• Пт. Апр 26th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Параллельно с созданием 37-мм пушек фирма «Шкода» разрабатывала и более тяжёлые 47-мм противотанковые орудия. Рассказывает wofmd.com

Однако в довоенной чехословацкой армии им послужить не пришлось — пока Министерство национальной обороны закупало 37-мм пушки kpúv vz. 34 и vz. 37, их более мощные «родственницы» шли на экспорт.

Когда же дошла очередь до собственной армии, было уже поздно: 47-мм пушки поступили прямиком в арсеналы вермахта.

В начале 30-х годов фирма «Шкода» создала серию скорострельных универсальных орудий на тумбовых лафетах, обозначавшихся литерой Z. Одной из них стала 47-мм пушка Z3. Не слишком подходившая на роль зенитки из-за малой скорострельности, она показала выдающиеся противотанковые характеристики: эффективная дальность огня по бронированным целям достигала 2500 м, а на дистанции 1500 м снаряд Z3 мог пробить 32-мм лист цементированной брони.

Такие показатели вызвали вполне понятный интерес военных, однако другие параметры быстро охладили их пыл: по предварительным прикидкам, масса 47-мм пушки в противотанковом исполнении далеко переваливала за пять центнеров.

Военные же требовали уложиться в четверть тонны, чтобы расчёт не перетруждался, перемещая орудие по полю боя. В итоге Министерство национальной обороны отдало приоритет 37-мм пушкам, но работы по орудиям более крупного калибра продолжались.

История создания kpúv vz. 38

Путь, приведший к появлению 47-мм полевой противотанковой пушки, был довольно извилист. Начался он в декабре 1934 года, когда Министерство национальной обороны заказало «Шкоде» противотанковое орудие, предназначенное для монтажа в фортификационных сооружениях.

В этом случае ограничения по массе не имели решающего значения, и специалисты только что созданного на фирме конструкторского бюро по крепостным вооружениям выложились, что называется, по полной.

47-мм крепостная пушка А6 (впоследствии принятая на вооружение под обозначением vz. 36) на дистанции 1650 м пробивала 55-мм бронеплиту (вероятно, не цементированную), а практическая скорострельность достигала 25 выстр./мин.

За это пришлось заплатить изрядной массой — орудие в сборе (со спаренным 7,92-мм пулемётом) весило более 1,5 т. Тем не менее эта пушка стала отправной точкой для создания полевого варианта под фирменным обозначением А5.

Ещё одним «источником вдохновения» стали разработки 37-мм пушек kpúv vz. 34 и vz. 37. Вместе с тем создатели А5 заложили в своё орудие целый ряд передовых идей. Другими представителями семейства 47-мм пушек, основанного на А6, должны были стать танковое и корабельное орудия.

Взяв за основу автофретированный ствол-моноблок крепостной пушки, конструкторы смогли значительно облегчить его: у А6 этот узел вместе с затвором весил 192 кг, а у А5 — 160 кг. Ствол снабдили высокоэффективным дульным тормозом. Станины лафета, как и у 37-мм пушек, могли складываться.

Существенным нововведением стал полностью поворотный верхний станок — в походном положении он разворачивался на 180°, а ствол фиксировался к сведенным станинам. Колёсный ход был отделяемым — пушка могла стрелять как с колёс, так и с опорной платформы.

Двухсекционный орудийный щит толщиной 4,7 мм выполнили легкосъёмным. Да и всё орудие можно было легко разобрать на несколько частей для переноски. Сохранялась и возможность буксировки орудия на поле боя силами расчёта, хотя А5 весила вдвое больше, чем kpúv vz. 34.

Как и в случае с 37-мм пушками, А5 создавалась в трёх вариантах, отличавшихся конструкцией колёс и станин. Пехотный вариант «Р» имел деревянные колёса и складывающиеся станины. Транспортировка его на марше осуществлялась конной тягой.

Но если для 37-мм пушки хватало одной лошади, то 47-мм тянули две, запряжённые цугом. Кавалерийский вариант «J» отличался дисковыми металлическими колёсами с пневматиками и нескладывающимися станинами.

