработать вопросы установки глушителя, стрельбы на воде и многое другое. Спустя несколько дней начальник КБС Померанцев, видимо пытаясь доказать жизнеспособность своей машины, предложил испытать ПБ-4 пробегом совместно с БА-3 по маршруту Колпино-Москва и после этого отправить машины на военный парад. Получил соответствующее разрешение 24 апреля три БА-3 и один опытный ПБ-4 выехали в московском направлении и прибыли в столицу спустя три дня.

Об участии плавающего бронеавтомобиля в параде информации не сохранилось. Зато в ходе пробега у ПБ-4 выявили несколько недостатков, наиболее серьёзными из которых было плохое охлаждение мотора, высокая температура в боевом отделении и ненадежная конструкция кронштейнов крепления рессор. На основании этих данных Ижорский завод провел новую серию доработок, после чего, 19 июля 1933 года был составлен следующий протокол:

 

“Проводятся экспериментальные работы по охлаждению на двух ПБ-4.

Первый вариант — установка шестирядного радиатора емкостью в 20 л, замена отсоса воздуха инжектором из моторного отделения двумя воздушными шахтами с отводом наружу.

Второй вариант — радиатор «фордовский», ставятся до¬полнительные змеевики под полом корпуса с их последовательным включением в систему охлаждения, монтируются шахты для отсоса воздуха наружу и вводится инжектор для отсоса воздуха из кабины водителя.

В обоих случаях на радиаторы будут поставлены кожуха с конусами, центрующими поток воздуха от вентилятора, установлены отражатели для направления воздуха в шахты.

Будет конструктивно доработано:

а). Удобная посадка водителя и выход его из кабины (при выходе левая нога водителя не проходит между шахтой и рулевым колесом).

б). Установка задней дверцы в орудийной башне с лючком для наблюдения и стрельбы из Нагана.

в). Установка резиновых амортизаторов на передней оси.

г). Обеспечение водонепроницаемости лючков в крыше корпуса и орудийной башне.

До 1 августа все необходимые работы и заводские испытания по улучшению системы охлаждения будут закончены и два образца с кратким описанием и инструкциями будут переданы УММ на полигонные испытания”.

 

Процесс доработок занял ещё несколько месяцев так что два модифицированных ПБ-4 были предъявлены на испытания в сентябре 1934 года. Все машины имели отличия в отдельных узлах, но наиболее оптимальным вариантом признали бронеавтомобиль с радиатором от Т-37 (о котором говорилось в протоколе) и дополнительным змеевиком, который на плаву омывался забортной водой и обеспечивал лучшее охлаждение двигателя. При движении на колесах воздух в моторный отсек поступал через люк в передней части корпуса, который в случае необходимости мог герметически закрываться. Дополнительно вдоль бортов проложили специальные шахты для выброса горячего воздуха наружу через окна в бортах корпуса. Поступление свежего воздуха в водительское отделение частично улучшили за счет жалюзи в лобовом листе. За это время УММ РККА несколько пересмотрело планы выпуска ПБ-4, обязав Ижорский завод собрать 10 машин в 1934-м году и ещё 5 в 1935-м. Однако в действительности было выпущено всего шесть плавающих бронеавтомобилей, пять из которых оборудовали системой охлаждения с радиатором от Т-37, и одну машину частично разобрали весной 1935 г., в дальнейшем использовав её для испытания обстрелом.

 

Тем временем испытания предсерийных ПБ-4 продолжились на полигоне НИБТ в Кубинке, где один из бронеавтомобилей прошел 507 км (200 км по асфальтовому шоссе, 90 км по щебенчатому шоссе и 217 км по проселку). Здесь выявили новые недостатки машины. Наблюдение за окружающей обстановкой признали хорошим только при открытых люках, а при движении задним ходом водитель не мог управлять без посторонней помощи. Температура внутри бронеавтомобиля по прежнему оставалась высокой: по 10-12° снаружи с закрытыми люками бронеавтомобиль мог двигаться по проселку не более 6-8 км, а по шоссе не более 12 км, после чего вода в радиаторе закипала. В боевом отделении температура повышалась до 45-46°. Также ухудшились ходовые качества ПБ-4 по сравнению с серийным БА-3. При испытаниях машины на плаву, общая продолжительность которых составила 5 часов 35 минут, бронеавтомобиль мог входить в воду при различных грунтах с крутизной спуска 8-10°, а выходить только при наличии твердого грунта и подъёме не более 3-4°. В противном случае, даже с цепями “Оверолл”, бронеавтомобиль буксовал. Но хуже всего было то, что максимальная скорость плавания ПБ-4 составила всего 1,12 км\ч, при этом обнаружилось, что на воде “…машина почти неуправляема и поворот в нужном направлении возможен только при наличии багра или лопаты”. Вращать башней на плаву экипажу ПБ-4 тоже не рекомендовалось, так как при повороте всего в 15° бронеавтомобиль наклонялся, зачерпывая стволом воду. Система откачки попавшей в корпус воды (за час плавания её просачивалось около 240 литров) оказалась совершенно неэффективной – после “заплыва” экипаж был вынужден выходить из машины и открывать пробки в днище корпуса. Заключение по испытаниям ПБ-4, подписанное начальником НИБТ полигона Воробьевым, начальником испытательного отела Кульчицким и начальником 2-й станции полигона Пушкаревым было неутешительным:

 

“ПБ-4 по сравнению с БА-3 имеет пониженные динамические и экономические качества (расход топлива), проходимость значительно хуже, меньше боекомплект, недостаточна скорость движения на плаву;

Неудовлетворительная поворотливость;

Стрельба из пушки на воде с поворотом башни крайне ограничена устойчивостью машины;

Крайне ограничена возможность выхода на берег характером грунта и отлогостью берегов;

Охлаждение двигателя — неудовлетворительное;

Запас прочности деталей переднего моста не соответствует нагрузке на него;

Конструкция ПБ-4 требует дальнейшей доработки по пунктам, перечисленным в заключении. После устранения перечисленных дефектов машина должна быть повторно испытана и затем может быть дано окончательное заключение о пригодности бронеавтомобиля ПБ-4 для РККА”.

 

Повторные испытания ПБ-4 на плаву проводились 16 августа 1935 года на реке Нара около Ташировской мельницы. Поставив задачу добиться максимальной скорости на воде испытателям удалось разогнать машину до 2,8 км\ч, но набольшее ПБ-4 “раскачать” не удалось.

Понимая, что боевая ценность плавающего бронеавтомобиля будет ниже, чем у БА-3 и БА-6, УММ РККА отказалось принимать готовые машины на вооружение. В результате три ПБ-4 передали на хранение на склад №37, один некоторое время числился в составе 5-го мехкорпуса МВО и ещё один остался на НИБТ полигоне. Что случилось далее с первыми четырьмя бронемашинами сейчас сказать трудно, а вот “полигонный” ПБ-4 сохранился до наших дней и сейчас находится в экспозиции танкового музея в Кубинке.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПЛАВАЮЩЕГО БРОНЕАВТОМОБИЛЯ
ПБ-4 обр.1935 г.

БОЕВАЯ МАССА 5280 кг
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5300
Ширина, мм 1980
Высота, мм 2250
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 45-мм пушка 20К два и 7,62-мм пулемет ДТ
БОЕКОМПЛЕКТ 2268 патронов (36 дисков) и 52 снаряда
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический ТОП
перескопический ТП-1
оптический прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 7 мм
борт корпуса – 7 мм
корма корпуса – 7 мм
башня – 7 мм
крыша – 5 мм
днище — 4 мм
ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-АА, карбюраторный, жидкостного охлаждения, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 4-скоростной КПП и демультпликатором
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ колесная формула 6х4: передние колеса одиннарные, задние колеса пневматические, шины пневматические, подвеска на листовых рессорах
СКОРОСТЬ 50 км\ч по шоссе
20 км\ч по проселку
2,8км\ч на плаву
ЗАПАС ХОДА 197 км (по шоссе)
138 км (по поселку)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 15°
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71-ТК-3
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.