• Ср. Май 8th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

SMS Novara — крейсер-разведчик класса «Новара» австро-венгерского флота, служивший во время Первой мировой войны. Построенный на верфи Danubius в период с декабря 1912 по январь 1915 года, «Новара» был третьим и последним членом своего класса, поступившим на вооружение, около шести месяцев после начала войны. Он был вооружен батареей из девяти 10-сантиметровых (3,9 дюйма) орудий и имел максимальную скорость 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). Рассказывает wofmd.com 

Корабль широко использовался во время Первой мировой войны из-за осторожной стратегии, принятой австро-венгерским флотом и их противниками в Тройственном Союзе. «Новара» часто использовалась для рейдов на вражеские корабли и заграждения в Отранто, включая патрулирование в ноябре 1915 года, когда она уничтожила застрявшую французскую подводную лодку. Кульминацией этих операций стала битва в Отрантоском проливе в мае 1917 года, крупнейшее морское сражение Адриатической кампании. Там она и две ее сестры потопили четырнадцать дрифтеров, однако она была сильно повреждена британским крейсером, и ее пришлось отбуксировать обратно в порт. Новара участвовала в восстании Каттаро в январе 1918 года и вывела корабли лоялистов в безопасное место.

После окончания войны Новара несколько раз переходила из рук в руки, будучи переданной сначала Королевству Югославии, государству-правопреемнику Австро-Венгрии, а затем Франции в качестве военного трофея в соответствии с условиями Сен-Жермен-ан-Ле. Введенный в состав французского флота под названием «Тьонвиль», корабль служил с 1920 по 1932 год в качестве учебного корабля, а с 1932 по 1941 год — в качестве казарменного корабля в Тулоне, прежде чем был разобран на металлолом.

Дизайн

Новара имела общую длину 130,64 метра (428 футов 7 дюймов), ширину 12,79 метра (42 фута 0 дюймов) и среднюю осадку 4,6 метра (15 футов 1 дюйм). Его водоизмещение 3500 длинных тонн (3600 т) при нормальной нагрузке и до 4017 длинных тонн (4081 т) при глубокой загрузке. Ее силовая установка состояла из двух комплектов паровых турбин AEG, приводивших в движение два гребных вала. Они были рассчитаны на мощность 25 600 лошадиных сил на валу (19 100 кВт) и приводились в движение 16 водотрубными котлами Ярроу. Это дало кораблю максимальную скорость 27 узлов (50 км/ч; 31 миль в час). Новара перевозила около 710 метрических тонн (700 длинных тонн) угля, что давало ей дальность полета примерно 1600 морских миль (3000 км; 1800 миль) со скоростью 24 узла (44 км / ч; 28 миль в час). Экипаж корабля состоял из 340 офицеров и солдат.

Новара была вооружена девятью 10-см (3,9 дюйма) орудиями калибра 50 калибра, установленными на одиночных установках. Три располагались в носовой части бака, четыре — в миделе корабля, по два по бокам и два — рядом на квартердеке. В 1917 году были добавлены 7-сантиметровая (2,8 дюйма)/50 зенитная пушка Škoda K10 и шесть торпедных аппаратов диаметром 53,3 см (21,0 дюйма) в спаренных установках. Военно-морской флот планировал снять орудия на баке и юте и заменить их на пара 15-сантиметровых (5,9 дюйма) орудий спереди и сзади, но до конца войны ничего не было сделано. Корабль был защищен ватерлинийным бронепоясом толщиной 60 мм (2,4 дюйма) в миделе и 20 мм (0,79 дюйма) в палубе. Боевая рубка имела борта толщиной 60 мм, а орудия — щиты толщиной 40 мм (1,6 дюйма).

История службы

Строительство и начало Первой мировой войны

«Новара» была заложена на верфи «Данубиус» в Фиуме 9 декабря 1912 года и стала последним кораблем своего класса, строительство которого началось. Она была спущена на воду 15 февраля 1913 года; Когда в июле 1914 года разразилась Первая мировая война, корабль все еще находился на достройке. Корабль был завершен 10 января 1915 года и принят в состав австро-венгерского флота. Командующий австро-венгерским флотом адмирал Антон Хаус принял осторожную стратегию по сохранению своего флота, поскольку его численность превосходила англо-французский флот в Средиземном море, а позиция бывшего союзника Австро-Венгрии Италии оставалась неизвестной. Хаус решил, что лучшим способом действий будет действовать как существующий флот, который свяжет военно-морские силы союзников, в то время как торпедные катера, мины и рейды быстроходных крейсеров, таких как Новара, могут быть использованы для уменьшения численного превосходства флотов противника. прежде чем могла произойти решающая битва.

