• Ср. Апр 24th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Более полувека «Ворошиловская башенная береговая батарея № 981» оставалась на страже дальневосточных морских рубежей Родины. Рассказывает wofmd.com

13 июня 1930 года на заседании Реввоенсовета СССР был утвержден трехлетний план развития береговой обороны. Особое внимание уделялось защите береговых баз Дальнего Востока, находившегося под постоянной угрозой японской агрессии.

НА ЗАЩИТУ ВЛАДИВОСТОКА

Между тем из более-менее современных орудий береговой обороны на Дальнем Востоке имелись в основном средне-калиберные. В 1931 году запланировали установить две 305-мм батареи для защиты главной военно-морской базы — Владивостока.

Поскольку на скорый выпуск промышленностью морских и береговых пушек крупного калибра рассчитывать не приходилось, решили использовать 305-мм (12-дюймовые) пушки с длиной ствола 52 калибра, снятые с башен линкора «Полтава» («Михаил Фрунзе»). Аварийный линкор в это время находился на стоянке в Ленинграде.

Броневые башенные трехорудийные установки МБ-3-12 под 305/52-мм орудия разработали под руководством А. А. Флоренского на Ленинградском металлическом заводе имени Сталина. Позицию для них выбрали на острове Русском в заливе Петра Великого, к юго-западу от бухты Новик.

Позиция была закрыта от наблюдения с моря, что значительно уменьшало ее уязвимость, но требовало современной системы приборов управления стрельбой с рядом вынесенных командных и целеуказательных постов и системой проводной связи. Проект и подготовительные работы в целом закончили в августе — сентябре 1932 года.

Береговая артиллерия в 1932 году перешла в подчинение Морских Сил Дальнего Востока (в 1935 году переформированы в Тихоокеанский флот), и в мае было сформировано управление начальника инженеров МСДВ, которое возглавил К. А. Розе.

В марте 1933-го ответственность перешла к Управлению оборонительного строительства МСДВ во главе с Я. 3. Покусом. Строительством 305-мм батареи на о. Русский, обозначавшейся как 1-Д, руководили инженеры А. И. Васильков, М. Я. Гмира, С. В. Череватый.

Комплект частей башенных установок удалось отправить из Ленинграда только в декабре 1932-го — январе 1933 года. Для их монтажа использовался специально доставленный 100-тонный козловой кран, впоследствии оставленный на батарее. Броню поставлял Ижорский завод. В состав батареи входили две башенные установки (блока), силовая станция, главный и вспомогательный командные посты, целеуказательные посты, казарменный городок, сооружения сухопутной обороны.

Первоначальное намерение закончить строительство к августу 1933 года оказалось нереальным. И все же сроки сдачи оказались «ударными». Приказом военного командования Дальнего Востока от 11 ноября 1934-го батарея на о. Русский была включена в состав действующих батарей Владивостокского укрепрайона под обозначением «305-мм башенная береговая батарея № 981».

Кроме номера она получила название «имени народного комиссара обороны СССР товарища Клима Ворошилова». Вполне заслуженно — комиссия во главе с Ворошиловым и приняла в 1931 году решение о строительстве двух 305-мм трехорудийных батарей для защиты Владивостока. Личный состав батареи по штату от 1 января 1936 года составляли 399 человек.

ДОСТРОЙКА И СЛУЖБА

Достройка и дооборудование батареи № 981 продолжались в 1935-1936 годах, в 1937-1940 годах строились пулеметные долговременные огневые точки сухопутной обороны, целеуказательные и выносные туманные посты и другие объекты. Хотя ввести в действия ряд построек и систем за это время не удалось, к началу Великой Отечественной войны батарея считалась вполне боеспособной.

В 1941 году для усиления сухопутной обороны батареи установили легкие сборные железобетонные пулеметные огневые точки и управляемые фугасы. Для самообороны батарея имела 76 мм полковые и горные пушки, противотанковые ружья, ротные и полковые минометы.

