Колесно-гусеничная боевая машина
Идеи американского конструктора Кристи не ограничивались только проектированием танков – в 1920-1930 гг. в США существовал особый вид техники, называемый Combat Car (боевая машина). Рассказывает wofmd.com Дело в том, что в то время Департамент Вооружений считал, что танки являются слишком дорогими “игрушками” для армии и постройка нескольких десятков легких 6-тонных танков (на основе Renault FT17) и тяжелых Mk.VIII было вызвано исключительной необходимостью, которой тогда являлась Первая Мировая война. Затем на долгие годы поставка танков американской армии практически прекратилось. Более того, танки теперь разрешалось иметь только пехоте, а кавалерия должна была обойтись исключительно бронеавтомобилями. Чтобы обойти этот нелепый закон штаб кавалерии решил не называть танки своим именем, присвоив им название Combat Car – таким образом удавалось соблюсти “рамки приличия”.
Требования к “кавалерийским боевым машинам”, естественно, было как к обычным танкам, но с небольшими поправками. Главным критерием являлась скорость, после которого шло бронирование и вооружение. Под такие нужды Кристи спроектировал свою первую специализированную машину для нужд кавалерии, названную T1 Combat Car.
Как внешне, так и конструктивно Т1 представлял собой симбиоз танка и бронеавтомобиля. От первого заимствовали “классическую” компоновку, а от второго явно перешел корпус с высокими вертикальными бронелистами. Ходовая часть Т1, как и полагается, имела смешанный колесно-гусеничный ход. Применительно на борт она состояла из трех опорных катков большого диаметра (передняя пара — управляемая), носового направляющего и заднего ведущего колеса. Амортизация задних катков – на пластинчатых рессорах, причем открытые элементы подвески были защищены бортовым бронированным экраном.
Корпус собирался из катаных бронелистов при помощи клёпки и сварки. Максимальная толщина брони не превышала 12,7 мм. Вооружение Т1 состояло из одного 12,7-мм и одного 7,62-мм пулеметов Browning, монтируемых в спаренной установке в башне, имевшей круговое вращение.
Хотя по всем параметрам Т1 не уступал танкам, его испытания сильно затянулись. За первым опытным образцом, полученным армией в 1931 г., последовали ещё два. На модифицированном варианте Т2 Combat Car, как и его дальнейшем развитии Т2Е1, отказались от ведущего колеса “танкового” типа, направляющее колесо перенесли назад, фактически превратив боевую машину в полугусеничным бронеавтомобилем. Также немного изменили форму корпуса, оставив компоновку прежней. Оценив представленные прототипы кавалерия не согласилась принять ни один из предложенных вариантов, хотя Т1 вполне мог пойти в серийное производство, как наиболее соответствующий выдвигаемым тогда требованиям.
Экипаж машины типа Т2 состоял из 3-4 человек, вооружение – один 12,7-мм и один 7,62-мм пулемет в башне с круговым вращением. На всех трех прототипах устанавливались только бензиновые двигатели, а на последней модели Т2Е1 стоял 7-цилиндровый Continental Model 12-670 с воздушным охлаждением. Полученные в 1931 году три боевые машины (построенные, кстати, на Рок-Айлендском Арсенале) получили армейское обозначение T5 Armored Car и нашли весьма ограниченное применение. Фактически эти бронемашины считались экспериментальными, поскольку кавалерия не проявила к ним большого интереса, а пехота в то время была сильно ограничена в своих требованиях. В том же году Т5 модернизировали, защитив гусеничную ходоую часть бронещитом. Тем не менее, через несколько лет все опытные образцы разобрали на металл, так и не приняв на вооружение официально.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ
T1 Combat Car образца 1931 г.
БОЕВАЯ МАССА | ~5000 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 3-4 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | ~5000 |
Ширина, мм | ~2000 |
Высота, мм | ~2000 |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | один 12,7-мм и один 7,62-мм пулемет Colt-Browning M1919 |
БОЕКОМПЛЕКТ | ? |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | оптический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 12,7 мм борт корпуса — ? корма корпуса — ? башня — ? крыша — ? днище — ? |
ДВИГАТЕЛЬ | Continental Model 12-670, карбюраторный, 7-цилиндровый, воздушного охлаждения |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | колесная часть: передний мост автомобильного типа с одинарными колесами, шины бескамерные, подвеска на листовых рессорах гусеничная часть: 3 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо (T1) или только заднее направляющее колесо (Т2 и Т2Е1) |
СКОРОСТЬ | ~50 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | ~200 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Уклон, % | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | ? |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |