• Чт. Апр 25th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-1-180 (транспортер морской, тип 1, калибр 180 мм) была наиболее современной и одной из самых массовых установок советской железнодорожной артиллерии. К началу Великой Отечественной войны двадцатью установками этого типа были вооружены пять батарей: 12-я, 16-я, 17-я, 18-я и 19-я. Батареи имели трех-четырех орудийный состав. Рассказывает wofmd.com

Предварительные исследования, направленные на создание 180-мм железнодорожной артиллерийской установки с круговым обстрелом с любой точки железнодорожного пути проводились в СССР с 1931 года. Установка предназначалась для использования в системе береговой обороны и для решения широкого круга задач в интересах сухопутных войск.

Разработка технического проекта установки осуществлялась КБ ленинградского Металлического завода. На этом же заводе были изготовлены и первые четыре установки ТМ-1-180, из которых одна прошла испытания на Научно-исследовательском морском полигоне в декабре 1934 года, а остальные в январе — марте 1935 года. В 1936 году сформировали первую батарею, вооруженную установками ТМ-1-180.

Основную часть установок ТМ-1-180 изготовил завод № 198 в Николаеве (бывший Николаевский государственный завод им. А. Марти — НГЗ).

Как и у других железнодорожных артиллерийских установок, основой конструкции ТМ-1-180 являлся железнодорожный транспортер. Он включал главную балку, опирающуюся на две четырехосные железнодорожные тележки. Балка была снабжена восемью откидывающимися опорными ногами, в ее средней части на поворотном основании монтировалось 180-мм пушка Б-1-П, с длиной ствола 57 калибров, которая использовалась также в береговых одно орудийных башенных установках МО-1-180 и в корабельных трех орудийных башенных установках МК-3-180, разработанных для крейсера «Киров». Производство пушек было организовано на ленинградском заводе «Большевик».

Первые образцы пушки имели скрепленный ствол, состоявший из нескольких труб и кожуха с навинтным казенником. В 1933 году итальянская фирма Ansaldo смонтировала на заводе «Большевик» автофрежекторную установку, что позволило выпускать пушку Б-1-П в варианте с лейнированным стволом, состоявшим из трубы со свободно вставленным лейнером, кожуха и навинтного казенника. Оба варианта пушки имели двухтактный поршневой затвор типа Vickers с открыванием рамы затвора вверх.

Для подачи боеприпасов к орудию транспортер снабдили снарядной платформой, которая вращалась вместе с орудием. При этом вагоны-погреба располагались спереди и сзади транспортера и подача боеприпасов осуществлялась с любого из них. Между вагонами и снарядной платформой располагались рольганги с. деревянными роликами. По ним снаряды из вагонов подавались вручную на платформу. Для полузарядов рядом с рольгангом был установлен наклонный желоб. Заряжание производилось на угле вертикального наведения +10°, такой же угол придавался и лоткам.

Для удобства размещения прислуги при заряжании снарядная платформа устанавливалась на главной балке с небольшим эксцентриситетом относительно оси вращения системы. Поэтому во время горизонтального наведения платформа меняла свое положение относительно рольгангов, и приходилось непрерывно перемещать рольганг, отслеживая движение платформы. Это было серьезным недостатком системы подачи боеприпасов, но при соответствующей тренировке сбоев и задержек в стрельбе не было.

Для того чтобы снарядная платформа не выходила за железнодорожный габарит по ширине, ее разделили на две части. При переходе из боевого положения в походное они поворачивались на вертикальных осях на 180° и располагались прямо под орудием, которое в походном положении было направлено к концу состава.
Конструкция транспортера позволяла вести круговую стрельбу с любой точки железнодорожного пути без предварительного инженерного оборудования огневой позиции. Для этого главная балка опускалась на специальные брусья, которые устанавливались на шпалы железнодорожного полотна. Брусья набирались из дубовых досок и связывались болтами и скобами.

Транспортер имел восемь опорных ног, которые в боевом положении располагались таким образом, что стрельба могла вестись под любым углом горизонтального наведения. Опускание главной балки производилось с помощью двух винтовых механизмов, расположенных на концах транспортера. Каждый из них приводился в действие двумя номерами расчета.

