• Пт. Апр 19th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Официальное обозначение: Medium Tank A6, Medium Tank Mk.III
Альтернативное обозначение: Mark III
Начало проектирования: 1926 г.
Дата постройки первого прототипа: 1928 г.
Стадия завершения работ: построено три прототипа А6 и три прототипа Mk.III.

 

Едва успев принять на вооружение средние танки Medium Mk.II британское военное ведомство уже в 1925 году задумалось над его заменой.Рассказывает wofmd.com Разумеется, в момент своего появления Mk.II был если не прорывом в танкостроении, то во всяком случае вполне современной боевой машиной, которая создавалась с учетом боевого опыта 1-й мировой войны. Тем не менее, нужно было двигаться вперёд и в начале 1926 года War Office выдал требования на новый танк этого же класса, основные пункты которого гласили:

— боевая масса до 16 тонн;

— ширина танка должна соответствовать габаритам железнодорожных вагонов;

— основное вооружение должно быть способно пробивать броню машины аналогичного типа на дистанции 1000 ярдов;

— должны присутствовать две независимые пулеметные башни;

— должно быть установлено бронирование лобовой части, достаточное для защиты при пересечении горизонтальных препятствий (подъёмы, эскарпы);

— топливные баки должны размещаться снаружи корпуса по бортам;

— шумность танка должна быть минимально возможной.

Как видно, не все требования были тривиальными, но в военном ведомстве считали, что новый средний танк должен быть именно таким. Справиться с подобной задачей в середине 1920-х гг. могла только одна фирма — это была знаменитая Vickers-Armstrong. Собственно, именно ей и был выдан заказ на проектирование новой боевой машины, которая получила индекс А6. В дополнительных комментариях было указано, что средний танк будет иметь компоновку, схожую с танком А1Е1 — боевое отделение располагается в передней части корпуса и отделено перегородкой от моторного отсека размещенного на корме. Носовую часть корпуса предполагалось вынести вперёд, на один уровень с направляющими колесами. Толщина бронирования составляла от 6,5 до 13 мм (по другим данным — до 14 мм). Боевое отделение также проектировалось по аналогии с А1Е1 и должно было сохранить одинаковый башенный погон диаметром 630 мм. Башню кругового вращения предполагалось оснастить 3-фунтовым орудием с углами вертикального наведения от -10° до +30°. В носовой части корпуса, согласно требованиям, устанавливалось две пулеметные башни с одним или двумя пулеметами и отрицательным углом наведения -3°. Ещё одна башня того же типа должна была устанавливаться в средней части корпуса, между основной башней и трансмиссионным отсеком. Также иногда указывается, что задняя пулеметная башня была зенитной. На танке была запланирована установка 120-сильного двигателя, который обеспечил бы максимальную скорость порядка 14 миль\час (22,5 км\ч).

Спустя некоторое время требования уточнили. Согласно обновлённому проекту, при сохранении бронирования толщиной 6,5-13 мм боевая масса составила бы 14,7 тонны. Общий запас топлива определялся в 120 галлонов (550 литров), из которых только 10 галлонов находились во внутреннем баке, а остальное — в наружных. На выбор теперь предлагалось два варианта двигателя мощностью 120 и 180 л.с. Во втором случае максимальная скорость поднималась до 20 миль\ч (32,2 км\ч). Экипаж состоял из 7 человек.

 

Работы по проекту А6 продвигались очень быстрыми темпами и уже в марте 1927 года был изготовлен деревянный макет. В предложенном виде он не полностью удовлетворил заказчика, в связи с чем была выдана новая порция требований. Интересно, что от «зенитной» башенки на А6 очень быстро отказались, но в 1940-м году, когда вторжение немцев в Великобританию казалось неизбежным, две кормовые башни танка А1Е1 переоборудовали именно таким образом, чтобы можно было вести огонь по самолётам. Собственно, в таком виде единственный британский пятибашенный танк сейчас экспонируется в Бовингтонском музее. В итоге был утвержден второй вариант проекта, в котором оставили только три башни, но постановили использовать гидравлическую трансмиссию типа Wilson.

К июню 1928 года фирма Vickers-Armstrong построила два прототипа из мягкой стали, которые обозначались как А6Е1 (W.D.No.T405, Reg.No.ML8699) и А6Е2(W.D.No.T404, Reg.No.ML8698) и были сразу же предоставлены Mechanized Warfare Experimental Establishment для ходовых испытаний. Поскольку полная масса превысила 16-тонн в переписке, а затем и во многих справочниках, появился индекс 16-tonner (16-тонный). Обе машины внешне были практически идентичны, а вооружение соответствовало проекту. В двух передних башнях, имевших сектор горизонтального обстрела порядка 200°, устанавливалась спарка из двух 7,71-мм пулеметов Vickers, защищенных общим бронированным кожухом. В главной башне конической формы, которая устанавливалсь на высокой подбашенной коробке и имела возможность кругового вращения, находилась 47-мм танковая пушка и ещё один 7,71-мм пулемет. Ходовая часть танка А6, применительно на один борт состояла из 8 опорных катков блокированных попарно в тележки, 2 независимых катка увеличенного диаметра, 6 поддерживающих роликов, переднего направляющего колеса, заднего ведущего колеса и крупнозвенчатой гусеницы, набираемой из стальных траков заимствованных от танка Medium Mk.II. Опорные катки оснащались независимой подвеской. Нижняя часть была закрыта бронированным экраном, который защищал элементы подвески от попаданий пуль и осколков.

Основные различия заключались в силовой установке. Если на А6Е1 устанавливался 8-цилиндровый бензиновый двигатель Armstrong-Siddeley мощнстью 180 л.с., то на А6Е2 был установлен дизель Ricardo C1 той же мощности и новая коробка передач, разработанная швейцарской фирмой Wintcrhur\SLM (по другим данным испытания дизельной силовой установки проводились в 1932-1933 гг). В дальнейшем второй прототип также был оснащен двигателем Armstrong-Siddeley.

В процессе тестов было установлено, что средний танк может развивать максимальную скорость до 41,8 км\ч при движении по дорогам с твердым покрытием, что уже само по себе было достижением. Но более важным было то, что благодаря независимой рессорной подвеске опорных катков танк обладал поистине уникальной для того времени плавностью хода. Вместе с тем, в июле 1928 года, когда были проведены огневые испытания, было установлено, что спаренная установка пушки и пулемета не является оптимальной, в результате чего от неё отказались. Также выяснилось, что эксплуатационные качества подвески ненамного выше, чем у Medium Mk.II, а механизмы наводки орудия не удовлетворяют требованиям. Далее, военная комиссия посчитала, что защищенность танка является недостаточной, в связи с чем разработчики получили новое требование, согласно которому предстояло увеличить толщину бортового бронирования. Вместе с этим оставалось условие сохранения проектной массы, даже если понадобиться уменьшить толщину брони в других местах.

 

Доработки не заставили себя долго ждать. На А6Е2 двойные пулеметы в малых башнях были заменены на одинарные, а на их крышах установили небольшие купола (по другим данным, танк сразу оснащался доработанными пулеметными установками). В главной башне пушку и пулемет решили устанавливать раздельно. С подвеской и усилением бронирования дела обстояли похуже, но фирма Vickers-Armstrong летом 1928 года всё же получила заказ на постройку третьего прототипа А6Е3 (W.D.No.T732, Reg.No.MT9637), который тоже собирался из мягкой стали.

Первоначально танк оснащался стандартным 180-сильным двигателем Armstrong-Siddeley, но позднее было выдвинуто предложение установить на него Thornycroft RY/12, развиваший мощность 500 л.с. Этот агрегат представлял собой два спаренных авиационых двигателя Rolls-Royce «Phantom» I, который взаимодействовал с трансмиссией Wilson, но поскольку его стоимость оказалась чрезмерно высокой решили вернуться с исходному варианту. Пытаясь исправить положение фирма Vickers-Armstrong предложила три варианта обновленной подвески, один из которых хотели применить на А6Е3, но было уже слишком поздно — Великая Депрессия фактически похоронила проект. Кроме того, стоимость серийного танка посчитали излишне высокой (16.000 фунтов стерлингов) — соответственно, Королевский Танковый Корпус (КТК) отказался от серийного выпуска А6 в каком бы то ни было виде, а имеющиеся три танка решили использовать для тестов.

В целом, нельзя сказать, что танки А6 оказались разочаровывающими, но полный объём был настолько велик, что выгоднее было разрабатывать новый танк, чем «доводить до ума» то, что есть на данный момент. Впроем, надо отдать должное разработчикам — несмотря на призрачные перспективы успеха они продолжали бороться за свой проект и частично им удалось «реабилитироваться» перед лицом заказчика.

 

Уже после получения первых данных об испытаниях А6Е1 были инициированы работы по модернизации танка. Компоновка осталась без изменений, однако пулеметные башни, в целях улучшения центровки, сместили немного вперёд, а главная башня была разработана заново. Вместо конструкции с двумя куполами появилась башня в с одной рубкой для наблюдения за местностью, плоским лобовым бронелистом и развитой кормовой нишей, где устанавливалась радиостанция. В ходовой части значительных изменений не наблюдалось, хотя передние натяжные катки были заменены на парные меньшего диаметра. Также была немного доработана бронировка моторно-трансмиссонного отсека. Вооружение танка состояло из трех 7,71-мм пулеметов Vickers (два в пулеметных башнях и один в главной башне) и одной 47-мм пушки. Углы вертикальной наводки башенного орудия находились в пределах от -12° до +27°, для пулеметов — от -12° до +17°. Полный боекомплект составил 180 выстрелов и 8400 патронов.

Два образца трехбашенного танка, которые получили официальное обозначение Medium Tank Mk.III, были построены в мае 1929-м году силами мастерских Королевского Арсенала в Вулвиче. Спустя два года к ним присоединился третий прототип. Нумерация этих машин, которые в ряде источников определяются как «серийные» (хотя на самом деле это не так), распределилась следующим образом:

Mk.III E1 — W.D.No.T870, Reg.No.MT9707, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E2 — W.D.No.T871, Reg.No.MT9708, собран на ROF в мае 1929 г.

Mk.III E3 — W.D.No.T907, Reg.No.MT9709, собран на Vickers Armstrong в феврале 1931 г.

Испытания Е1 и Е2 были завершены только в 1933 году, причем оба прототипа постоянно преследовали проблемы с подвеской, от которых избавиться так и не удалось. Вопрос с ценой за единицу продукции также не был урегулирован, поскольку военные всё ещё считали её завышенной. Ситуация выглядела теперь предельно ясно и уже всем было очевидно, что Mk.III в серийное производство точно не пойдёт. Указывается, что в 1934-м году танки были отправлены в штаб 1-й бронетанковой бригады и эксплуатировались там до 1938 года. Всё это время трехбашенные танки выполняли командирских машин, причем одна из них была оборудована дополнительной поручневой антенной и использовалась бригадым генералом Перси Хобартом (Percy Hobart) в ходе маневров 1934 года проводившихся в Сэлисбери Плэйн (Salisbury Plain). В целом, строевая карьера Mk.III выдалась спокойной, если не считать того, что на Е2 случился пожар и танк обгорел настолько сильно, что восстановлению не подлежал.

Судьба остальных машин до конца не выяснена. После начала 2-й мировой войны по крайней мере один из них был вновь введён в строй и направлен в распоряжение 53-го тренировочного полка Королевского Танкового Корпуса — речь идет о танке с регистрационным номером МТ9709, фотография которого была сделана в Тидворте и датируется 28 октября 1940 года. Другими словами, период эксплуатации Mk.III E3 продили на год или больше. Относительно Mk.III E1 достоверных данных найти пока не удалось, поэтому не исключено, что этот танк всё же был разобран.

 

Впрочем, история танка Mk.III могла иметь более интересное продолжение. В 1930 году заместитель начальника УММ РККА С.Гинзбург, посетив фирму Vickers, обнаружил у неё на полигоне необычный трехбашенный танк. По всей видимости, это был Mk.III Е1 (судя по сохранившемуся рисунку), который как раз в это время проходил обкатку. Эта машина очень заинтересовала Гинзбурга, который выразил искреннее желание приобрести её. Однако англичане, упирая на секретность и первоочередные нужды для собственной армии, отказали советскому представителю в этой просьбе. Тогда Гинзбургу пришлось пойти на хитрость — в разговоре с представителями фирмы он заявил, что договоренность с военным ведомством Великобритании уже достигнута и ему лишь хочется узнать побольше об этой машине перед отправкой в СССР. Так была получена информация о британском «16-тонном» танке и сделаны его наброски.

В Советском Союзе к данной машине отнеслись с бошьшим вниманием, поскольку А6 хорошо вписывался в текущую концепцию развития бронетанковых сил РККА. Не удивительно, что уже в июне 1930 года были проведены новые переговоры, в ходе которых советская делегация вновь настаивала на закупке Mk.III. Британцы на этот раз оказались более сговорчивыми, но тут их подвела откровенная жадность. Чтобы купить танк они «заломили» крайне жёсткие условия: предоплата 20.000 фунтов за ознакомление с конструкцией, заказ на партию танков по цене 16.000 фунтов за штуку (то есть, стоимость танка как для КТК, так и для РККА осталась на одном уровне) и дальнейший заказ танков Vickers 6 ton и танкеток Carden-Lloyd Mk.VI. Разумеется, на таких условиях советская сторона вести дальнейшие переговоры не стала, а УММ РККА приняло решение о разработке собственного танка аналогичной схемы. Как можно догадаться, им стал знаменитый Т-28, который по праву можно считать лучшим образцом трехбашенного танка.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
Medium Tank Mk.III Е3 образца 1931 г.

БОЕВАЯ МАССА 17500 кг
ЭКИПАЖ, чел. 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 6600
Ширина, мм 2650
Высота, мм 2490
Клиренс, мм 440
ВООРУЖЕНИЕ одна 47-мм пушка и один 7,71-мм пулемет Vickers в основной башне, два 7,71-мм пулемета Vickers в передних башнях
БОЕКОМПЛЕКТ 180 выстрелов и 8400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические пулеметные прицелы и телескопический орудийный прицел
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25,4 мм
борт корпуса — 12,7 мм
корма корпуса — 12,7 мм(?)
главная башня — 25,4 мм
пулеметные башни — 12,7 мм(?)
крыша — 9,5 мм
днище — 9,5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Vickers-Armstrong, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 180 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: 4-ступенчатая КПП, планетарный механизм поворота Wilson, главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков сблокированных попарно с амортизацией на пружинных рессорах, 3 «независимых» катка, 6 поддерживающих роликов, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 48 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 190 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 40-45
Высота стенки, м 0,87 — 0,96
Глубина брода, м 1,22
Ширина рва, м 2,07 — 2,75
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция No.9 или No.11(?) и интерком
Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.