В марте, после начала британской Дарданелльской кампании против Османской империи, Германия начала оказывать давление на Австро-Венгрию, чтобы та оказала помощь своему союзнику; Хаус рассматривал возможность отправки Новары с грузом боеприпасов. В конце концов Хаус решил, что операция слишком рискованна для того, чтобы получить минимальную выгоду, поскольку корабль не смог бы перевезти особенно большое количество груза. 2 мая Новара отбуксировала немецкую подводную лодку UB-8 из Полы из Адриатического моря.

Они уклонялись от французских патрулей до тех пор, пока 6 мая у Кефалонии их не заметило французское судно. Новара прервала буксир и помчалась на север, а UB-8 погрузился в воду и уклонился от французского патруля. После объявления Италией войны центральным державам 23 мая весь австро-венгерский флот отправился бомбардировать итальянские прибрежные цели. Новара приняла участие в операции; вместе с эсминцем и двумя торпедными катерами она обстреляла Порто-Корсини возле Равенны. В результате оборонительного огня итальянских береговых орудий на борту «Новары» погибли шесть человек.

К концу года австро-венгерское командование решило начать атаку на поставки снабжения Антанты, направлявшиеся в Сербию через Албанию. Первый такой рейд, проведенный однотипными кораблями Новары «Сайда» и «Гельголанд», состоялся в ночь с 22 на 23 ноября. В конце месяца Хаус перебросил Новару, Гельголанд и шесть эсминцев в Каттаро для облегчения дальнейших атак. 5 декабря «Новара», четыре эсминца и три миноносца атаковали судоходные пути; они потопили три транспортных корабля и множество рыбацких лодок. На обратном пути в Каттаро они заметили французскую подводную лодку «Френель», севшую на мель в устье реки Бояна. «Новара» и другие суда взяли команду в плен и уничтожили подводную лодку.

29 декабря «Новара», крейсер «Адмирал Спаун» и старый корабль береговой обороны «Будапешт» вышли на поддержку «Гельголанда» и шести эсминцев после того, как они наткнулись на минное поле, в результате которого один эсминец потопил и серьезно повредил другой. «Новара» и другие корабли не достигли флотилии Гельголанда, прежде чем смогли уйти от преследования итальянских военных кораблей. 29 января 1916 года «Новара» и два эсминца начали новый рейд, на этот раз на порт Дураццо. По пути два эсминца столкнулись, и им пришлось вернуться в порт, оставив только Новару для проведения атаки. Достигнув цели, она столкнулась с итальянским защищенным крейсером «Пулья» и французским эсминцем. После непродолжительного боя Новара прервала бой и отступила, поскольку фактор внезапности уже был недоступен. Тогдашний Linienschiffskapitän (капитан) Миклош Хорти, который в то время командовал Новарой, 9 июля начал атаку на плотину Отранто. Новара потопила пару дрифтеров, повредила еще два и взяла в плен девять британских моряков.

Битва в проливе Отранто

В феврале 1917 года Хорти начал подготовку к крупному набегу на бродяг; он планировал использовать «Новару» и обе ее сестры, которые он модифицировал, чтобы они выглядели как большие британские эсминцы, отрезав их грот-мачты. Каждый из кораблей также получил 7-см зенитную пушку, а их двигатели были тщательно очищены и отремонтированы. Пока в конце апреля и начале мая велись приготовления, эсминцы совершили несколько заходов к побережью Албании, чтобы разведать оборону Антанты в этом районе; они ничего не нашли. 13 мая контр-адмирал (контр-адмирал) Александр Ганза отдал приказ начать операцию на следующее утро. Три крейсера направились на юг, к линии дрифтеров, прибыв туда после наступления темноты; в то же время пара эсминцев «Балатон» и «Чепель» предприняла отвлекающую атаку у берегов Албании. Около 03:30 15 мая «Новара» и другие крейсеры открыли огонь по дрифтерам, потопив четырнадцать и повредив еще четыре, прежде чем они прервали атаку и отошли, надеясь вернуться в порт до того, как силы Антанты смогут отреагировать.

