• Чт. Апр 18th, 2024

World Of Man Dreams

Мужской журнал

Вскоре после нападения на Советский Союз нацистская Германия захватила в качестве трофеев массу различной техники. Значительная часть этих боевых машин вскоре была принята на вооружение и использовалась немецкими войсками в качестве дополнения для машин собственного производства. Рассказывает wofmd.com 

В некоторых случаях имели место модернизации трофеев с целью повышения их характеристик или изменения тактической роли. Одним из интересных примеров переделки советской техники стала самоходная артиллерийская установка 7,5 cm Pak 97/38(f) auf Pz.740(r), созданная по инициативе армейского подразделения.

Среди трофеев начального периода войны присутствовало большое число легких танков Т-26 в двух модификациях, отличавшихся башнями и вооружением. Бережливые немцы приняли эту технику на вооружение под названием Panzerkampfwagen T26 737(r) и достаточно активно применяли «на вторых ролях».

До определенного времени трофейные танки были сравнительно эффективным оружием, однако в дальнейшем их характеристики перестали соответствовать имеющимся требованиям. Как следствие, обе стороны стали выводить Т-26 из активной эксплуатации и заменять их более новыми машинами. При этом немецкая сторона решила не списывать устаревшую технику, а дать ей вторую жизнь.

В роли легкого танка Т26 737(r) уже не мог решать существующие боевые задачи, однако большое количество машин этого типа еще не выработало ресурс и могло использоваться войсками. Кроме того, ко второй половине 1943 года серьезно изменилась ситуация на фронтах.

Советский Союз оправился после первых ударов и восстановил промышленность, благодаря чему Красная армия начала одерживать победу за победой и наносить врагу серьезный ущерб. Результатом этих процессов стало предложение о переоборудовании имеющихся устаревших танков в самоходные артиллерийские установки, автором которого стали военнослужащие одного из армейских подразделений.

Основой для артиллерийской части новой самоходки так же должен был стать трофей. Во время захвата Польши и Франции немецкие войска взяли в качестве трофеев несколько тысяч 75-мм дивизионных пушек обр. 1897 г. произведенных французской компанией Schneider. Изначально это вооружение использовалось в существующем виде, но в дальнейшем было решено оснастить трофейные пушки дульными тормозами, а также установить их на лафет орудия PaK 38. Такое орудие, получившее обозначение PaK 97/38, отличалось от базовой версии некоторыми положительными особенностями и представляло больший интерес для войск.

При появлении предложения о переделке танков Т-26 в САУ было решено оснастить такие боевые машины пушками PaK 97/38. По-видимому, на появлении этого решения сказались характеристики орудий, а также их доступность. Вероятно, при наличии других пушек с более высокими характеристиками авторы перспективного проекта применили бы именно их, а не устаревшее оружие французского производства.

Реализацией предложения о строительстве самоходок занялась одна из войсковых мастерских, специалисты которой удалили с базовых танков все лишнее и установили на них новые детали. По имеющимся данным, никакие значительные переработки конструкции танков и орудий (за исключением изменения боевого отделения и лафета) не предпринимались. Таким образом, базой для перспективной САУ оставался Т-26 в исходной конфигурации, отбитый у Красной армии еще в 1941 или 1942 году.

Напомним, Т-26 являлся одним из самых массовых советских легких танков и, в зависимости от модификации, имел боевую массу на уровне 8-10 т. Корпус и башня/башни танка изготавливались из броневых листов толщиной до 15 мм, обеспечивавших надежную защиту от стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Любопытной особенностью танка была компоновка внутренних агрегатов, которая отличала его от ряда предыдущих и всех последующих отечественных машин этого класса. Двигатель Т-26 располагался в корме, а в передней части корпуса помещалось трансмиссионное отделение, связанное с мотором при помощи длинного карданного вала.

