Появление бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1 позволило облегчить обслуживание новых основных танков, состоявших на вооружении Советской армии. Рассказывает wofmd.com Тем не менее, в строю оставалось значительное количество устаревших машин Т-54/55 и Т-62, которые тоже нуждались в подобной технике. Во второй половине семидесятых годов было принято решение о разработке новой БРЭМ на базе Т-54/55, предназначенной для обслуживания старых средних танков. Проект перспективной машины получил название БРЭМ-3.
Разработка новой ремонтной машины была поручена 482-му конструкторско-технологическому центру Минобороны (г. Киев). Задачей специалистов этой организации было создание БРЭМ на базе танка Т-54 обр. 1949 года с набором специального оборудования. Предполагалось, что перспективная машина сможет вытаскивать застрявшую бронетехнику, буксировать ее к месту ремонта, а затем обеспечивать различный ремонт, в том числе связанный с подъемом и перемещением крупных тяжелых грузов. Таким образом, БРЭМ-3 должна была иметь примерно такой же облик, как и БРЭМ-1. Тем не менее, в связи с иной базовой машиной требовалось соответствующее изменение существующих технических решений.
В первом варианте проекта БРЭМ-3 предлагалось использовать некоторые отработанные решения. В частности, следовало применить имеющиеся идеи, касающиеся компоновки агрегатов. Так, базовое шасси танка должно было претерпеть некоторые изменения. В передней его части предлагалось разместить единый обитаемый отсек экипажа, а на месте боевого отделения следовало расположить машинное отделение со специальным оборудованием. Кроме того, на крыше корпуса предлагалось установить набор различного специального оборудования.
Корпус БРЭМ-3 представлял собой значительно доработанный агрегат базового танка Т-54. Помимо установки специального оборудования на крыше монтировалась надстройка и некоторые другие детали. После подобных изменений корпус сохранял защиту на уровне базовой бронемашины. Лобовая проекция выдерживала попадания стрелкового оружия и малокалиберных пушек. Защита от современных танковых орудий с соответствующими боеприпасами не обеспечивалась.
Для большей безопасности боевой работы машину оснастили противоатомной защитой, термодымовой аппаратурой и дымовыми гранатометами. Восемь гранатометов разместили на общей установке на левом борту надстройки корпуса, под основанием подъемного крана. Кроме того, командир располагал зенитным пулеметом ДШКМ.
Как и в случае с БРЭМ-1, экипаж БРЭМ-3 должен был состоять из трех человек: механика-водителя, командира и сцепщика-такелажника. Их рабочие места располагались в передней части корпуса в общем отсеке. При этом все члены экипажа располагали собственными люками с приборами для наблюдения. Кроме того, над местом командира имелась небольшая башенка.
В машинном отделении в центре корпуса расположили тяговую лебедку и некоторое другое оборудование. Корма, как и ранее, отдавалась под моторно-трансмиссионное отделение. По ряду причин БРЭМ-3 получила доработанную силовую установку, собранную на основе агрегатов танков Т-54 обр. 1949 года и более позднего Т-55. В ее состав вошли дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с., бортовые редукторы танка Т-55 и входной редуктор, заимствованный у тягача БТС-2. Подобный состав силовой установки обеспечивал высокую степень унификации с существующей техникой, а также позволял достичь высоких характеристик. Ходовая часть танка Т-54 использовалась без каких-либо крупных изменений.
Вероятно, специальное оборудование новой ремонтно-эвакуационной машины разрабатывалось с учетом предыдущего проекта, что сказалось на его составе. По этой причине БРЭМ-3 получила сошник-бульдозер, тяговую лебедку, подъемный кран, грузовую платформу и набор специальных инструментов. Все это, как показала практика, позволяло выполнять весь спектр поставленных задач.
В передней части корпуса предлагалось монтировать сошник бульдозерного типа с гидравлическими приводами. Сошник шириной во всю бронемашину позволял ей закрепляться на месте при вытаскивании тяжелой техники. Также допускалось его использование при земляных работах. Любопытной особенностью сошника было крепежное устройство на его передней поверхности, при помощи которого можно было брать на буксир некоторые сравнительно легкие объекты.
В машинном отделении расположили тяговую лебедку, заимствованную у тягача БТС-4. Это устройство оснащалось металлическим тросом длиной 200 м и могло развивать тяговое усилие до 30 тс. При использовании полиспаста тяговое усилие могло увеличиваться до 100 тс. Тяговая лебедка предназначалась для вытаскивания застрявшей техники, а также для ее буксировки на небольшие расстояния. Ее характеристики позволяли работать с рядом бронемашин с соответствующей боевой массой.
На крыше корпуса базовой машины, на месте бывшего боевого отделения, предусматривалась крупная надстройка с креплениями для различного специального оборудования. В правой передней части эта надстройка контактировала с командирской башенкой. Слева от места командира размещалось опорно-поворотное устройство подъемного крана. На нем шарнирно закреплялась стрела с гидравлическим приводом. В транспортном положении стрела укладывалась назад по ходу движения, а двурогий крюк закреплялся в соответствующей петле на корме машины.
Кран позволял поднимать груз весом до 12 т и перемещать его в пределах достаточно широкого сектора. Для расширения возможностей ремонтно-эвакуационная машина комплектовалась устройствами блокировки ходовой части. Опорные катки передней и задней пар имели удлиненные втулки, а прямо над ними на корпусе располагались аналогичные детали. При установке на втулки вертикальных ограничителей происходила блокировка подвески, делавшая невозможным вертикальное перемещение опорных катков. После этого БРЭМ-3 могла двигаться по ровной площадке, удерживая краном груз весом до 10 т.
В кормовой части корпуса предусматривались крепления для буксирного приспособления. Это устройство позволяло брать поврежденную технику на буксир и отводить ее к месту ремонта.
На крыше надстройки расположили грузовую платформу с откидными бортами. На платформе предлагалось перевозить ящики ЗИП, инструмент и т.д. Общий вес нагрузки на платформе мог достигать 1,5 т. Перевозимый запас оборудования и инструментов позволял экипажу БРЭМ-3 самостоятельно проводить некоторые ремонтные работы.
Демонтаж башни с вооружением и установка нового вооружения не привели к значительному изменению массы машины. Сохранение имевшегося двигателя при незначительной переработке трансмиссии позволило оставить ходовые характеристики на уровне базового танка. Так, на грунтовой дороге БРЭМ-3 могла перемещаться со скоростью порядка 20 км/ч. Запас хода при этом достигал 220 км. Для увеличения запаса топлива на кормовых креплениях могли устанавливаться дополнительные бочки. Со средним танком на буксире (Т-55 или подобный) ремонтно-эвакуационная машина на грунтовой дороге могла развивать скорость до 14-15 км/ч.
Небольшие водные преграды можно было преодолевать вброд. Для пересечения более глубоких водоемов БРЭМ-3 предлагалось комплектовать оборудованием для подводного вождения. Основным ее элементом была труба-лаз.
Расчетные характеристики бронированной ремонтно-эвакуационной машины на базе танка Т-54 позволяли обслуживать весь парк устаревшей бронетехники, такой как Т-54, Т-55 и Т-62. Кроме того, не исключалась работа с более новыми основными танками. Специальное оборудование БРЭМ-3 позволяло вытаскивать бронетехнику и буксировать ее к месту ремонта. Там экипаж мог принять участие в ремонтных работах.
Разработка проекта БРЭМ-3 была завершена в 1979 году. Вскоре львовский ремонтный завод Минобороны построил первый опытный экземпляр этой машины. Его отправили на испытания, в ходе которых были установлены положительные и отрицательные черты разработки. В целом, машина получилась интересной и многообещающей, но все же не в полной мере соответствовала требованиям заказчика. По этой причине организация-разработчик получила задание выполнить доработку проекта, а затем представить на испытания усовершенствованный образец.
В течение нескольких следующих месяцев 482-й конструкторско-технологический центр разработал обновленный вариант проекта. По результатам испытаний было решено использовать некоторые новые идеи, а также значительно изменить конструкцию основных агрегатов. Так, силовую установку переработали и построили на базе агрегатов танков Т-55 и Т-62. Коррективы также были внесены в конструкцию корпуса: верхняя лобовая деталь была продлена вверх и назад, а высота командирской башенки уменьшена. Кроме того, башенку отделили от надстройки корпуса. Сама настройка, в свою очередь, изменила свою форму и размеры. В обитаемом отсеке появилось дополнительное место для ремонтника, который должен был брать на себя часть работ по обслуживанию поврежденной техники.
Подъемный кран перенесли с передней части надстройки на специальный усиленный участок левой надгусеничной полки. Можно предположить, что новый кран был создан на основе соответствующих агрегатов БРЭМ-1 либо заимствован у нее без изменений. Новый кран отличался от старого, предусматривавшегося исходным проектом, меньшей длиной и более тонким профилем стрелы. Основные характеристики, тем не менее, остались прежними.
Обновленная БРЭМ-3 получила модернизированный сошник-бульдозер меньшей высоты и уменьшенной ширины с гладкой передней поверхностью, без крепежных устройств. Имелись и иные изменения. К примеру, отсутствовала возможность оснащения ходовой части механизмами блокировки подвески. Вместо пулемета ДШКМ на командирской башенке установили более новый НСВ аналогичного калибра. В результате всех изменений боевая масса машины выросла до 38 т.
После всех доработок БРЭМ-3 второй версии сохранила основные характеристики базовой машины, а также отвечала предъявленным требованиям. Новый вариант БРЭМ на базе танка Т-54/55 был построен в 1980 году и вскоре вышел на испытания. Второй прототип хорошо показал себя на испытаниях, после чего машина БРЭМ-3 была рекомендована к принятию на вооружение. В ближайшем будущем военное ведомство планировало развернуть полномасштабное производство новой техники на ремонтных предприятиях. Предполагалось, что заводы будут получать устаревшие танки Т-54/55, которые после ремонта и модернизации смогут продолжать службу в новом качестве.
В силу разных причин массовое производство БРЭМ-3 так и не началось. Более того, есть основания полагать, что производство этой техники ограничилось двумя прототипами, хотя нельзя исключать строительство небольшой партии. Имеются несколько сравнительно новых фотографий, на которых изображены БРЭМ-3 первой модели. Предположительно эти фото были сделаны в конце прошлого десятилетия на полигоне Капустин Яр. Можно предположить, что в рамках испытаний было собрано более одной опытной машины первой версии, однако точные сведения на этот счет отсутствуют. Дальнейшая судьба второго прототипа, построенного и испытанного в 1980 году, неизвестна.