Возка орудия с передком (у пехотной пушки передок отсутствовал) производилась четырёхконной упряжкой. Наконец, вариант «М» (для моторизованных частей) имел колёса, как у кавалерийской пушки, но складывающиеся станины.

Испытания и принятие на вооружение

Прототип пушки А5 (заводской номер 18085) был изготовлен в 1936 году и в течение этого и последующего годов проходил интенсивные заводские испытания.

Министерство национальной обороны пристально следило за их ходом. Вероятно, и само создание полевой противотанковой пушки на базе удачного крепостного орудия было инспирировано министерством. Довольно долго интерес к 47-мм пушке оставался чисто академическим, в практической же плоскости военные были заняты войсковыми испытаниями, приёмкой и внедрением в войска 37-мм пушек kpúv vz. 34 и vz. 37. Лишь весной 1938 года, на фоне обострения международной обстановки, военные вплотную занялись орудием А5, уже активно продвигаемым «Шкодой» на зарубежные рынки.

17 мая 1938 года начались официальные испытания пушки А5 в присутствии представителей Министерства национальной обороны и Военно-технического института. Продолжались они вплоть до объявления мобилизации в сентябре того же года. Испытания стрельбой прошли вполне успешно.

По бронебойным качествам А5 превосходила любые другие противотанковые орудия — как отечественные, так и зарубежные (те, по которым имелась информация). Очень высоко военные оценили и мощность 2,3-кг осколочной гранаты — благодаря ей пушка могла с успехом применяться для поражения огневых точек и живой силы противника.

Хуже обстояли дела с испытанием возкой. Орудие прошло 4326 км, из них 1958 км на деревянных колёсах и 2368 км — на пневматиках. Так же, как и в случае с kpúv vz. 37, выявилась недостаточная прочность колёсной оси: пришлось переделать её по автомобильным стандартам с применением более качественной стали. Кроме того, переделке подверглось сцепное устройство.

В таком виде орудие осенью 1938 года приняли на вооружение под обозначением 4,7 kanon proti útočné vozbě vz. 38 (4,7 kpúv vz. 38). Откуда же взялось обозначение kpúv vz. 36, кочующее из одного издания в другое? Вероятнее всего, причиной путаницы стало югославское обозначение этой пушки — М.1936, впоследствии «транскрибированное» в чехословацкое kpúv vz. 36 (на деле никогда не применявшееся).

Производство и служба

Армия Чехословакии заказала пушки kpúv vz. 38 лишь в исполнении «М» — с металлическими дисковыми колёсами, пневматическими шинами и складывающимися станинами. Их поставка планировалась на вторую половину 1939 года.

Тем временем «Шкода» начала производство А5 по югославскому заказу. Испытания пушек югославской комиссией, прерванные весной 1938 года в связи с началом испытаний чехословацкими военными, удалось завершить к ноябрю.

Орудия, получившие обозначение М1936, поставлялись в пехотном исполнении — с деревянными колёсами. Контракт выполнялся уже в условиях оккупации Чехии. В 1939 году Югославии передали 254 орудия, в начале 1940-го — ещё 44. С учётом двух прототипов эта страна получила ровно 300 пушек М.1936.

Увы, в оборонительной войне весной 1941 года эти орудия ничем особенным себя не проявили. Виной тому отнюдь не качества М.1936, а общая отсталость югославской армии и подавляющее превосходство вермахта.

Большинство М.1936 стали немецкими трофеями, получив обозначение Pak 179(j), ещё некоторое количество попало в руки итальянцев. Армия Италии в то время также использовала 47-мм противотанковые пушки, но с более коротким стволом и гораздо худшими бронебойными качествами.

М.1936 произвела на итальянских военных очень хорошее впечатление, и в 1941 году делегация, посетившая завод «Шкода» в Пльзени, среди прочих тем подняла и вопрос закупки партии пушек А5. Однако переговоры не увенчались успехом. Бывшие югославские пушки, доставшиеся итальянцам, в 1943 году отметились в боях на Сицилии.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.