Первые модификации танка Т-26, принятые на вооружение в начале тридцатых годов, имели две башни с вооружением. В отдельных башнях помещались два пулемета (в первой модификации) или пулемет и 37-мм пушка (в более поздних). Экипаж такого танка состоял из трех человек: механика-водителя, командира-стрелка и второго стрелка. Вскоре появилась новая версия танка, оснащенная лишь одной башней сравнительно большого размера. Ее удалось оснастить 45-мм пушкой и спаренным пулеметом. Ввиду преимущества в основных характеристиках однобашенный танк со временем почти полностью заменил двухбашенного предшественника.

Танки Т-26 всех модификаций оснащались карбюраторными двигателями мощностью 90 л.с., что позволяло им развивать скорость (на шоссе) до 30 км/ч. Запас хода составлял 120 км. Гусеничная ходовая часть танка имела по восемь опорных катка на каждом борту. Катки выполнили сблокированными: на каждой тележке с рессорами располагалось по четыре катка. В передней части корпуса монтировались крупные ведущие колеса, в корме – направляющие. Также в составе ходовой части предусматривались поддерживающие ролики.

Орудие PaK 97/38, представлявшее собой модернизацию старого французского образца, являлось 75-мм буксируемой противотанковой пушкой на колесном ходу. Пушка общим весом 1270 кг имела 75-мм ствол длиной 34 калибра. В ходе немецкой модернизации она получила развитый дульный тормоз, снизивший мощный импульс отдачи и разгрузивший противооткатные устройства. Лафет орудия PaK 38 позволял наводить пушку в пределах горизонтального сектора шириной 60° и устанавливать угол возвышения от -6° до +18°.

Вместе с трофейными пушками немцам достались осколочно-фугасные и бронебойные снаряды нескольких типов. Кроме того, со временем немецкие специалисты предложили 75-мм кумулятивный снаряд. При стрельбе осколочно-фугасным боеприпасом имелась возможность поражения цели на дальностях до 10 км. Бронебойные снаряды, в зависимости от типа цели и боеприпаса, можно было применять на дистанциях не более 1-1,5 км.

Красноармейцы рядом с подбитой САУ 7,5cm PaK 97/38(f) auf Pz. 740 (r)

Для монтажа трофейного орудия базовые танки T26 737(r) должны были претерпевать некоторые изменения. С них следовало снимать башню, а также перерабатывать конструкцию крыши корпуса. Для установки новых деталей приходилось вырезать большую часть подбашенного листа. Также крыша корпуса оснащалась новыми деталями, как системами монтажа пушки, так и другими изделиями, например, ящиками для снарядов. По некоторым данным, вместо имевшейся крыши на подбашенной коробке монтировали некое подобие пола боевого отделения, расположенное на уровне крыши моторного отделения, что привело к появлению сравнительно крупной площадки, доступной экипажу.

Известно, что в ходе перестройки танков Т-26 в САУ были применены два условных проекта, отличавшихся друг от друга конструкцией дополнительного оснащения базовой машины. Первый вариант подразумевал минимальные доработки танков и пушек, а во втором предусматривалось создание новой оригинальной рубки для размещения орудия и его расчета. Самоходка обоих вариантов, в целом, сохраняла детали имевшейся подбашенной коробки, которая, однако, лишалась почти всей крыши и кормового листа.

В первом варианте модернизации в передней части боевого отделения размещалась сравнительно высокая тумба, использовавшаяся в качестве основы для орудийной установки. На ней, в свою очередь, монтировался незначительно доработанный лафет пушки PaK 97/38. К лафету крепился орудийный щит изогнутой формы. Эта деталь была разработана еще для PaK 38, а в ходе модернизации трофейных пушек французского производства перешла к ним, претерпев некоторые изменения. Теперь без каких-либо значительных доработок щит стал элементом бронирования новой САУ.

На лафете, сохранявшем имеющиеся углы вертикальной наводки (сектор горизонтальной был сокращен), располагалось 75-мм орудие. Были сохранены имевшиеся прицельные приспособления и механизмы наведения. Таким образом. при установке на самоходное шасси самым большим изменениям подвергались детали лафета, контактирующие с устройствами для монтажа. Боекомплект в виде унитарных снарядов калибра 75 мм различных типов размещался в укладках боевого отделения шасси.

