Парижская пушка ( нем . Paris-Geschütz / Pariser Kanone ) — это название, данное типу немецких осадных орудий дальнего действия, некоторые из которых использовались для бомбардировки Парижа во время Первой мировой войны. Они находились на вооружении с марта по август 1918 г. Когда пушки были впервые применены, парижане полагали, что их бомбил высотный дирижабль, так как не было слышно ни звука самолета, ни звука пушки. Рассказывает wofmd.com
Это были самые большие артиллерийские орудия, использовавшиеся во время войны по длине ствола, и они подпадали под (более позднее) формальное определение крупнокалиберной артиллерии. Также называемые «Kaiser Wilhelm Geschütz» («Пушка кайзера Вильгельма»), их часто путали с «Большой Бертой», немецкой гаубицей, использовавшейся против бельгийских фортов в битве при Льеже в 1914 году; действительно, французы также называли их этим именем.
Их также путали с меньшей пушкой «Langer Max» (Long Max), от которой они произошли; хотя все эти орудия производили знаменитые артиллеристы семейства Круппов, на этом сходство заканчивалось.
В качестве боевого оружия «Парижские пушки» не пользовались большим успехом: грузоподъемность была небольшой, ствол требовал частой замены, а точность пушек была достаточной только для поражения целей размером с город. Цель немцев состояла в том, чтобы создать психологическое оружие для подрыва боевого духа парижан, а не для уничтожения самого города.
Из-за очевидного полного уничтожения этого оружия немцами перед лицом последних наступлений Антанты его возможности не известны с полной уверенностью. Цифры, указанные для размера, дальности и характеристик оружия, сильно различались в зависимости от источника — точно не известно даже количество выпущенных снарядов. В 1980-х годах была обнаружена и опубликована длинная заметка об оружии. Она была написана доктором Фрицем Раузенбергером (на немецком языке), инженером Круппа, отвечавшим за разработку оружия, незадолго до его смерти в 1926 году. при этом были значительно уточнены детали конструкции и возможностей орудия.
Пушка была способна стрелять 106-килограммовым (234 фунта) : 120 снарядом на дальность 130 километров (81 милю) и максимальную высоту 42,3 км (26,3 мили)[1]: 120 — наибольшая высота достигался искусственным снарядом до первого успешного летного испытания Фау-2 в октябре 1942 года. В начале своей 182-секундной траектории : 33 каждый снаряд из Парижской пушки достиг скорости 1640 м / с ( 5904 км/ч; 5381 фут/с; 3669 миль/ч).: 33
Расстояние было таким большим, что эффект Кориолиса — вращение Земли — был достаточно существенным, чтобы влиять на расчеты траектории. Орудие стреляло по азимуту 232 градуса (запад-юго-запад) от Крепи-ан-Лаон, который находился на 49,5 градусах северной широты.
Было построено семь стволов. Они использовали изношенные 17 130-миллиметровые стволы орудия 38 cm SK L / 45 «Max», которые были оснащены внутренней трубой, уменьшающей калибр с 380 мм (15 дюймов) до 210 мм (8 дюймов). Труба была 31 метр (102 фута) в длину и выступала на 13,9 м (46 футов) из конца орудия, поэтому к старому дулу орудия был прикручен удлинитель, чтобы покрыть и укрепить трубу футеровки.
К его концу был прикреплен дополнительный 6-метровый гладкоствольный удлинитель, в результате чего общая длина ствола составила 37 м (121 фут). снарядов, так как это уменьшало легкое рыскание снаряда, которое могло быть сразу после выхода из ствола орудия, вызванное нарезами орудия.
Ствол был подкреплен, чтобы противодействовать падению ствола из-за его длины и веса, а также вибрации при стрельбе; она устанавливалась на специальном рельсово-транспортном лафете и стреляла из подготовленной бетонной огневой точки с поворотной платформой. Первоначальная казенная часть старой 38-см пушки не требовала модификации или усиления.
