• Вс. Июл 20th, 2025

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Самым многочисленным из всех классов подводных лодок Императорского флота Японии (IJN) Второй мировой войны был класс B1, прозванный классом «I-15» после спуска на воду первой лодки. Было произведено двадцать, и I-15 была введена в эксплуатацию 30 сентября 1940 года на верфи Куре, Япония. Командиром был назначен Нобуо Исикава, который оставался им на протяжении всей ее короткой военной карьеры. Рассказывает wofmd.com 

Длина B1 составляла 356,5 футов (108,7 м), ширина — 30 футов 5 дюймов (9,3 м), а осадка — 16 футов 8 дюймов (5,1 м). По сравнению с американским классом подводных лодок Gato 1940 года, B1 была на 45 футов длиннее и имела на 3000 морских миль большую дальность плавания, а также более высокую крейсерскую скорость. Из-за необъятности Тихого океана Япония строила лодки для экстремальной дальности и размера, многие из которых были способны к круизам продолжительностью более 100 дней. Для сравнения, класс Gato имел максимум 75-дневного патрулирования.

B1 (или I-15) имел два дизельных двигателя мощностью 12 400 лошадиных сил (9 200 кВт) для работы на поверхности, а для зарядки аккумуляторов для работы под водой имелся электродвигатель мощностью 2 000 лошадиных сил (1 500 кВт). Эта мощность позволяла лодке двигаться со скоростью около 23,5 узлов (44 км/ч) на поверхности и 8 узлов (15 км/ч) под водой.

При скорости 16 узлов (30 км/ч) она могла пройти 14 000 морских миль (26 000 км). Ей требовалось 94 офицера и рядовых, а также был дополнительный экипаж из двух пилотов, которые были необходимы для управления ею на борту гидросамолета Yokosuka E14Y «Glen», используемого в разведывательных целях. Некоторые из этих судов несли этот единственный гидросамолет, расположенный в ангаре прямо перед боевой рубкой и запускаемый катапультой.

Было построено сто двадцать шесть малых разведывательных гидросамолетов IJN Type 0 (японское обозначение самолета). E14Y отличается тем, что был единственным японским самолетом, сбросившим бомбы на материковую часть Соединенных Штатов за всю Вторую мировую войну, это произошло 9 сентября 1942 года у побережья Орегона. Помимо лесного пожара от сброшенных зажигательных бомб, никто не пострадал и никакая собственность не была повреждена.

I-15 приписан к флоту (подводным лодкам) под командованием контр-адмирала Сато Цутому с передовым экспедиционным флотом Шестого флота вице-адмирала Симидзу Мицуми. В рамках «Операции Z» I-15 была отправлена ​​в свое первое военное патрулирование у северного побережья Оаху 7 декабря 1941 года. Она получила кодовый сигнал «Поднимитесь на гору Ниитака», код, указывающий на то, что война начнется 12/8/1941 по японскому времени.

Ее задачей было потопить все военные корабли, которые придут в ее патрульную зону из Перл-Харбора после начала первоначальной атаки. В ее окрестностях не появилось ни одного корабля, и I-15 было приказано вернуться в Японию. 12/10 она получила сигнал о том, что поблизости замечен американский флот, в состав которого входил USS ​​Lexington и его эскорт. Адмирал Симидзу приказал шести лодкам потопить авианосец, включая I-15. Американский флот не был замечен, и ей было приказано следовать к западному побережью, чтобы атаковать американские корабли.

План обстрела Сан-Франциско был рассмотрен и назначен на 25 декабря 1941 года. После долгих раздумий атака была остановлена ​​из-за опасений возмездия за возможные жертвы среди гражданского населения. Затем ее перевели в Sub Ron 1, и она действовала в районе Кваджалейна, поддерживая запланированную атаку летающих лодок на Перл-Харбор под названием «Операция K1». Подлодки I были замечены кораблем из оперативной группы 8 Хэлси с USS Enterprise.

I-15 не была поражена, но несколько японских кораблей были повреждены, включая плавучую базу подводных лодок. После атаки I-15 было приказано атаковать авианосец, но вместо этого ее отозвали для поддержки операции K1, это произошло 5 февраля 1942 года. Для поддержки атаки использовались пять подводных лодок, оснащенных поплавковыми самолетами. Самолеты были сняты и оснащены дополнительными топливными баками для длительного полета. Целью в Pearl были судоремонтные доки, которые были пропущены во время первой атаки 7 декабря 1941 года.

20 февраля 1942 года USS Lexington был замечен гидросамолетом Kawanishi, и, поскольку элемент неожиданности был утрачен, атака на Рабаул была отменена. I-15 была перенаправлена ​​на перехват авианосца и потопление его, но авианосец не был найден. Она снова вернулась, чтобы помочь в операции по атаке Перл-Харбора, и проследовала к Френч-Фригейт-Шолс. Гидросамолеты Kawanishi прибыли и были дозаправлены. Миссия была провалена, поскольку облачность над гаванью заставила гидросамолеты промахнуться мимо Перл, и вместо этого самолеты сбросили бомбы на Гонолулу. I-15 была отправлена ​​в Йокосуку для планового ремонта.

В мае 1942 года командир Нобуо Исикава взял I-15 во второй военный патруль. Проследовав в Адак, Аляска, с Северными силами она патрулировала Алеутские острова для поиска союзного судоходства. Операция «AL» была обманом, предшествовавшим атаке на остров Мидуэй. I-15 использовала свой поплавковый самолет для разведки и провела перископические наблюдения за островом Кадьяк. Двадцать кораблей под командованием адмирала Боширо высадили войска на острове Атту без сопротивления. I-15 была освобождена и возвращена в Йокосуку.