В августе 1935 года, когда установки ТМ-1-180 были продемонстрированы наркому обороны К.Е. Ворошилову, последний потребовал разработать вспомогательные механизмы для облегчения и ускорения установки опорных ног, а также электрические приводы для опускания и подъема главной балки. Под различными предлогами разработчики и завод-изготовитель установок уклонились от выполнения этого распоряжения, считая его нецелесообразным.

Однако, в ходе войны оказалось, что Ворошилов, которого в современных «научных» исследованиях и мемуарах изображают как весьма недалекого человека, был прав. Дело в том, что германская артиллерийская инструментальная разведка (АИР) практически мгновенно засекала позиции стреляющего транспортера, так что максимально быстрый уход с позиции после стрельбы был единственным способом спастись от ответного огня противника. Из-за отсутствия затребованных Ворошиловым механизмов установки зачастую подвергались ненужному риску. Впрочем, за все время войны немцам так и не удалось повредить ни одну крупнокалиберную железнодорожную артиллерийскую установку.

Стрельба из пушки Б-1-П установки ТМ-1-180 велась в основном бронебойным и осколочно-фугасным снарядами образца 1928 года. Масса снаряда составляла 97,5 кг, масса взрывчатого вещества — 1,95 и 7,97 кг соответственно. Масса метательного заряда равнялась 37,5 кг, заряд обеспечивал снаряду начальную скорость 920 м/сек, дальность стрельбы при угле возвышения 49° составляла 37129 м. Имелись также несколько типов полубронебойных снарядов, фугасный и бетонобойный снаряды, а также дистанционная граната, предназначенная для стрельбы по воздушным целям. В обстановке повышенной секретности были разработаны и производились 180-мм снаряды, предназначенные для ведения химической войны.

Это были разработанный в 1941 году осколочно-фугасный снаряд (ОХС) с добавкой твердого отравляющего вещества и химический снаряд ударного действия с жидким отравляющим веществом. По имеющимся данным, на складах ВМФ к 1.01.1943 г. хранилось 2696 снарядов ОХС.

Также секретными были исследования ленинградского филиала НИИ-24 по созданию сверхдальнобойных 180-мм снарядов. Начальная скорость этих снарядов достигала 1275 м/сек, они могли поражать цели на дальности до 55000 м.

Для обеспечения скрытности стрельбы железнодорожных артиллерийских установок сотрудники ленинградского Научно-исследовательского морского артиллерийского полигона разработали беспламенные заряды, которые готовились на базе обычных пламенных пироксилиновых порохов путем введения специальных добавок. Вследствие отсутствия яркой вспышки при выстреле германская АИР практически лишилась возможности визуально засекать стреляющие установки.

В годы войны в составе Ленинградского фронта действовали три батареи 180-мм установок ТМ-1 -180: 12-я, 18-я и 19-я. 16-я батарея в самом начале войны убыла на Черное море, а 17-я была заблокирована на полуострове Ханко и впоследствии при эвакуации гарнизона Ханко ее транспортеры пришлось вывести из строя.

В январе 1942 года 12-я, 18-я и 19-я батареи ТМ-1-180 наряду с 11-й батареей ТМ-1-14 были сведены в 1-й отдельный артиллерийский дивизион. Этот дивизион и шесть дивизионов железнодорожных артиллерийских установок калибром 152—100 мм, в свою очередь, составили 101-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду — самое мощное артиллерийское соединение Ленинградского фронта.

Бригада выполняла задачи контрбатарейной борьбы с германской артиллерией, огневой поддержки советских войск, обеспечения морских коммуникаций Ленинград—Кронштадт. В 1943 году артиллерийские установки бригады участвовали в прорыве блокады Ленинграда, а впоследствии были задействованы в Красносельской и Выборгской операциях, в боях под Либавой и Кенигсбергом.

Установки ТМ-1-180 оставались на вооружении до 1961 года. В этой связи следует отметить, что в 1945 году в строй вошли отремонтированные установки бывшей 17-й батареи с полуострова Ханко. Они поступили на вооружение вновь сформированной 292-й батареи.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.