Mortier 280 mm TR de Schneider sur affût-chenilles St Chamond — французская самоходная осадная гаубица, разработанная во время Первой мировой войны и использовавшаяся во время Второй мировой войны. Рассказывает wofmd.com
Перед Первой мировой войной доктрина французской армии была ориентирована на войну с быстрым маневром. Хотя до начала Первой мировой войны у большинства комбатантов была тяжелая полевая артиллерия, ни у кого из них не было достаточного количества тяжелых орудий на вооружении, и когда Западный фронт застопорился, и траншейная война была перенесена на легкие полевые орудия, с которыми комбатанты пошли на войну. начали демонстрировать свою ограниченность при столкновении с противником, который теперь окопался на подготовленных позициях.
Огонь с закрытых позиций, перехват и контрбатарейный огонь подчеркивали важность тяжелой артиллерии дальнего действия. Поскольку самолеты того периода еще не были способны нести бомбы большого диаметра, бремя обеспечения тяжелой огневой мощи легло на артиллерию. Двумя источниками тяжелой артиллерии, подходящей для переоборудования для использования в полевых условиях, были избыточные орудия береговой обороны и морские орудия.
Однако артиллерийские конструкторы того времени столкнулись с парадоксом; в то время как морские орудия большого калибра были обычным явлением, сухопутное оружие большого калибра не было из-за их веса, сложности и отсутствия мобильности. Полевые орудия большого калибра часто требовали обширной подготовки площадки, потому что орудия приходилось разбирать на несколько грузов, достаточно легких, чтобы их можно было буксировать конной упряжкой или несколькими тяговыми двигателями того времени, а затем снова собирать перед использованием.
Железнодорожный транспорт оказался одним из наиболее практичных решений, потому что были решены проблемы большого веса, отсутствия мобильности и сокращения времени установки, но железнодорожные орудия могли двигаться только там, где проложены пути, и не могли идти в ногу с армией на марше или пересечении. грязь ничейной земли.
Другое решение заключалось в создании самоходной тяжелой артиллерии на базе шасси сельскохозяйственных тракторов с непрерывной гусеницей, таких как трактор Holt, ранний артиллерийский тягач, использовавшийся союзниками для буксировки тяжелой артиллерии. Одним из первых экспериментов был британский Gun Carrier Mark I, в котором механика и ходовая часть танка Mark I сочетались с новым шасси, которое могло нести либо 6-дюймовую гаубицу BL мощностью 26 ц, либо 60-фунтовую пушку BL. 6-дюймовая гаубица могла стрелять с носителя, хотя машина редко использовалась в качестве самоходки. Перед использованием 60-фунтовую пушку нужно было демонтировать с носителя, потому что ствол нужно было отводить по тропе, когда его загружали на носитель.
Дизайн
-chenilles St Chamond была модифицированной версией Mortier de 280 modèle 1914 Schneider, французской осадной гаубицы производства Schneider et Cie. Пушка была результатом соглашения 1909 года между Шнайдером и русскими Путиловский производитель вооружений для совместной разработки ряда артиллерийских орудий. Первый опытный образец был испытан Императорской Российской Армией в 1912 году, и хотя он не отвечал всем их требованиям, испытания были признаны успешными, и он был допущен к производству. Французская армия также проявила интерес к конструкции, и первые орудия были доставлены в августе 1915 года.
Пушка была обычным оружием для своего времени, и у других стран было аналогичное оружие, такое как австро-венгерская 24 cm Mörser M 98, немецкая 28 cm Haubitze L/14 i.R. или русский 11-дюймовый миномет М1877. Орудие имело коробчатый лафет, гидропневматическую систему отдачи, прерывистый винтовой затвор с обтюратором де Банжа и использовало порох и снаряды в мешках с раздельной загрузкой.
Орудие имело расчет из 12 человек и стреляло осколочно-фугасным снарядом весом 205 кг (452 фунта) на дальность 10 950 метров (11 980 ярдов). Для транспортировки орудие было разобрано на четыре груза, ствол, люльку, лафет и огневую платформу и перевозилось на 4 конных повозках, но их скорость была ограничена скоростью, чуть превышающей скорость пешехода. Еще одним недостатком было то, что разборка и сборка ружья на месте занимала значительное время. Под лафетом нужно было вырыть яму для стального ящика, чтобы компенсировать отдачу ствола при больших углах обстрела. Хотя медленная транспортировка и установка не были проблемой, когда фронт был статичен, это стало проблемой в конце войны, когда мобильность была восстановлена.
Чтобы решить проблему самоходной артиллерии, французский инженер полковник Эмиль Римайо, работавший в компании St Chamond в 1918 году, разработал сложное, но элегантное решение, состоящее из двух гусеничных машин. Первым был носитель боеприпасов и экипажа, который приводился в действие бензиновым двигателем, который приводил в движение носитель боеприпасов и приводил в действие электрический генератор, который снабжал энергией носитель орудия с электрическим приводом через электрический кабель. На дороге подвозчик боеприпасов мог буксировать орудийный тягач с помощью фаркопа, а на бездорожье тягово-сцепное устройство можно было отцепить, и орудийный носитель мог двигаться независимо, будучи прикрепленным электрическим кабелем.
Поскольку двигатель и генератор располагались на подносе боеприпасов, носитель орудия имел полую центральную часть, поэтому орудие могло откатиться ниже уровня палубы, а орудие могло быть установлено низко на шасси, что улучшало устойчивость. Противооткатная система орудия состояла из люльки, удерживающей ствол, и слегка наклонной огневой платформы с гидрогравитационной системой отката. Когда орудие стреляло, гидравлические буферы замедляли отдачу люльки, которая скользила вверх по набору наклонных рельсов на огневой платформе, а затем возвращала орудие в исходное положение за счет совместного действия буферов и силы тяжести.
Поскольку каждая гусеница на орудийной платформе имела свой собственный электродвигатель, две гусеницы могли перемещаться независимо, так что машина могла почти поворачиваться на месте. Для мелкого поперечного движения механическая коробка передач, прикрепленная к главной передаче, вращалась большим колесом, мало чем отличающимся от корабельного штурвала, который поворачивал гусеницы. Эта система использовалась для установки ряда крупных орудий калибра 120 мм (4,7 дюйма), 155 мм (6,1 дюйма), 194 мм (7,6 дюйма), 220 мм (8,7 дюйма) и 280 мм (11 дюймов). были произведены все варианты, и ни один из них не вступил в строй до конца Первой мировой войны.