Поскольку оно было основано на военно-морском орудии, на орудии работал экипаж из 80 моряков Имперского флота под командованием вице-адмирала Максимилиана Рогге, начальника артиллерийского отделения Адмиралтейства. батареи стандартной армейской артиллерии, чтобы создать хор «шумовой завесы» вокруг большого орудия, чтобы французские и британские корректировщики не могли его обнаружить.
Снаряд летел значительно выше, чем снаряды предыдущих орудий. Писатель и журналист Адам Хохшильд сказал об этом так: «Каждому гигантскому снаряду требовалось около трех минут, чтобы преодолеть расстояние до города, поднявшись на высоту 25 миль [40 км] в верхней части своей траектории. высочайшая точка, когда-либо достигнутая рукотворным объектом, настолько высокая, что артиллеристы, рассчитывая, куда упадут снаряды, должны были учитывать вращение Земли. Впервые в военном деле смертоносные снаряды обрушились на мирных жителей с стратосфера». Это уменьшило сопротивление воздуха, что позволило оболочке достичь дальности более 130 километров (81 милю).
Незавершенная пушка Фау-3 могла стрелять более крупными снарядами на большую дальность и со значительно большей скорострельностью. Незавершенная иракская суперпушка также была бы значительно больше.
Снаряды
Снаряды Paris Gun весили 106 кг (234 фунта). корпуса был изготовлен из толстой стали, содержащей 7 кг (15 фунтов) тротила.: 120
Небольшое количество взрывчатого вещества — около 6,6% от веса снаряда — означало, что эффект от разрыва снаряда был небольшим для размера снаряда. Толщина корпуса снаряда, чтобы выдерживать силы выстрела, означала, что снаряды разрывались на сравнительно небольшое количество крупных осколков, что ограничивало их разрушительное действие. Воронка, образовавшаяся в результате падения снаряда в саду Тюильри, была описана очевидцем как диаметром от 10 до 12 футов (от 3,0 до 3,7 м) и глубиной 4 фута (1,2 м).
Снаряды летели с такой высокой скоростью, что каждый последующий выстрел изнашивал значительное количество стали из нарезного канала ствола. Каждый снаряд был последовательно пронумерован в соответствии с его увеличивающимся диаметром, и его нужно было выстрелить в порядке номеров, чтобы снаряд не застрял в канале ствола и не взорвался орудие.
Кроме того, когда снаряд втыкался в орудие, патронник точно измерялся, чтобы определить разницу в его длине: разница в несколько дюймов вызывала бы большую разницу в скорости, а вместе с ней и в дальности. Затем, после определения дисперсии, рассчитывали добавочное количество топлива, а его меру снимали со специальной машины и добавляли к штатному заряду. После того, как было произведено 65 выстрелов, каждый из которых имел постепенно увеличивающийся калибр для обеспечения износа, ствол был отправлен обратно в Krupp и расточен новым набором снарядов.
Взрывчатое вещество снаряда содержалось в двух отсеках, разделенных перегородкой. Это усиливало корпус и поддерживало заряд взрывчатого вещества при ускорении стрельбы. Один из двух взрывателей снаряда был установлен в стене, а другой — в основании снаряда. Взрыватели оказались очень надежными, так как каждый из 303 снарядов, упавших в Париже и его окрестностях, успешно взорвался.
Носовая часть снаряда была снабжена обтекаемым легким баллистическим колпачком, а сбоку были канавки, которые сцеплялись с нарезами ствола орудия, вращая снаряд во время выстрела, поэтому его полет был стабильным. Две медные приводные ленты обеспечивали газонепроницаемое уплотнение ствола орудия во время стрельбы.
Использование в Первой мировой войне
Парижская пушка использовалась для обстрела Парижа на расстоянии 120 км (75 миль) . Орудие было выпущено с лесистого холма (Ле-Мон-де-Жуа) недалеко от Крепи, и первый снаряд упал в 7:18 утра 23 марта 1918 года на набережной Сены, взрыв был слышен по всему городу. Снаряды продолжали падать с 15-минутными интервалами, в первый день насчитали 21 снаряд. В первый день пятнадцать человек были убиты и тридцать шесть ранены. Воздействие на моральный дух в Париже было немедленным: к 27 марта на вокзале Орсе выстроились многотысячные очереди, а на вокзале Монпарнас продажа билетов за пределами столицы была приостановлена из-за спроса.