Для защиты от авиационных ударов усилили меры маскировки, установили зенитные пулеметные установки, на удалении от огневой позиции возвели ложную батарею. 305-мм стволы в начале 1942 года силами специалистов Артиллерийского отдела ТОФ и Ленинградского металлического завода были заменены новыми.

Старые стволы подвергнуты лейнированию (с расточкой канала и вставлением сменного нарезного лейнера) и оставлены в качестве запасных. В 1944 году на батарее была установлена английская РЛС орудийной наводки, полученная по ленд-лизу. На протяжении всей войны батарея № 981 под командованием майора береговой службы П. М. Якимова поддерживала высокий уровень боеготовности.

ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

В 1955 году батарея 981 была переформирована в 511-й башенный артиллерийский дивизион. Обновлялись приборы управления стрельбой — в частности, установлена береговая РЛС обнаружения «Шкот» разработки НИИ-10. С 1958 года дивизион содержался как кадрированный, по сокращенному штату, в 1960-м был переформирован в 109-ю батарею консервации.

Однако новая «дальневосточная тревога» — на этот раз из-за обострения отношений с Китаем — заставила вернуть батарею в боевой состав. В 1965 году она стала 122-м башенным артиллерийским дивизионом. РЛС «Шкот» заменили станцией «Залп-Б» разработки того же НИИ-10. Прежние целеуказательные посты выводились из эксплуатации. В 1997 году дивизион был выведен из состава Вооруженных Сил и расформирован.

 

ОРУДИЯ, ПОЗИЦИЯ, ПРИБОРЫ

Батарея на острове Русский — самая мощная среди береговых артиллерийских батарей, спроектированных и построенных в советский период.

Скрытое от наблюдения с моря расположение, сильная фортификационная защита, разнесение и привязка к местности элементов батареи намного повышали ее живучесть. Могущество снарядов, вынесенное положение батареи и продуманная система постов позволяли надежно защитить побережье.

ОРУДИЯ

Морское 305-мм (12-дюймовое) орудие раздельно-картузного заряжания с длиной ствола 52 калибра было разработано на обуховском сталелитейном заводе в 1907 году. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров, поверх них надевался кожух с ввинчивающимся казенником. В казеннике помещался откидываемый вбок поршневой затвор ступенчатого типа с обтюратором Банжа. 305-мм снаряды взяты из боекомплекта морских орудий. Боевые заряды составлялись из полузарядов в матерчатых картузах.

УСТАНОВКА И БАШЕННЫЙ БЛОК

Штыревая башенная артиллерийская установка МБ-3-12 была выполнена по типу корабельной башни главного калибра, но не копировала ее. По высоте она делилась на пять уровней. Верхним была собственно башня или боевое отделение с толщиной брони 305-203 мм, разделенное перегородками на три отделения — по числу орудий. Угол возвышения, как и в корабельных башнях, ограничивался 25°, хотя это не позволяло использовать возможности орудий по дальности стрельбы.

Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Доступ в башню осуществлялся через нижние люки или кормовой проем со сдвижной броневой плитой. Башня опиралась на боевой стол, которым служило рабочее отделение с механизмами горизонтального и вертикального наведения и лебедками с электроприводами. Боезапас подавался через подачную трубу, проходящую через три этажа установки и вращающуюся вместе с башней на центрирующем штыре. В перегрузочном отделении боезапас, поднимавшийся по подачной трубе, перегружался из нижней подачи в верхнюю.

Стенки перегрузочного отделения опирались на вертикальные катки, обкатывавшиеся по вертикальному погону на жестком барабане неподвижной части установки. Пружинное крепление катков способствовало центрированию башни и смягчало воздействие на жесткий барабан горизонтальной составляющей импульса отдачи, нескомпенсированной противооткатными устройствами. Верхняя часть шахты установки усиливалась барбетом — «кирасой» с толщиной брони 254 мм.

Каждый башенный блок включал трехэтажное железобетонное казематированное сооружение диной 41, шириной 23, высотой (без башни) 12 м, с круглым колодцем под башенную установку в центре.

Вход в блок на верхнем этаже осуществлялся из внутреннего дворика через броневую дверь. На среднем этаже находились зарядные, на нижнем — снарядные погреба. Снаряды первой подачи размещались на стеллажах, второй — в штабелях. Подача снарядов осуществлялась с помощью талей и монорельсов, полузарядов — вручную. По подачной трубе снаряды и заряды подавались с помощью подъемных тележек — зарядников. В один зарядник укладывались снаряд и два полузаряда. В погребах обоих башенных блоков размещались 360 бронебойных, 240 полубронебойных, 240 фугасных и 360 дальнобойных фугасных снарядов.

ПОЗИЦИЯ

Башенные блоки установлены на прямой специально возведенной террасе на удалении около 200 м один от другого. Превышение уровня одной из башен над второй составляет только один метр. Есть железнодорожные ветки, система подъемных приспособлений (включая батарейный козловой кран), автомобильная трасса для подвоза боеприпасов.

Башня № 1 имела круговой обстрел, № 2 — мертвый сектор в северном направлении. Башенные блоки заглублены в грунт, над землей выступает только башня высотой 3 м (из общей высоты установки 15 м).

Подбашенные помещения башенных блоков соединялись шахтами с подземными помещениями огневой позиции. Здесь размещались центральная силовая станция, котельная, резервуары для дизельного топлива, масла, воды, установки для подачи воды из артезианских скважин, помещения техперсонала, пост заместителя командира батареи по техчасти, дренажная штольня с аварийным выходом. С учетом подготовки к войне с применение боевых ОВ, были приняты меры «химической» защиты с герметизацией входов, установкой фильтров в системе вентиляции.

ПОСТЫ И ПРИБОРЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕЛЬБОЙ

Батарея № 981 — одна из трех в стране — была оснащена достаточно перспективной для своего времени полной схемой ПУС обр. 1929 г. (ПУС «Баррикады») с горизонтально-базовым дальномером (ГБД) и автоматом прямого курса (АПК). Схема включала выносные целеуказательные посты, дальномерную станцию, дальномерный пост (рубку), рубку управляющего огнем на батарейном командном пункте, центральный пост, агрегатные посты, приборы башен и погребов, местный центральный пост (в одной из башен).

ГБД с большой базой на местности предназначался для определения исходных координат цели с максимально возможной точностью. Перископические визиры конца базы ГБД устанавливались на целеуказательных постах и главном командном пункте. Посты располагались на мысе Карамзина, островах Шкота, Рейнеке, Попова, кроме азимута цели они определяли также среднюю точку падения залпа для корректирования стрельбы, оснащались также стереоскопическими дальномерами ДМ-6 с базой 6 м (разработки ГОМЗ), стереотрубами ОСТ-5.

Главный командный пост располагался на горе Вятлина в 1575 м к юго-западу от огневой позиции в трехэтажной казематированной железобетонной постройке, оснащался электромеханическим счетно-решающим устройством, трансформатором азимута и дистанции (для пересчета координат цели в команды для наводки орудий), передающими ПУС, собственным дизель-генератором. В отдельном блоке помещалась вращающаяся бронерубка со стереоскопическим дальномером Цейса ДМ-8 с базой 8 м.

В 1944 году вблизи поста возвели постройку для аппаратуры РЛС орудийной наводки, после войны — постройки для РЛС обнаружения «Шкот». Южнее командного поста на мысе Вятлина располагалась прожекторная станция батареи, на горе Главная — вспомогательный пост.

Главным методом работы схемы ПУС была центральная наводка. В орудийных башнях размешались приборы: принимающий расстояния, контрольные прицела, целика, угла горизонтального наведения и сигналов, приборы погребов боезапасов.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.