В 1943 году с переходом Красной Армии к стратегическим наступательным операциям зримо выявилось несоответствие характеристик 76-мм полковой пушки образца 1927 года требованиям фронта. Рассказывает wofmd.com
Очень остро встал вопрос о создании более мобильной и легкой полковой пушки с большими углами горизонтального обстрела и увеличенной скоростью наведения. Еще в 1942 году в ОКБ-172 (г. Пермь) под руководством М. Ю. Цирульникова (где незадолго до этого была создана 45-мм противотанковая пушка М-42) был разработан эскизный проект нового орудия.
Цирульников, использовав многократно опробованный метод, предложил наложить 76-мм ствол со слабой баллистикой на лафет 45-мм противотанковой пушки образца 1942 года.
Подобное решение позволяло получить довольно легкую артиллерийскую систему, использующую хорошо отработанные в производстве элементы, в то же время, оно не соответствовало требованиям ГАУ на полковое орудие 1942 года, которыми требовалось обеспечить более высокую начальную скорость снаряда, по сравнению с пушкой образца 1927 года.
В результате — в 1942 году этот проект не вызвал большого интереса со стороны ГАУ. Однако прекращение работ над другими полковыми орудиями, с одновременным появлением 76-мм выстрелов с кумулятивным снарядом, позволявшим поражать танки противника с толщиной броневой защиты до 70 мм , независимо от начальной скорости снаряда и дальности стрельбы, заставило руководство ГАУ пересмотреть свое отношение к проекту полковой пушки ОКБ-172.
Проект полковой пушки ОКБ-172 получил заводской индекс ОБ-25 и уже с февраля 1943 года завод № 172 приступил к их изготовлению и испытаниям опытных образцов.
ОБ-25 была сконструирована по классической схеме и состояла из ствола — моноблока с навинтным казенником и поршневым затвором (аналогичным затвору 76-мм полковой пушки образца 1927 года) и лафета с раздвижными станинами трубчатого типа от 45-мм противотанковой пушки, но с незначительными изменения для повышения прочности его узлов и механизмов, компенсировавших увеличение массы откатных частей орудия.
Лафет состоял из: верхнего и нижнего станков со станинами, противооткатных устройств (тормоза отката гидравлического типа и накатника пружинного типа), размещенных в люльке под стволом, щитового прикрытия, боевого хода с подрессориванием пружинного типа, подъемного и поворотного механизмов секторного типа. Щитовое прикрытие, предназначенное для защиты расчета от пуль, мелких осколков и ударных волн от близких разрывов, состояло из верхнего и нижнего щитов.
Высота линии огня составляла 718 мм . На верхнем станке крепились прицельные приспособления — механический прицел от пушки образца 1927 года и артиллерийская панорама системы Герца. Колеса металлические автомобильного типа ЗИК-1 (со спицами) или ГАЗ-АА (дискового типа), с пулестойкими шинами, заполненные губчатым каучуком.
В комплект орудия входил передок с зарядным ящиком, заимствованным с небольшими переделками от 45 мм противотанковой пушки. В походном положении пушка транспортировалась механической или конной тягой со скоростью до 35 км/ч .
В состав боекомплекта входили унитарные выстрелы со стальной осколочной или чугунной осколочно-фугасной гранатой, шрапнелью и картечью, а также с кумулятивным снарядом. Выстрелы к пушке ОБ-25 не были взаимозаменяемы с выстрелами каких-либо других советских 76-мм орудий; пушка имела собственную, специально разработанную для неё баллистику.
В июне того же года опытный образец пушки ОБ-25 передали для полигонных испытаний. После устранения ряда недостатков, в июле 1943 года последовали войсковые испытания, а уже 4 сентября 1943 года орудие было принято на вооружение РККА под официальным наименованием «76-мм полковая пушка образца 1943 года» с одновременным прекращением производства полковой пушки образца 1927 года.
По сравнению со своей предшественницей, полковая пушка образца 1943 года существенно выигрывала в подвижности и угле горизонтального наведения до 60° (что давало лучшие возможности по маневру огнем и борьбе с танками), однако при той же скорострельности, сильно уступала в максимальной дальности (до 4200 м ) и кучности стрельбы.
При более слабой внутренней баллистике удельная дульная энергия новой пушки снизилась почти в 1,5 раза по сравнению с этой величиной для пушки образца 1927 года (соответственно 355 и 516 Дж/кг). Стрельбу из нового орудия можно было вести только на уменьшенном заряде.
Полковая пушка образца 1943 года поступила на вооружение артиллерийских батарей стрелковых и кавалерийских полков (по 4 орудия), а также артиллерийских дивизионов отдельных механизированных и стрелковых бригад (по 4 орудия). Некоторое количество этих орудий было передано для вооружения Войска Польского и чехословацких военных формирований на территории СССР.
Полковая пушка образца 1943 года, благодаря своей малой боевой массе оказалась исключительно маневренным огневым средством непосредственной поддержки пехоты, способным действовать непосредственно в боевых порядках стрелковых подразделений, оперативно поражать при этом огневые средства и группы пехоты, разрушать укрепления полевого типа, с места, без дополнительной подготовки, отражать внезапные контратаки противника, а в случае необходимости кумулятивными боеприпасами уничтожать средние и легкие танки, а также другие бронемашины.
Производство 76-мм полковой пушки образца 1943 года было организованно в конце 1943 года на заводе
№ 172, где по 1945 год включительно было изготовлено 4164 орудий этого типа. С 1944 года к ее выпуску был подключен завод № 106 им. Молотова (г. Хабаровск). Производство орудия завершилось в 1946 году, всего было изготовлено 5152 пушки.