В августе 1942 года японцы строили аэродром для посадки самолетов на Гуадалканале. В результате американская «Операция Сторожевая башня» была спешно задумана для вторжения на Гуадалканал на Британских Соломоновых островах. Американская операция на Гуадалканале открыла семимесячную кампанию по захвату острова.

В сентябре 1942 года во время битвы у Восточных Соломоновых островов командующий Исикава заметил вражескую оперативную группу. Он узнал USS ​​Enterprise, линкор USS North Carolina (BB-55), два крейсера и пять эсминцев в группе. Командующий Исикава хотел провести скоординированную атаку и попытался связаться с патрулирующей поблизости I-17 с помощью гидролокатора, используя азбуку Морзе, но I-17 не ответила на вызовы.

Два из эсминцев прикрытия обнаружили I-17 и впоследствии сбросили глубинные бомбы. После окончания атаки I-15 всплыла и поддерживала связь с вражескими силами. Контр-адмирал Ямадзаки приказал I-15 и I-17 атаковать оперативную группу. До этого времени I-15 не потопила ни одного корабля союзников, и экипаж стремился потопить американский военный корабль. 24 октября 1942 года командующий Исикава заметил еще одну крупную оперативную группу противника, направлявшуюся на юг из Санта-Крус. I-15 также могли заметить американцы. Во время маневра уклонения от контакта с подводной лодкой USS South Dakota и USS Mahan (DD-364) столкнулись, нанеся друг другу тяжелые повреждения. I-15 не атаковала.

I-15 перезаряжала батареи на поверхности, когда USS Southard (DMS-10) лейтенант-коммандера Джона Теннента, быстрый тральщик, вошел в контакт и открыл огонь из своего 4,5-дюймового главного орудия. I-15 погрузилась и пошла в атаку. Исикава выпустил две торпеды по тральщику, но обе не достигли цели. DMS-10 обнаружил I-15 на гидролокаторе и сбросил шесть глубинных бомб в течение следующих нескольких часов.

Теперь поврежденная и находящаяся на низком уровне воздуха, I-15 должна была всплыть независимо от ситуации наверху. USS Southard открыл огонь примерно с мили, попав залпом в боевую рубку I-15. Прямое попадание заставило I-15 затонуть носом со всем экипажем на борту. Она была предположительно потеряна в районе Гуадалканала INJ, и 24 декабря 1942 года ее имя было официально вычеркнуто из военно-морского списка. Командир Исикава был повышен до капитана посмертно за короткую карьеру без зарегистрированных потопленных вражеских кораблей.

Япония имела самый разнообразный подводный флот во Второй мировой войне, что неудивительно, учитывая ее статус островного государства. Она построила самые большие подводные лодки того времени, некоторые из которых водоизмещением более 5000 тонн и длиной более 400 футов. Она также производила сверхмалые подводные лодки и пилотируемые торпеды. Многие из лодок могли нести самолеты, а некоторые даже могли выставлять несколько бомбардировщиков. Торпеды, которые перевозились большинством, были серии Type 95, которые использовали керосин вместо спирта, используемого в торпедах союзников. Топливная смесь IJN давала Type 95 в три раза большую дальность, чем их аналоги союзников.

Военный план IJN для лодок заключался в том, чтобы сосредоточиться на военных кораблях, а не на торговых судах, на которые нацелились американцы. Поэтому вместо того, чтобы атаковать медленные невооруженные торговые суда, японские капитаны попытались скрестить мечи с хорошо вооруженными быстрыми надводными военными кораблями. Для сравнения, Япония потопила 184 торговых судна во время войны, в то время как Германия потопила 2840 грузовых судов.

На долю США приходилось 1079 торговых судов. Можно было бы сделать вывод, что IJN должен был развернуть свой подводный флот у западного побережья Соединенных Штатов, Панамского канала и/или около Гавайев и Индии для максимального эффекта. Вместо этого ее лодки затаились, ожидая, когда крупный линкор или авианосец войдет в ее зону патрулирования.

Чтобы добавить оскорбления к ране стратегии, многие лодки также использовались Императорской армией Японии для пополнения запасов островных гарнизонов вместо того, чтобы использоваться для атак. Большие подводные лодки были легко видны и медленно погружались, предоставляя главные цели для вражеских военных кораблей и пикирующих бомбардировщиков. В результате многие из этих японских судов были потоплены в этих бесславных ролях.

По мере того, как война прогрессировала, потери росли из-за усовершенствованных тактик и стратегий противолодочной войны, разработанных союзниками. Радары и подводные гидроакустические буи постоянно сбрасывались самолетами союзников, что приводило к потоплению лодок IJN с недавно разработанными акустическими самонаводящимися торпедами. IJN не разрабатывал контрмеры или новые технологические достижения в попытке защитить свои подводные силы.

С ростом потерь моральный дух подводных лодок IJN неизбежно падал. Стало очевидно, что лодки, находящиеся в 40-дневном патрулировании, сообщали об отсутствии вражеских кораблей не из-за отсутствия союзных целей, а из-за знания, что атаковать их, было чистым самоубийством на тот момент. Однако подводные лодки IJN не были готовы пойти по пути своих собратьев-камикадзе в небе.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.