Первоначально предполагалось, что это были бомбы, сброшенные с самолета или дирижабля, летевшего слишком высоко, чтобы их можно было увидеть или услышать.В течение нескольких часов было собрано достаточно фрагментов обшивки, чтобы показать, что взрывы были результатом снарядов, а не бомб. . К концу дня военным властям стало известно, что снаряды были выпущены из тыла немцев из нового дальнобойного орудия, хотя первоначально в прессе высказывались предположения о происхождении снарядов.
Это включало теорию, что их стреляли немецкие агенты недалеко от Парижа или даже в самом городе, поэтому в заброшенных карьерах недалеко от города искали спрятанное оружие. Французский летчик-разведчик Дидье Дора обнаружил в течение нескольких дней три точки для орудия, траектория снарядов, упавших в Париж, показала направление, с которого они были обстреляны. Ближайшая огневая позиция была поражена 34-сантиметровой железнодорожной пушкой, а два других объекта подверглись бомбардировке с самолетов, хотя это не смогло прервать немецкую бомбардировку.
Было выпущено от 320 до 367 снарядов с максимальной скоростью около 20 в день. В результате снарядов погибло 250 человек и было ранено 620 человек, был нанесен значительный материальный ущерб. Худший инцидент произошел 29 марта 1918 года, когда снаряд попал в крышу церкви Сен-Жерве-и-Сен-Проте, обрушив крышу на прихожан, которые затем слушали службу Страстной пятницы. Всего погиб 91 человек, 68 получили ранения.
С 25 по 29 марта, когда производилась замена первого ствола, стрельбы не было; в неподтвержденном отчете разведки утверждалось, что он взорвался. Стволы, вероятно, снова меняли между 7-11 апреля и снова между 21-24 апреля. Диаметр более поздних гильз увеличился с 21 до 24 см, что указывает на то, что использованные стволы были перерасточены.
Еще одна огневая позиция, позже идентифицированная как специально предназначенная для «Парижской пушки», была обнаружена наступающими американскими войсками в начале августа на северной стороне лесистого холма в Куси-ле-Шато-Офрик примерно в 86 километрах. (53 мили) от Парижа.
Орудие было возвращено в Германию в августе 1918 года, поскольку наступление союзников угрожало его безопасности. Ни одно оружие не было захвачено союзниками. Считается, что ближе к концу войны они были полностью уничтожены немцами. Одна запасная установка была захвачена американскими войсками в Брюйер-сюр-Фер, недалеко от Шато-Тьерри, но орудие так и не было найдено; планы строительства, похоже, тоже были уничтожены.
После Первой мировой войны
По условиям Версальского договора немцы должны были передать союзникам полную парижскую пушку, но они этого никогда не выполняли.
В 1930-х годах немецкая армия заинтересовалась ракетами для дальнобойной артиллерии в качестве замены парижской пушке, которая была специально запрещена Версальским договором. Эта работа в конечном итоге привела к созданию ракеты Фау-2, которая использовалась во время Второй мировой войны.
Несмотря на запрет, Крупп продолжал теоретические работы над дальнобойными орудиями. Они начали экспериментальную работу после того, как нацистское правительство начало финансирование проекта после прихода к власти в 1933 году. Это исследование привело к созданию 21 cm K 12 (E), усовершенствованию концепции дизайна Paris Gun. Хотя он был в целом похож по размеру и дальности полета на своего предшественника, инженеры Круппа значительно уменьшили проблему износа ствола. Они также улучшили мобильность по сравнению с фиксированной Paris Gun, сделав K12 железнодорожной пушкой.
Первый K12 был доставлен немецкой армии в 1939 году, а второй — в 1940 году. Во время Второй мировой войны они дислоцировались в районе Нор-Па-де-Кале во Франции; они использовались для обстрела Кента в Южной Англии в период с конца 1940 по начало 1941 года. Одно орудие было захвачено союзными войсками в Нидерландах в 1945 году.