Хотя, по мнению аналитиков, предусмотренный программой «Витязь» перечень усовершенствований танков Т-72Б является вынужденным компромиссом между требованиями современной войны, реальными экономическими возможностями и технологическим потенциалом нашей страны. Рассказывает wofmd.com
Так, из-за отсутствия собственного производства, на Т-72, обновляемом по программе «Витязь», пришлось сохранить прежнюю пушку 2А46М и, соответственно, автомат заряжания (АЗ) к ней. Что не позволяет использовать современные бронебойные подкалиберные снаряды (БПС) большого удлинения, имеющие большую пробивную способность. Между тем, данное обстоятельство может сыграть решающую роль в возможном противостоянии Т-72Б «Витязь» и ОБТ стран НАТО.
Некоторое время назад в американском издании The National Interest появилась статья, в которой утверждалось, что БПС ОБТ советского производства и их постсоветских версий не способны преодолевать броневую защиту современных ОБТ западных стран. А ведь, именно, они считаются одним из наиболее эффективных средств борьбы с ОБТ.
Пробивная способность такого боеприпаса, помимо скорости (производной от мощности заряда и длины ствола), также зависит от массы сердечника («лома» – на военном сленге), определяемой длинной снаряда и плотностью материала из которого сделан «лом». По общему правилу, чем длиннее и прочнее сердечник, тем большую броневую преграду он способен преодолеть. Причем для гарантированного пробития брони, длина сердечника в мм должна заметно превышать толщину преграды в мм.
Начиная с 60-х и вплоть до 90-х годов XX, между производителями ОБТ и БПС СССР и стран Запада шло напряженное соревнование: стоило одним нарастить толщину брони, как другие тут же стремились увеличить длину БПС.
Однако из-за развала Советского Союза и последовавшего за этим дезорганизации ВПК, Россия, унаследовавшая эту отрасль, серьезно отстала от конкурентов в разработке и производстве танковых БПС. Лишь к концу первого десятилетия XXI века российской оборонке удалось создать более-менее современные БПС 3БМ59 «Свинец-1» и 3БМ60 «Свинец-2», изготовленные соответственно из вольфрама и обедненного урана.
Их пробивная способность составляет 650-750 мм катаной гомогенной брони под наклоном 60 градусов на среднем удалении 2 км. Между тем, защищенность западных ОБТ за постсоветский период выросла более значительно. Ныне толщина лобовой бронированной преграды ОБТ «Абрамс», «Леопард-2» и «Челенджер-2» соответствует, в среднем, примерно 800 мм гомогенной катаной брони. Так что пробить эту защиту можно только с расстояния существенно меньшего, чем 2 км или в боковую и кормовую проекцию.
Но главная беда даже не в этом. Дело в том, что применение БПС типа «Свинец» в ОБТ Т-72 невозможно без доработки АЗ: сердечники этих боеприпасов имеют длину 740 мм, а в АЗ Т-72 помещаются снаряды не длиннее 640 мм. Да и более мощные боеприпасы требуют пушку с более высокой дульной энергией. Поэтому БПС «Свинец» первоначально начали включать только в боекомплект российских танков Т-90 и лишь после 2016 года они начали использоваться в Т-72Б3.
Из всего вышеизложенного следует вывод: раз на Т-72Б «Витязь» пришлось сохранить прежнюю пушку и АЗ, то он не сможет применять современные БПС большого удлинения и соответственно большей пробивной способности.
Поэтому самым мощным в боекомплекте беларуских танков по-прежнему останется выстрел 3ВБМ17 (3ВБМ17М) «Манго» c БПС 3БМ42 (3БМ42М), принятый на вооружение советской армии еще в середине 1980-х годов. Его средняя пробиваемость на дистанции 2 км составляет только 500 мм стальной гомогенной брони.
При таком раскладе остается надеяться, что нашим «Витязям» не придется сходиться в открытом бою с последними модификациями «Абрамсов», «Леопардов» и «Челленджеров». В лоб БПС «Манго» их не пробьешь, а зайти им во фланг и тыл вряд ли удастся, ввиду недостаточной удельной мощности (19,7 л.с./т у Т-72Б против 25,4 л.c./т у «Леопарда-2»). На доработанных “витязях” сохранены старые, пусть и капитально отремонтированные, двигатели В-81-4 мощностью 840 лошадиных сил вместе с прежними трансмиссиями.
Не является последним словом науки и техники также российская ДЗ «Контакт-5»”, которая по замыслу разработчиков из Борисова должна была бы усилить защищенность модернизированного ими танка. Но надежды эти не обоснованы, так как еще в середине 90-х годов ДЗ «Контакт-5» преодолевалась большинством БПС, состоящих на вооружении армий стран НАТО.
В ранних вариантах модернизации Т-72Б по программе «Витязь» предлагалось использовать ДЗ «Нож» и комплекс активной защиты «Заслон», разработанные в Украине на основе достижений советской эпохи. Причем «Нож», по мнению некоторых экспертов, обеспечивает более высокую защищенность, чем «Контакт-5». Причиной отказа 140-го завода от сотрудничества с украинскими производителями считается негативная позиция российской стороны.
Однако справедливости ради следует отметить, что разработчикам и производственникам 140-го ремонтного завода удалось решить ряд серьезных проблем базовой машины, перед которыми отступили россияне. В частности, в Борисове смогли оборудовать Т-72Б защищенной дистанционно управляемой зенитно-пулеметной установкой для борьбы с воздушными и наземными целями на расстоянии до 1600 м.
Правда, система управления огнем «Витязя», практически, аналогичная использованной на Т-72Б3. Каждый танк, прошедший доработку по программе «Витязь», оснащается многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» производства беларуской компании «Пеленг».
Этот прицел стабилизирован в двух плоскостях, имеет оптический, телевизионный и инфракрасный каналы, а также лазерный дальномер, который используется и для подсветки целей при стрельбе управляемыми ракетами. Наводчик и командир имеют свои мониторы.
Важными новшествами являются радиостанция Р-181-50ВУ «Рапсодия» и спутниковая система глобального позиционирования на основе GPS/ГЛОНАСС.
В итоге, несмотря на недостатки, «Витязь» по совокупности тактико-технических характеристик в 1,6 раза превосходит исходную машину и, по мнению специалистов, вполне пригоден для ведения оборонительных боевых действий.
Однако обновление танкового парка нашей армии силами предприятий беларуского ВПК также стоит денег. Пусть и существенно меньших, чем запрашивает «Уралвагонзавод». И по причине скудости национального оборонного бюджета, обновление даже одних только Т-72Б из арсенала вооруженных сил Беларуси вряд ли возможно в обозримой перспективе.