В 06:45 британские крейсеры HMS Dartmouth и Bristol и пять итальянских эсминцев вышли на перехват «Новары», «Гельголанда» и «Сайды». К 09:00 более быстрые британские крейсеры догнали австро-венгерские корабли, и обе стороны потребовали подкрепления; флотилия, сосредоточенная на броненосном крейсере «Санкт-Георг», была отправлена ​​на помощь крейсерам Хорти. Дартмут первым открыл огонь и поразил Новару, а три австро-венгерских крейсера поставили дымовые завесы и повернули обратно к своим преследователям, при этом нанеся несколько попаданий по Дартмуту.

«Новара» получила еще несколько ударов, а ее главные питательные насосы и вспомогательная паровая труба правого борта были повреждены, из-за чего корабль начал терять скорость. Хорти также был тяжело ранен, но остался командовать. В 11:05 командующий Антантой адмирал Альфредо Эктон отвернулся в попытке отделить Саиду от Новары и Гельголанда. В этот момент к месту происшествия приближался Санкт-Георг, что побудило Эктона временно отступить, чтобы консолидировать свои силы. Этого перерыва в боях австро-венграм хватило, чтобы спасти искалеченную Новару; Саида взяла корабль на буксир, а Гельголанд прикрывал их.

Не зная, что Новара выведена из строя, и опасаясь, что его корабли подойдут слишком близко к австрийской военно-морской базе в Каттаро, Эктон прекратил преследование. Эсминец «Ачерби» неверно истолковал сигнал и попытался провести торпедную атаку, но был отброшен совместным огнем Новары, Сайды и Гельголанда. В 12:05 Эктон осознал, в какой ужасной ситуации оказалась Новара, но к этому времени группа Санкт-Георга была слишком близко. Группа Санкт-Георга встретилась с Новарой, Саидой и Гельголандом, а также прибыли Чепель и Балатон. Вся группа вместе вернулась в Каттаро.

Конец войны

К началу 1918 года длительные периоды бездействия начали утомлять экипажи нескольких военных кораблей в Каттаро, в первую очередь малоиспользуемых броненосных крейсеров. 1 февраля вспыхнул мятеж в Каттаро, начавшийся на борту «Санкт-Георга». Затем они быстро получили контроль над крейсером «Кайзер Карл VI» и большинством других крупных военных кораблей в гавани. Экипажи Новары и Гельголанда сопротивлялись мятежу, последний готовил торпеды своего корабля, но артиллеристы Санкт-Георга нацелили свои 24-см (9,4 дюйма) орудия на Гельголанд, что убедило их отступить. Командир «Новары», принц Иоганн Лихтенштейнский, сначала отказался позволить отряду повстанцев подняться на борт своего судна, но после того, как кайзер Карл VI направил ее оружие на Новару, он уступил и позволил команде вывесить красный флаг в поддержку мятежа. Лихтенштейн и Эрих фон Хейсслер, командующий Гельголандом, в одночасье планировали, как вывести свои суда, их экипажи воздерживались от активной поддержки повстанцев.

На следующий день многие мятежные корабли отказались от усилий и воссоединились с силами лоялистов во внутренней гавани после того, как береговые батареи открыли огонь по сторожевому кораблю повстанцев «Кронпринц Эрцгерцог Рудольф». Лихтенштейн сорвал красный флаг, прежде чем приказал своему кораблю уйти во внутреннюю гавань; к ним присоединились другие крейсеры-разведчики и большая часть торпедных катеров, за ними последовали несколько других более крупных кораблей. Там их защищали береговые батареи, выступавшие против восстания. К концу дня восстали только люди на борту «Санкт-Георга» и горстка эсминцев и торпедных катеров. На следующее утро из Полы прибыли линкоры типа «Эржерцог Карл» и подавили восстание.

3 ноября 1918 года австро-венгерское правительство подписало перемирие на Вилле Джусти с Италией, положив конец их участию в конфликте. После перемирия весь австро-венгерский флот был передан вновь образованной Югославии.

На службе Франции

В 1920 году по условиям Сен-Жермен-ан-Ле Новара и остальная часть флота были переданы союзным державам в качестве военных призов; Новара была передана Франции в результате послевоенного распределения корабли. Она вызвала течь в Адриатике и попала в Бриндизи, Италия, где затонула 29 января 1920 года. Ее сняли с мели в начале апреля 1920 года. Корабль был переименован в Thionville и после ремонта включен в состав французского флота. Тьонвиль была направлена ​​в торпедную школу для использования в качестве учебного корабля, и эту роль она занимала до 1 мая 1932 года. Затем корабль был разоружен и переоборудован в казарму, базирующуюся в Тулоне. Там она оставалась до 1941 года, когда ее разобрали на металлолом.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.