Второй вариант самоходки отличался наличием почти полноценной броневой рубки. Как и в первом варианте, танк получал тумбовую установку орудия, оснащенного собственным бронещитом. Одновременно с этим на бортах подбашенной коробки танка наращивались два сравнительно высоких бронелиста пятиугольной формы со скошенной передней кромкой. Высота таких бортов совпадала с высотой щита орудия. Таким образом, на корпусе шасси появлялось некое подобие рубки обычных САУ, открытое сверху и сзади. Кроме того, в зависимости от угла горизонтальной наводки, в этой «рубке» могли появляться щели между щитом и бортами.

Проект модернизации танков Т-26 являлся инициативной разработкой одного из подразделений Вермахта, что сказалось на объемах производства новой техники. Усилиями одной из войсковых мастерских к концу 1943 года удалось построить лишь 10 самоходок на базе T26 737(r) и PaK 97/38. Все эти машины были переданы 3-й роте 563-го противотанкового дивизиона, где эксплуатировалось в течение нескольких месяцев. В соответствии с немецкой номенклатурой вооружений и техники новые САУ получили условное обозначение 7,5cm PaK 97/38(f) auf Pz. 740 (r) – 7,5-см орудие PaK 97/38 (французское) на базе танка Pz. 740 (русский).

В большинстве источников упоминается, что самоходки нового типа использовались только 3-й ротой 563-го дивизиона и служили лишь в течение нескольких месяцев. Уже 1 марта 1944 года 3-я рота официально перешла на боевые машины Marder III. Тем не менее, по некоторым данным, САУ на базе трофейных танков еще успели принять участие в боях, хотя известен лишь один случай применения такой техники в сражениях.

В конце сентября 1944 года началась операция по освобождению Моонзундского архипелага, успешно завершившаяся в конце ноября. В ночь с 8 на 9 октября у деревни Техумарди 307-й отдельный истребительно-танковый дивизион 249-й Эстонской стрелковой дивизии столкнулся с 2-м батальоном 67-го Потсдамского гренадерского полка. В ходе этого сражения обе стороны понесли значительные потери в живой силе и техники.

В частности, советские противотанкисты подбили одну из вражеских самоходок. При дальнейшем изучении было установлено, что это была САУ на базе танка Т-26 с пушкой французского производства. Таким образом, судьба, как минимум, одной самоходки 7,5cm PaK 97/38(f) auf Pz. 740 (r) прослеживается четко и ясно: она оставалась в строю до осени 1944 года, когда ей нанесли фатальные повреждения и сделали дальнейшую эксплуатацию невозможной.

Дальнейшая судьба девяти других самоходок немецкой постройки неизвестна. Согласно наиболее распространенной версии, их сняли с вооружения в начале марта 1944 года, после чего информация о них отсутствует. Судя по хроникам сражения на Моонзундском архипелаге и гибели одной из самоходок под Техумарди, эта техника вполне могла использоваться в тех или иных сражениях и погибнуть в бою. Тем не менее, нельзя исключать, что некоторая часть 7,5cm PaK 97/38(f) auf Pz. 740 (r) была списана за ненадобностью и отправилась в переплавку. Так или иначе, сведения о самоходках, сохранившихся до конца войны, отсутствуют.

Проект самоходки на базе танка Т-26 и пушки PaK 97/38 был создан по инициативе армейских артиллеристов, что привело к некоторым специфическим последствиям. К примеру, строить машины 7,5cm PaK 97/38(f) auf Pz. 740 (r) приходилось в имеющихся армейских мастерских, из-за чего удалось собрать всего десять самоходок.

Одновременно с этим инициативный проект продемонстрировал важную особенность немецкого производства военной техники: строевым подразделениям далеко не всегда хватало серийных машин, что заставляло их искать любые доступные выходы. Естественно, десять самоходок полукустарного изготовления не могли изменить исход войны, но и полноценное серийное производство другой техники, ввиду массы накопившихся проблем, тоже не смогло спасти нацистскую Германию от поражения.

Copyright © 2016-2023. Все права защищены. Копирование материалов с сайта разрешено с указанием активной ссылки.